Необходимость иметь на вооружении самоходную зенитную установку ощущалась уже с первых дней войны. Импровизированные варианты установки счетверенных пулеметов “максим” калибра 7,62-мм на автомобильное шасси дали лишь частичный эффект, поскольку в силу своих баллистических характеристик они не могли успешно бороться с воздушными целями, а для орудий более крупного калибра (37-мм или 45-мм) требовалась совершенно другая ходовая часть. Эксперименты по монтажу зенитных пушек на танковое шасси проводились ещё в 1930-е гг., но ни одна из опытных ЗСУ серийно не строилась. Только в 1944 г. на вооружение наконец приняли зенитную самоходку ЗСУ-37, основой для которой послужила САУ СУ-76М.
Изменения, которым подверглась САУ, были минимальными. Корпус, ходовая часть (которая кстати была заимствована у танка Т-70М) и силовая установка без изменений перешли от СУ-76М, но вместо 76-мм пушки в открытой сверху башне кругового вращения было установлено 37-мм зенитное орудие 61-К. Углы наводки по вертикали были весьма значительны, так что со стрельбой по низколетящим самолётам проблем практически не было. Однако на испытаниях выяснилось, что при неплохой поражающей способности 37-мм пушка имеет недостаточный темп стрельбы, а боезапас оказался недостаточным. У не слишком удачной ЗСУ-37 были все шансы также остаться на уровне опытного образца, но так как ничего лучше предложено не было, её приняли на вооружение в качестве временной меры. Производство ЗСУ-37 наладили сразу на двух заводах – Мытищинском Машиностроительном №40 и Горьковском Автомобильном №1, но после выпуска 75 машин в 1944-1945 гг. серийный выпуск зенитной самоходки прекратили. Причины этого шага были описаны выше. Кроме того, на завершающем этапе боевых действий в Европе советская авиация господствовала в воздухе, поэтому от дальнейшего выпуска и без того несовершенной ЗСУ решили отказаться. В боевых действиях ЗСУ-37 принять участие не успели, но на протяжении нескольких послевоенных лет они участвовали в военных парадах.
Тактико-технические характеристики ЗСУ-37: Классификация: зенитная установка Боевая масса: 0,5-12,2 Экипаж, чел.: 4 Количество выпущенных, шт: 75 (1944-1946) Размеры Длина корпуса, мм: 4900 Ширина корпуса, мм: 2700 Высота, мм: 2080 Клиренс, мм: 315 Бронирование Тип брони: гомогенная катаная высокой твёрдости Лоб корпуса (верх), мм/град.: 35/60 Лоб корпуса (низ), мм/град.: 45/−30 и 15/−81 Борт корпуса (верх), мм/град.: 15/0 Борт корпуса (низ), мм/град.: 15/0 Корма корпуса (верх), мм/град.: 15/76 Корма корпуса (низ), мм/град.: 25/−44 Днище, мм: 10 и 6 Крыша корпуса, мм: 10 Вооружение Калибр и марка пушки: 37мм 61-К обр. 1939 г. Длина ствола, калибров: 62,6 Боекомплект пушки: 320 Скорострельность пушки: 180 Подвижность Тип двигателя: карбюраторный, 6-цилиндровый - 2шт. Модель двигателя: ГАЗ-203 Мощность двигателя, л.с.: 2x70 то же, кВт.: 2x51,5 Запас хода по шоссе, км: 330 Тип подвески: торсионная индивидуальная Ширина гусеницы, мм: 260 (300) Скорость по шоссе, км/ч: 42 Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25 Ширина преодолеваемого рва, м: 1,7 Преодолеваемый брод, м: 1,0 Скорость вращения башни, сек./360град.: 10
|