В декабре 1943, накануне союзного десанта в Европе, американское командование приказало привести в боеготовое состояние имевшиеся на вооружении 155мм САУ М12. Управление Бронетанковых Сил (Armored Force Board) считало, что для сопровождения танковых дивизий в ходе предстоящих операций потребуются САУ и санкционировало разработку новой машины, подобной М12. Проект назвали Т83 Gun Motor Carriage. Новая машина должна была иметь 155мм орудие М1А1 или М2, установленное на расширенное шасси М4А3Е8 с подвеской HVSS. Мотор переносился вперёд, а сзади монтировалась рабочая платформа для обслуживания орудия и сошник-упор против сильной отдачи. Осколочно-фугасный снаряд имел начальную скорость 845 м/с и при весе 41,3кг выстреливался на дальность до 23,5км. Скорострельность составляла 1 выстрел в минуту. Ещё на стадии проектирования в САУ закладывалась возможность заменять 155мм орудие на 8-дюймовую гаубицу. САУ с гаубицей называлось Т89 НМС. Работы над Т83 начались в январе 1944.
Однако, как и при создании М12, Управление Сухопутных Сил (Army Ground Forces) по прежнему считало такие машины не нужными и попыталось наложить на них своё вето. Тем не менее Артиллерийское Управление (Ordnance Board) поддержало идею Управления Бронетанковых Сил и в марте 1944 началось производство пилотной машины.
Для обслуживания Т83 и Т89, на их базе разработали машину Т30 Cargo Carrier. По сути Т30 имела ту же самую базовую шасси но без вооружения. Т30 предназначался для перевозки боеприпасов и расчёта Т83 или Т89. На одну Т83 или Т89 полагалась одна обслуживающая машина Т30.
Когда началось вторжение Союзников в Европу, американская промышленность в рамках "ограниченного производства" (limited procurement) получила заказ на 304 машины Т83 и соответственно 304 Т30. В январе 1945 компания Pressed Steel выполнила контракт. В марте 1945 Т83 стандартизировали, как М40 Gun Motor Carriage, а в войсках прозвали Долговязый Том (Long Tom). Заказ на М40 довели до 600 машин, но всего, с января по декабрь 1945 выпустили 448 штук, из которых 311 САУ - до конца 2МВ. А, вот заказ на Т30 выданный в июле 1944 отменили в декабре того же года. Американские военные посчитали на тот момент более актуальным использовать шасси для производства САУ Т83, а не машин обслуживания. Промышленность успела изготовить всего несколько Т30. Конструкторы модифицировали конструкцию Т30, так, чтобы универсальные держатели годились для перевозки снарядов калибром 105мм, 155мм, 8-дюймов, 240мм. В серийное производство эта машина так и не попала.
Впервые М40 приняли участие в боевых действиях при обстреле города Колонь, а потом активно участвовали в сражении за Кёльн в составе 991-го батальона полевой артиллерии. После 2МВ М40 GMC послужили в Корейской войне.
M40 GMC состояли на вооружении США, Англии и Франции до начала 50-х.
Модификации Cargo Carrier T30 - подвозчик боеприпасов. В июле 1944 заказали 304 этих машины, но изготовили всего несколько штук. В декабре 1944 заказ отменили, потому, что из-за острой нехватки шасси передали для производства Т83. Модифицированный дизайн имел универсальные захваты для 105мм, 155мм, 8-дюймовых и 240мм боеприпасов, но в серийное производство не попал.
8in Howitzer Motor Carriage M43 (T89) - в нябре 1944 начались работы над проектом Т89 по установке 8-дюймовой гаубицы на шасси Т83. Испытания на Абердинском полигоне успешно закончились в марте 1945, а в августе 1945 Т89 стандартизировали, как М43. До конца войны успели изготовить 48 М43, после чего заказ отменили.
250mm (10in) Mortat Motor Carriage T94 - недовольство разрушительной способностью M12 GMC спровоцировало в феврале 1945 начало работ над проектом Т94. На шасси Т83 (М40) попытались установить 250мм миномёт Т5Е1. У базового шасси усилили сошники и смонтрировали складную стрелу крана для заряжания тяжёлого боеприпаса. Элевация 45-80 градусов, траверс по 15 градусов в каждую сторону. С окончанием 2МВ работы над этим проектом прекратились, однако пилотная машина была закончена и в 1946 испытана.
Тактико-технические характеристики 155mm Gun Motor Carriage M40:
Классификация: самоходная гаубица
Боевая масса, т: 36,7
Компоновочная схема: отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади
Экипаж, чел.: 8
История
Количество выпущенных, шт.: 418
Размеры
Длина корпуса, мм: 7122
Длина с пушкой вперёд, мм: 8849
Ширина корпуса, мм: 3150
Высота, мм: 3302
Клиренс, мм: 432
Бронирование
Тип брони: стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 13/58°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 32…51/0…46
Борт корпуса (верх), мм/град.: 13/0°
Борт корпуса (низ), мм/град.: 25/0°
Корма корпуса, мм/град.: 13/0°
Днище, мм: 13—25
Крыша корпуса, мм: 13/85°
Маска орудия, мм/град.: 13/45°
Вооружение
Калибр и марка пушки: 155-мм M1A1
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 45
Боекомплект пушки: 20
Углы ВН, град.: —5…+45
Дальность стрельбы, км: 23,4
Прицелы: M69F, M69G, M16A1F, M16A1G
Подвижность
Тип двигателя: радиальный 9-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 400
Скорость по шоссе, км/ч: 34
Запас хода по шоссе, км: 160
Удельная мощность, л. с./т: 9,9
Тип подвески: сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,75
Преодолеваемый подъём, град.: 35
Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 2,4
Преодолеваемый брод, м: 1,0