И-15 Героя Советского Союза Е.Н.Степанова Истребитель И-15 разработан 2 бригадой ЦКБ под руководством
Н.Н.Поликарпова. Он представлял собой дальнейшее развитие И-5 и И-6. Главной
задачей перед конструкторами стояло улучшение аэродинамики без существенных
изменений размеров самолёта. Первоначально проект носил обозначение И-14,
но позже его сменило обозначение И-15 (И-14 стал называться истребитель КБ
А.Н.Туполева). В качестве силовой установки предполагалось использовать
двигатель воздушного охлаждения М-38, но затем выбор пал на Райт-Циклон
SGR-1820 F3. Прототип ЦКБ-3 впервые поднялся в небо в октябре 1933 года
(лётчик-испытатель В.П.Чкалов). Испытания продолжались до конца года. В
1934 году началось его серийное производство на московских заводах №1 и №39. И-15 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции
с верхним крылом типа "чайка". Стойки коробки крыльев I-образные. Шасси
неубирающееся, трёхопорное, со свободнонесущими стойками и задним костылём.
В зимнее время колёса шасси заменялись деревянными лыжами. Каркас фюзеляжа
сваривался из стальных труб (сталь ХМА). От двигателя до кабины он обшивался
дюралем Д1, а далее - полотном. Крылья имели деревянный каркас и полотняную
обшивку. Каркас хвостового оперения выполнялся из дюраля Д6. Силовая установка
состояла из поршневого звездообразного 9-цилиндрового двигателя воздушного
охлаждения М-22 (позже М-25) с винтом ВИШ-6 постоянного шага. Самолёты
ранних серий оснащались двигателем "Райт-Циклон". Цилиндры закрывались
кольцом Тауненда. Вооружение состояло из 2 пулемётов ПВ-1 (боекомплект
3000 патронов). В перегрузку мог брать на борт до 40 кг бомб. Существовали следующие модификации: -
ЦКБ-3 - прототип. Отличался двигателем Райт Циклон SGR-1820 F3. Первый
полёт в октябре 1933 года.
-
И-15 - серийный истребитель.
-
И-15 (ЦКБ-3бис) - серийный с двигателем М-25. Выпускался в 1937 году.
-
И-15 - опытный с прямым центропланом.
-
И-15 - опытный с гермокабиной конструкции Н.Н.Поликарпова. Изготовлен в 1937 году.
-
И-15 - опытный с гермокабиной конструкции А.Я.Щербакова. Изготовленен в 1937 году.
-
И-15ТК - высотный (опытный). Отличался двигателем М-25Е и 2 турбокомпрессорами ТК-1.
-
И-152 (ЦКБ-3бис, И-15бис, И-152) -
модернизированный. Отличался прямым верхним крылом, двигателем М-25В с
капотом NASA. В 1938-1939 годах изготовлено 2408 самолётов.
-
И-153 (И-153) - модернизированный. Отличался
убирающимся шасси и крылом типа "чайка". Выпускался с 1939 года.
- "Чжун 28-И" - китайский вариант И-15. Отличался двигателем Райт "Циклон" SR-1820-F53.
В 1939-1943 годах на авиазаводе в Куньмине изготовлено 30 самолётов.
Всего в 1934-1936 годах заводами №1 и №39 изготовлено 375 самолётов.
Кроме того, ещё 291 самолёт построен в Испании (на четырёх заводах). Для
того времени это был самый манёвренный в мире самолёт. 21 ноября 1935 года
лётчик В.К.Коккинаки на специально облегчённом ЦКБ-3 установил неофициальный
(СССР ещё не был членом FAI) мировой рекорд высоты полёта - 14575 м. Впервые в боевой обстановке истребитель И-15 применён в Испании
осенью 1936 года (первый воздушный бой с участием И-15 состоялся 4 ноября).
Всего республиканцы получили из СССР 186 истребителей И-15. Эти самолёты
также применялись на Халхин-Голе,
в советско-финляндской войне 1939-1940
годов, в начальный период Великой Отечественной войны (в основном как штурмовики).
Уже на Халхин-Голе самолёт считался устаревшим. Лётно-технические характеристики: Назначение: Истребитель Первый полёт: 1933 Производитель: СССР Экипаж: 1 чел. Максимальная скорость у земли: 285 (315) км/ч Максимальная скорость на высоте: 350 (368) км/ч Дальность полёта: 500км Практический потолок: 7250 Скороподъёмность: 454 м/мин. Длина: 6,1м Размах крыла: 9,75 (7,5 нижнее) м Высота: 2,2м Площадь крыла: 21,2 (14,0+7,9) м² Шасси: неубираемое, с обтекателем Масса пустого: 1012 кг Масса макс.взлётного: 1369 кг Двигатель: 1 ПД М-22 (позже М-25) Тяга (мощность): 480 л.с. Вооружение: 4х7,62 мм ПВ-1 Количество точек подвески: 4 Список использованных источников- Гордон Е., Зенкин В., Типов В. Истребители-бипланы Н.Н.Поликарпова И-5, И-15, И-15бис. - М.: POLYGON, 1992.
- Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8.
- Котлобовский А.В., Шпигунов А.В. "Чато" Поликарпова. Самолёт и модель // Авиация и Время. - 2000. - №2. - С. 49-52.
- Маслов М. И-15бис - самолёт пяти войн // Мир авиации. - 1993. - №1. - С. 16-24.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 274.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 485-489.
|