предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Фокке-Вульф Fw.200 «Кондор» (нем. Focke Wulf Fw.200 «Condor») — немецкий 4-моторный дальний многоцелевой самолёт-моноплан периода Второй мировой. Созданный как дальний пассажирско-транспортный авиалайнер, он в большей и наиболее известной части своего применения использовался Военно-воздушными силами Германии в качестве самолёта дальней морской разведки и дальнего бомбардировщика. Всего было построено 276 машин.
Хейнкель He.116 (нем. Heinkel He.116) — немецкий четырехместный дальний разведчик и курьерский самолёт времен Второй мировой войны. Всего было построено 14 машин.
Юнкерс Ю 52/3м (нем., англ. Junkers Ju.52/3m) — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт. «3m» в обозначении означает нем. «drei Motoren» — трехмоторный. Самолет получил неофициальные прозвища: «Auntie Ju» — «Тетушка Ю» и «Железная Анни», во время гражданской войны в Испании — «Pava» («Индюшка»).
Блом унд Фосс Bv.238 (нем. Blohm & Voss Bv.238)— немецкий дальний
транспортный самолет, разведчик и бомбардировщик (летающая лодка)
времён второй мировой войны.
Дуглас C-47 «Скайтрэйн» (англ. Douglas C-47 Skytrain, он же Дуглас ДС-3
«Дакота» (Douglas DC-3 также известный под наименованиями C-53, R4D и
"Dakota")) — американский военно-транспортный самолёт, разработанный на
базе пассажирского DC-3. Совершил первый полёт 23 декабря 1941 года,
построено около 10 000 машин. «Скайтрэйн» широко применялся силами
союзников во Второй мировой войне, а после её окончания долгое время
оставался на вооружении многих стран мира. Отдельные экземпляры
продолжают эксплуатироваться и в начале XXI века. Всего было
произведено ~10000 самолётов.
Дуглас C-54 «Скаймастер» (англ. Douglas C-54 Skymaster) — американский
военно-транспортный самолёт, разработанный на базе пассажирского DC-4.
Совершил первый полёт 14 февраля 1942 года, построено более 1100 машин.
«Скаймастер» активно применялся для снабжения Западного Берлина во
время Берлинской блокады 1948—1949 годов, поставлялся в ряд стран мира,
был личным самолётом Франклина Рузвельта, Гарри Трумэна и Уинстона
Черчилля. Всего было построено более 1100 самолётов.
Арадо Ar.232 «Сороконожка» (нем. Arado Ar.232 "Tausendfüßler") —
немецкий транспортный самолёт. Сконструирован и построен в небольшом
количестве немецкой фирмой Arado во время Второй мировой войны. Первый
полёт совершил в июне 1941 года. Всего было построено около 20 машин.
Через несколько недель, в декабре 1940 г министерство авиации решило
сменить название планера с Ме.263 на Ме.321. Таким образом, первый
планер начал испытания в Лейпхейме под обозначением Ме.321-V1. Самолет
представлял собой конструкцию, сваренную из стальных труб с тканевой
обшивкой по деревянной опалубке. Размер грузового отсека на Ме.321 был
впечатляющим 11*3,15*3,3 м. Пол отсека мог выдержать 20 т нагрузки в
два раза больше пустого веса планера. Революционно был решен вопрос
доступа в грузовой отсек через носовую часть фюзеляжа, две створки
которой откидывались в стороны. В отсек можно было установить вторую
палубу, что увеличивало десантовместимость до 200 человек. Выше всех,
перед крылом сидел пилот.
Мессершмитт Me.323 «Гигант» (нем. Messerschmitt
Me.323 "Gigant") — немецкий тяжелый транспортный самолет времён Второй
мировой войны.
Экипаж состоял из 5
человек. Me.323 использовался в 1943 году для снабжения немецких войск
в Тунисе и Северной Африке. Самолёт совершал вылеты с Итальянского
полуострова и с острова Сицилия. До прекращения производства в апреле
1944 года было построено около 200 машин.
До начала Второй мировой войны самолет М.35 Вильгельма Мессершмитта был
одним из лучших в мире пилотажных самолетов. На его основе был
разработан Мессершмитт М.37, позднее получивший обозначение Bf.108
«Тайфун».
Необходимость в транспортном самолёте средней грузоподъёмности для ВВС
назревала достаточно давно. Советские варианты на тему переделанных
бомбардировщиков не слишком соответствовали предъявляемым к ним
требованиям, и на какое-то время эту брешь заполнил американский DC-3
выпускаемый с 1940 года по лицензии.
Двухмоторный низкоплан Яковлев Як-6, задуманный как легкий транспортный
самолет общего назначения, впервые поднялся в воздух в июне 1942г. Он
был оснащен убирающимся шасси с хвостовым колесом и перевозил экипаж из
двух человек, а также четырех пассажиров. Вариант НББ (ночной ближний
бомбардировщик) мог быть также оборудован для перевозки грузов или для
использования в качестве санитарного самолета, буксировщика планеров
или штурмовика.
Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого
было начато в Ташкенте, по лицензии американского Douglas DC-3. Всего было выпущено 6157 самолётов.