предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Хеншель Hs.123 (нем. Henschel Hs.123) — немецкий одноместный пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны. Поставки Нs.123A-1 в люфтваффе начались летом 1936 г.
Хеншель Hs.129 (нем. Henschel Hs.129) — немецкий одноместный двухмоторный специализированный штурмовик времён Второй мировой войны. Главный конструктор самолета — Фридрих Николаус Fr. Nicolaus. В люфтваффе штурмовик имел прозвище Консервный нож (нем. Buchsenoffner). Использовался в основном на Восточном фронте с 1942 года по 1945 год. Всего было выпущено 865 самолётов.
Норт Америкэн A-36 Апач / Инвэйдер (англ. North American A-36 Apache/Invader) — американский Штурмовик. Самолёт представлял собой моноплан, имевший цельнометаллическую конструкцию. Создан в 1930-х годах. Разработан и производился фирмой North American, на базе истребителя P-51 Mustang. Применялся ВВС США во время Второй мировой войны. Совершил первый полёт в октябре 1942 года. Всего построено около 500 машин.
Валти A-31 Вендженс (англ. Vultee A-31 Vengeance) — американский бомбардировщик. Самолёт представлял собой моноплан, имевший цельнометаллическую конструкцию. Создан в 1930-х годах. Разработан и производился фирмой Vultee. Применялся ВВС США во время Второй мировой войны.
Дуглас A-26 «Инвэйдер» (англ. Douglas A-26 Invader) — американский средний бомбардировщик. Совершил первый полёт 10 июля 1942 года. Всего построено около 2500 машин. A-26 не успел сыграть значимой роли во Второй мировой войне, однако активно применялся в ряде вооружённых конфликтов 1950—1960-х годов. В 1948—1966 годах носил обозначение B-26, что иногда приводит к путанице с похожим бомбардировщиком B-26 «Мародэр». Всего произведено 2452 самолёта.
Дуглас А-20 Хэвок/ДБ-7 Бостон (англ. Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston) — семейство самолётов, включавшее штурмовик, лёгкий бомбардировщик и ночной истребитель, во время Второй мировой войны состоял на вооружении ВВС США, Великобритании, Советского Союза и других стран. В ВВС стран Содружества известен под именем «Бостон», версия ночного истребителя называлась «Хэвок». В ВВС США принят на вооружение под обозначением А-20 Хэвок.
Задание на проектирование и постройку бронированного штурмовика Су-8 с
двумя моторами М-71 или М-90 было дано П.О.Сухому в мае 1942 г.
Конструктор учел все замечания, поступавшие с фронтов по самолетам
аналогичного назначения. Боевые действия первых лет Великой
Отечественной показали, что для обеспечения успеха наступательных
операций наземных войск, действовавших на больших удалениях от своих
аэродромов, а также для штурмовки коммуникаций противника в его
оперативном тылу необходимо создание самолета с увеличенной дальностью
и скоростью полета и усиленным вооружением. Конструкторское бюро
передало всю техническую документацию и чертежи к производству уже 20
сентября, то есть на создание проекта ушло всего 4 месяца.
Ил-10 — штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны
конструкции КБ Ильюшина. Создан в 1944 году путём глубокой модернизации
самолёта Ил-2, боевые действия начал 16 апреля 1945.
И-153 «Чайка» — советский поршневой истребитель 30-х — 40-х годов. Создан
в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Является непосредственным развитием
(третьей версией, что и отражено в названии) самолёта И-15. Основное
отличие - убираемые колеса (лыжи). Кроме того было пересмотрено много в
конструкции. Введена бронеспинка. Считался наиболее совершенным
серийным истребителем такой схемы.Первое боевое применение — в
Монголии, во время боёв с японцами за Халхин-Гол, но уже тогда нес
большие потери и мог применятся только совместно с И-16. Использовался
в Китае и в Финской компании. К началу Великой Отечественной Войны
окончательно устарел и не мог даже догнать некоторые модификации Ju.88
и Дорнье не говоря уже про Bf.109 ввиду низкой скорости. Применялся, в
основном, в качестве штурмовика.
В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную
форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт
«Летающим танком». Немецкие пилоты за способность переносить
повреждения называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт». У
наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и
заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «мясник» (нем.
Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner
Gustav) и «чёрная смерть» (Schwarzer Tod).