Пятница, 05.06.2020, 02:04 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
Douglas C-47 Skytrain/Dakota
Douglas C-47 Skytrain/Dakota
Ваше мнение
Оценка сайта
Всего ответов: 446
Статистика

позиция в рейтинге BestPersons.ru

Счетчик PR-CY.Rank

Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Военно-исторические ресурсы

службы мониторинга серверов


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Истребители

Як-3

Як-3 из группы "Меч"

   Разработка модернизированного истребителя Як-1М началась в ОКБ-115 А.С.Яковлева в августе 1942 года. Он был дальнейшим развитием Як-1. Новый самолёт должен был стать истребителем завоевания господства в воздухе. Так как существенно увеличить мощность двигателя возможности не было, то основной задачей стояло улучшение аэродинамики и уменьшение массы конструкции. Снижение массы было достигнуто за счёт уменьшения площади крыла и запаса топлива (пришлось пожертвовать дальностью полёта). Крыло стало разъёмным и по конструкции аналогичным крылу Як-9. Маслорадиатор был перенесён в центроплан. В феврале 1943 года был построен первый прототип Як-1М. Впервые он поднялся в небо 28 февраля. Испытания показали, что скорость у земли увеличилась на 40 км/ч, а на высоте - на 60 км/ч. В сентябре был изготовлен второй прототип, отличавшийся форсированным по наддуву двигателем. Государственные испытания завершились 15 октября, а 26 октября вышел приказ НКАП о начале серийного производства самолёта под обозначением Як-3. Изготовление первого серийного Як-3 на заводе №292 (Саратов) завершено 1 марта 1944 года. В апреле началось производство на Тбилисском авиазаводе №31. Тогда же в апреле самолёт принят на вооружение ВВС. Летом 1944 года 41 Як-3 успешно прошёл войсковые испытания в 91 иап. После этого на новые самолёты стали перевооружать и другие полки.

   Як-3 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Первоначально конструкция была смешанной. Крыло имело дюралевые лонжероны, деревянные нервюры (1 и 7 были из дюраля) и фанерную обшивку. Фюзеляж овального сечения имел ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную хвостовой. После войны выпускался цельнометаллический Як-3. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя водяного охлаждения ВК-105ПФ2 конструкции В.Я.Климова с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-105СВ. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Вооружение основного варианта состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 12,7-мм пулемётов УБС (на первый 197 самолётах устанавливался 1 пулемёт). Вооружение Як-3П состояло из 3 пушек Б-20 конструкции М.Е.Березина.

Существовали следующие модификации:

  • Як-1М (Як-1 "Москит") - прототип. Отличался двигателем М-105ПФ. В 1943 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 28 февраля 1943 года.
  • Як-3 - серийный истребитель. Отличался двигателем ВК-105ПФ2. Первый полёт 8 марта 1944 года.
  • Як-3 ВК-107А - с двигателем ВК-107А. Отличался цельнометаллической конструкцией. В 1945-1946 годах изготовлено 48 самолётов.
  • Як-3 ВК-108 - опытный с двигателем ВК-108. Изготовлен в сентябре 1944 года. В декабре 1944 года на нём достигнута скорость 745 км/ч.
  • Як-3П - пушечный. Вооружение состояло из мотор-пушки Б-20М и 2 синхронных Б-20С. Выпускался в Саратове и Тбилиси с весны 1945 по лето 1946 года.
  • Як-3ПД - высотный перехватчик (опытный). Отличался двигателем М-105ПВ. 26 июля 1945 года на высоте 11000 м достигнута скорость 710 км/ч. 6 июля достигнута высота 13300 м.
  • Як-3РД (Як-3Р) - опытный с вспомогательным ЖРД РД-1 в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлен в 1944 году.
  • Як-3Т - опытный с 37-мм мотор-пушкой НС-37 и 2 синхронными 20-мм пушками Б-20С. Изготовлен в мае 1945 года.
  • Як-3У - опытный с двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН. Изготовлен весной 1945 года на заводе №153 в Новосибирске. Прошёл испытания, но из-за окончания войны в серию не передавался.
  • Як-3УТИ - учебно-тренировочный (опытный), прототип Як-11. Отличался двухместной кабиной, двигателем воздушного охлаждения АШ-21 с винтом ВИШ-111В-20, крылом увеличенного размаха. Вооружение состояло из 1 пулемёта УБС и 50-100 кг бомб.
  • Як-РД-10 - прототип Як-15. Отличался турбореактивным двигателем РД-10 тягой 900 кгс, расположенным в носовой части под фюзеляжем. Изготовлен летом 1946 года.
  • S-49 - югославский вариант Як-3. Отличался новым килем. Вооружение состояло из мотор-пушки и 4 синхронных пулемётов.

   Як-3 стал одним из самых известных самолётов Второй мировой войны. Он был самым лёгким истребителем своего времени в мире. Лётчики, летавшие на нём, высоко оценивали его лётные качества. В воздушных боях он показал значительное превосходство над всеми истребителями противника. Проведённая в конце войны серия учебных боёв с английскими и американскими истребителями показала превосходство и над ними (на малых и средних высотах).

   Всего в 1944-1946 годах было изготовлено 4848 (4111 во время войны) самолётов Як-3 всех модификаций. Из них на заводе №292 в Саратове изготовлено 3137 самолётов, на заводе №31 в Тбилиси - 934. Поставлялся в Югославию. На базе поршневого Як-3 был разработан реактивный истребитель Як-15. В конце 40-х годов на основе Як-3 в Югославии были разработаны истребитель S-49 и учебный самолёт "тип 213".

   В боевых условиях Як-3 впервые применён во время Львовской наступательной операции в июне 1944 года. За месяц боёв лётчики 91 ИАП сбили 23 самолёта противника, потеряв 2 истребителя (ещё 3 подбиты огнём зенитной артиллерии). Позже истребители Як-3 участвовали в сражениях в небе Белоруссии, Прибалтики, Польши и Германии. На вооружение оставался до появления первых серийных реактивных истребителей.

   Кроме советских лётчиков на Як-3 воевали французы из полка "Нормандия-Неман". После перевооружения на Як-3 они сбили 184 самолёта противника. По окончании войны по решению правительства СССР 41 Як-3 был передан Франции в качестве дара. Они оставались на вооружении полка до 1947 года, после чего были переданы в лётные школы, где эксплуатировались до 1956 года. Один самолёт сохранился до наших дней и экспонируется в парижском музее авиации.

   На Як-3 совершили тараны: Антипов Н.М., Ершов А.М., Лорийон П.

Лётно-технические характеристики

 Модификация Як-3
 Двигатель ВК-105ПФ2
 Мощность, л.с.
 1240
 Габариты, м
                  размах крыла
                  длина
                  высота
 
9,2
8,475
2,9
 Площадь крыла, м²
14,85
 Масса, кг
                  пустого
                  взлётного нормальная
 
2128
2697
 Запас топлива, л
 360
 Скорость, км/ч
                  максимальная у земли
                  максимальная на высоте
                  посадочная
 
565
640
144
 Практический потолок, м
 10400
 Время набора высоты 5000м, мин
 4,1
 Дальность полёта, км
 850
 Длина разбега,м
                  пробега
 290
480
 Экипаж, чел.
 1
 Вооружение 1х20
2х12,7

Список использованных источников
  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 60-61.
  2. Косминков К.Ю. Истребитель Як-3 - мечта пилота. // Авиационное обозрение. - Вып. 5, 6.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 37.
  4. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 123-124.
  5. Никольский М. Як-истребитель. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6. - С. 2-34.
  6. Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 30-31.
  7. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 207-212.
Перейти в Галерею


Категория: Истребители | Добавил: Weapons-of-War (23.06.2009)
Просмотров: 4601 | Теги: самолет, як-3, истребитель, Як, Советский, Яковлев, самолёт | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребители танков JagdPz IV
Французский сверхтяжёлый танк Char 2C (FCM 2C)
Британский средний пехотный танк Infantry Mk.II Matilda II
Американский лёгкий танк M2
Одноместный поплавковый самолет подводной лодки Arado Аr.231
Фронтовой истребитель Як-3
Венгерская зенитная самоходная установка 40M Nimrod
Ранцевый огнемёт Flammenwerfer 41
Американский палубный истребитель Grumman F4F Wildcat
Советский легкий танк БТ-5

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2020