Разработка модернизированного истребителя Як-1М началась
в ОКБ-115 А.С.Яковлева в августе 1942 года. Он был дальнейшим развитием
Як-1. Новый самолёт должен был стать истребителем
завоевания господства в воздухе. Так как существенно увеличить мощность
двигателя возможности не было, то основной задачей стояло улучшение
аэродинамики и уменьшение массы конструкции. Снижение массы было достигнуто
за счёт уменьшения площади крыла и запаса топлива (пришлось пожертвовать
дальностью полёта). Крыло стало разъёмным и по конструкции аналогичным
крылу Як-9. Маслорадиатор был перенесён в центроплан.
В феврале 1943 года был построен первый прототип Як-1М. Впервые он поднялся
в небо 28 февраля. Испытания показали, что скорость у земли увеличилась
на 40 км/ч, а на высоте - на 60 км/ч. В сентябре был изготовлен второй
прототип, отличавшийся форсированным по наддуву двигателем. Государственные
испытания завершились 15 октября, а 26 октября вышел приказ НКАП о начале
серийного производства самолёта под обозначением Як-3. Изготовление первого
серийного Як-3 на заводе №292 (Саратов) завершено 1 марта 1944 года. В
апреле началось производство на Тбилисском авиазаводе №31. Тогда же в
апреле самолёт принят на вооружение ВВС. Летом 1944 года 41 Як-3 успешно
прошёл войсковые испытания в 91 иап. После этого на новые самолёты стали
перевооружать и другие полки. Як-3 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Первоначально конструкция была смешанной. Крыло имело дюралевые лонжероны,
деревянные нервюры (1 и 7 были из дюраля) и фанерную обшивку. Фюзеляж овального
сечения имел ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой
части, фанерную средней и полотняную хвостовой. После войны выпускался
цельнометаллический Як-3. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом.
Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя
водяного охлаждения ВК-105ПФ2 конструкции В.Я.Климова с трёхлопастным винтом
изменяемого шага ВИШ-105СВ. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом.
Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Вооружение основного варианта
состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 12,7-мм пулемётов УБС
(на первый 197 самолётах устанавливался 1 пулемёт). Вооружение Як-3П состояло
из 3 пушек Б-20 конструкции М.Е.Березина. Существовали следующие модификации: -
Як-1М (Як-1 "Москит") - прототип. Отличался двигателем М-105ПФ. В 1943
году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 28 февраля 1943 года.
-
Як-3 - серийный истребитель. Отличался двигателем ВК-105ПФ2. Первый полёт
8 марта 1944 года.
-
Як-3 ВК-107А - с двигателем ВК-107А. Отличался цельнометаллической конструкцией.
В 1945-1946 годах изготовлено 48 самолётов.
-
Як-3 ВК-108 - опытный с двигателем ВК-108. Изготовлен в сентябре 1944 года.
В декабре 1944 года на нём достигнута скорость 745 км/ч.
-
Як-3П - пушечный. Вооружение состояло из мотор-пушки Б-20М и 2 синхронных
Б-20С. Выпускался в Саратове и Тбилиси с весны 1945 по лето 1946 года.
-
Як-3ПД - высотный перехватчик (опытный). Отличался двигателем М-105ПВ.
26 июля 1945 года на высоте 11000 м достигнута скорость 710 км/ч. 6 июля
достигнута высота 13300 м.
-
Як-3РД (Як-3Р) - опытный с вспомогательным ЖРД РД-1 в хвостовой части фюзеляжа.
Изготовлен в 1944 году.
-
Як-3Т - опытный с 37-мм мотор-пушкой НС-37 и 2 синхронными 20-мм пушками
Б-20С. Изготовлен в мае 1945 года.
-
Як-3У - опытный с двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН. Изготовлен
весной 1945 года на заводе №153 в Новосибирске. Прошёл испытания, но из-за
окончания войны в серию не передавался.
-
Як-3УТИ - учебно-тренировочный (опытный), прототип Як-11. Отличался двухместной
кабиной, двигателем воздушного охлаждения АШ-21 с винтом ВИШ-111В-20, крылом
увеличенного размаха. Вооружение состояло из 1 пулемёта УБС и 50-100 кг бомб.
-
Як-РД-10 - прототип Як-15. Отличался турбореактивным двигателем РД-10 тягой
900 кгс, расположенным в носовой части под фюзеляжем. Изготовлен летом 1946 года.
-
S-49 - югославский вариант Як-3. Отличался новым килем. Вооружение состояло
из мотор-пушки и 4 синхронных пулемётов.
Як-3 стал одним из самых известных самолётов Второй мировой войны. Он был
самым лёгким истребителем своего времени в мире. Лётчики, летавшие на нём,
высоко оценивали его лётные качества. В воздушных боях он показал значительное
превосходство над всеми истребителями противника. Проведённая в конце войны
серия учебных боёв с английскими и американскими истребителями показала
превосходство и над ними (на малых и средних высотах). Всего в 1944-1946 годах было изготовлено 4848 (4111 во время войны)
самолётов Як-3 всех модификаций. Из них на заводе №292 в Саратове изготовлено
3137 самолётов, на заводе №31 в Тбилиси - 934. Поставлялся в Югославию.
На базе поршневого Як-3 был разработан реактивный истребитель Як-15. В
конце 40-х годов на основе Як-3 в Югославии были разработаны истребитель
S-49 и учебный самолёт "тип 213". В боевых условиях Як-3 впервые применён во время Львовской наступательной
операции в июне 1944 года. За месяц боёв лётчики 91 ИАП сбили 23 самолёта
противника, потеряв 2 истребителя (ещё 3 подбиты огнём зенитной артиллерии).
Позже истребители Як-3 участвовали в сражениях в небе Белоруссии, Прибалтики,
Польши и Германии. На вооружение оставался до появления первых серийных
реактивных истребителей. Кроме советских лётчиков на Як-3 воевали французы из полка "Нормандия-Неман".
После перевооружения на Як-3 они сбили 184 самолёта противника. По окончании
войны по решению правительства СССР 41 Як-3 был передан Франции в качестве
дара. Они оставались на вооружении полка до 1947 года, после чего были
переданы в лётные школы, где эксплуатировались до 1956 года. Один самолёт
сохранился до наших дней и экспонируется в парижском музее авиации. На Як-3 совершили тараны: Антипов Н.М.,
Ершов А.М., Лорийон П. Лётно-технические характеристики Модификация | Як-3 | Двигатель | ВК-105ПФ2 | Мощность, л.с.
| 1240 | Габариты, м размах крыла длина высота
| 9,2 8,475 2,9
| Площадь крыла, м²
| 14,85
| Масса, кг пустого взлётного нормальная
| 2128 2697
| Запас топлива, л
| 360 | Скорость, км/ч максимальная у земли максимальная на высоте посадочная
| 565 640 144
| Практический потолок, м
| 10400 | Время набора высоты 5000м, мин
| 4,1 | Дальность полёта, км
| 850 | Длина разбега,м пробега
| 290 480
| Экипаж, чел.
| 1 | Вооружение | 1х20 2х12,7
|
Список использованных источников- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 60-61.
- Косминков К.Ю. Истребитель Як-3 - мечта пилота. // Авиационное обозрение. - Вып. 5, 6.
- Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 37.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 123-124.
- Никольский М. Як-истребитель. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6. - С. 2-34.
- Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 30-31.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 207-212.
Перейти в Галерею
|