Пятница, 22.11.2024, 10:00 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
ИСУ-122
ИСУ-122
Ваше мнение
Лучший пистолет-пулемёт Второй мировой войны
Всего ответов: 1301
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Истребители

Як-3

Як-3 из группы "Меч"

   Разработка модернизированного истребителя Як-1М началась в ОКБ-115 А.С.Яковлева в августе 1942 года. Он был дальнейшим развитием Як-1. Новый самолёт должен был стать истребителем завоевания господства в воздухе. Так как существенно увеличить мощность двигателя возможности не было, то основной задачей стояло улучшение аэродинамики и уменьшение массы конструкции. Снижение массы было достигнуто за счёт уменьшения площади крыла и запаса топлива (пришлось пожертвовать дальностью полёта). Крыло стало разъёмным и по конструкции аналогичным крылу Як-9. Маслорадиатор был перенесён в центроплан. В феврале 1943 года был построен первый прототип Як-1М. Впервые он поднялся в небо 28 февраля. Испытания показали, что скорость у земли увеличилась на 40 км/ч, а на высоте - на 60 км/ч. В сентябре был изготовлен второй прототип, отличавшийся форсированным по наддуву двигателем. Государственные испытания завершились 15 октября, а 26 октября вышел приказ НКАП о начале серийного производства самолёта под обозначением Як-3. Изготовление первого серийного Як-3 на заводе №292 (Саратов) завершено 1 марта 1944 года. В апреле началось производство на Тбилисском авиазаводе №31. Тогда же в апреле самолёт принят на вооружение ВВС. Летом 1944 года 41 Як-3 успешно прошёл войсковые испытания в 91 иап. После этого на новые самолёты стали перевооружать и другие полки.

   Як-3 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Первоначально конструкция была смешанной. Крыло имело дюралевые лонжероны, деревянные нервюры (1 и 7 были из дюраля) и фанерную обшивку. Фюзеляж овального сечения имел ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную хвостовой. После войны выпускался цельнометаллический Як-3. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя водяного охлаждения ВК-105ПФ2 конструкции В.Я.Климова с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-105СВ. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Вооружение основного варианта состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 12,7-мм пулемётов УБС (на первый 197 самолётах устанавливался 1 пулемёт). Вооружение Як-3П состояло из 3 пушек Б-20 конструкции М.Е.Березина.

Существовали следующие модификации:

  • Як-1М (Як-1 "Москит") - прототип. Отличался двигателем М-105ПФ. В 1943 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 28 февраля 1943 года.
  • Як-3 - серийный истребитель. Отличался двигателем ВК-105ПФ2. Первый полёт 8 марта 1944 года.
  • Як-3 ВК-107А - с двигателем ВК-107А. Отличался цельнометаллической конструкцией. В 1945-1946 годах изготовлено 48 самолётов.
  • Як-3 ВК-108 - опытный с двигателем ВК-108. Изготовлен в сентябре 1944 года. В декабре 1944 года на нём достигнута скорость 745 км/ч.
  • Як-3П - пушечный. Вооружение состояло из мотор-пушки Б-20М и 2 синхронных Б-20С. Выпускался в Саратове и Тбилиси с весны 1945 по лето 1946 года.
  • Як-3ПД - высотный перехватчик (опытный). Отличался двигателем М-105ПВ. 26 июля 1945 года на высоте 11000 м достигнута скорость 710 км/ч. 6 июля достигнута высота 13300 м.
  • Як-3РД (Як-3Р) - опытный с вспомогательным ЖРД РД-1 в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлен в 1944 году.
  • Як-3Т - опытный с 37-мм мотор-пушкой НС-37 и 2 синхронными 20-мм пушками Б-20С. Изготовлен в мае 1945 года.
  • Як-3У - опытный с двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН. Изготовлен весной 1945 года на заводе №153 в Новосибирске. Прошёл испытания, но из-за окончания войны в серию не передавался.
  • Як-3УТИ - учебно-тренировочный (опытный), прототип Як-11. Отличался двухместной кабиной, двигателем воздушного охлаждения АШ-21 с винтом ВИШ-111В-20, крылом увеличенного размаха. Вооружение состояло из 1 пулемёта УБС и 50-100 кг бомб.
  • Як-РД-10 - прототип Як-15. Отличался турбореактивным двигателем РД-10 тягой 900 кгс, расположенным в носовой части под фюзеляжем. Изготовлен летом 1946 года.
  • S-49 - югославский вариант Як-3. Отличался новым килем. Вооружение состояло из мотор-пушки и 4 синхронных пулемётов.

   Як-3 стал одним из самых известных самолётов Второй мировой войны. Он был самым лёгким истребителем своего времени в мире. Лётчики, летавшие на нём, высоко оценивали его лётные качества. В воздушных боях он показал значительное превосходство над всеми истребителями противника. Проведённая в конце войны серия учебных боёв с английскими и американскими истребителями показала превосходство и над ними (на малых и средних высотах).

   Всего в 1944-1946 годах было изготовлено 4848 (4111 во время войны) самолётов Як-3 всех модификаций. Из них на заводе №292 в Саратове изготовлено 3137 самолётов, на заводе №31 в Тбилиси - 934. Поставлялся в Югославию. На базе поршневого Як-3 был разработан реактивный истребитель Як-15. В конце 40-х годов на основе Як-3 в Югославии были разработаны истребитель S-49 и учебный самолёт "тип 213".

   В боевых условиях Як-3 впервые применён во время Львовской наступательной операции в июне 1944 года. За месяц боёв лётчики 91 ИАП сбили 23 самолёта противника, потеряв 2 истребителя (ещё 3 подбиты огнём зенитной артиллерии). Позже истребители Як-3 участвовали в сражениях в небе Белоруссии, Прибалтики, Польши и Германии. На вооружение оставался до появления первых серийных реактивных истребителей.

   Кроме советских лётчиков на Як-3 воевали французы из полка "Нормандия-Неман". После перевооружения на Як-3 они сбили 184 самолёта противника. По окончании войны по решению правительства СССР 41 Як-3 был передан Франции в качестве дара. Они оставались на вооружении полка до 1947 года, после чего были переданы в лётные школы, где эксплуатировались до 1956 года. Один самолёт сохранился до наших дней и экспонируется в парижском музее авиации.

   На Як-3 совершили тараны: Антипов Н.М., Ершов А.М., Лорийон П.

Лётно-технические характеристики

 Модификация Як-3
 Двигатель ВК-105ПФ2
 Мощность, л.с.
 1240
 Габариты, м
                  размах крыла
                  длина
                  высота
 
9,2
8,475
2,9
 Площадь крыла, м²
14,85
 Масса, кг
                  пустого
                  взлётного нормальная
 
2128
2697
 Запас топлива, л
 360
 Скорость, км/ч
                  максимальная у земли
                  максимальная на высоте
                  посадочная
 
565
640
144
 Практический потолок, м
 10400
 Время набора высоты 5000м, мин
 4,1
 Дальность полёта, км
 850
 Длина разбега,м
                  пробега
 290
480
 Экипаж, чел.
 1
 Вооружение 1х20
2х12,7

Список использованных источников
  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 60-61.
  2. Косминков К.Ю. Истребитель Як-3 - мечта пилота. // Авиационное обозрение. - Вып. 5, 6.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 37.
  4. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 123-124.
  5. Никольский М. Як-истребитель. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6. - С. 2-34.
  6. Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 30-31.
  7. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 207-212.
Перейти в Галерею


Категория: Истребители | Добавил: Weapons-of-War (23.06.2009)
Просмотров: 6144 | Теги: самолет, як-3, истребитель, Як, Советский, Яковлев, самолёт | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Средний арт-тягач `Сталинец-2`
Ранцевый огнемет Flammenwerfer 34
7.92мм авиационный ручной пулемет MG-81
7.69мм ручной пулемет BREN (Брен)
Итальянский лёгкий танк Fiat 3000
Немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребитель танков Marder II
Итальянский лёгкий бронеавтомобиль Autoblinda AB.40 \ AB.41 \ AB.43
7.92мм ручной пулемет системы Максима MG-08/15
Ранцевый огнемёт Flammenwerfer 41
Средний танк М3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024