Летом 1942 года появилась возможность более широко применять
в конструкции самолётов алюминиевые сплавы. В июне в ОКБ А.С.Яковлева началась
разработка истребителя Як-7ДИ. Основной задачей
стояло уменьшение массы конструкции при сохранении прочности. С этой цель
было решено заменить деревянные лонжероны и нервюры на дюралевые. Металлический
силовой набор позволил установить в крыле протектированные топливные баки
увеличенного объёма. В результате Як-7ДИ получился неуступающим Як-7 по
своим характеристикам, но имевшим большую дальность и продолжительность
полёта. В облегчённом варианте выросла маневренность в горизонтальной и
вертикальной плоскостях. В конце июня начались испытания нового истребителя,
продолжавшиеся до начала августа. В октябре после устранения выявленных
дефектов он был запущен в серийное производство под обозначением Як-9 на
авиазаводе №153 в Новосибирске. В январе 1943 года началось производство
на заводе №166 в Омске, в 1945 году - на заводе №82 в Москве. Як-9 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция смешанная. Крыло имело дюралевые лонжероны и нервюры (концевые
нервюры били деревянные) и фанерную обшивку. Фюзеляж овального сечения имел
ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную
средней и полотняную хвостовой. В 1944-1945 годах освоен выпуск самолётов
с полностью дюралевой (неработающей) обшивкой. Шасси убирающееся, трёхопорное,
с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного
12-цилиндрового двигателя водяного охлаждения М-105ПФ (М-105ПФ2М, ВК-107)
с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61П (ВИШ-105). Запуск двигателя
осуществлялся сжатым воздухом. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём.
В отсеке за кабиной могли истанавливаться фотоаппараты, дополнительный
топливный бак или подвешиваться бомбы. Топливо размещалось в 2-4 крыльевых
протектированных баках. На Як-9ДД количество баков увеличено до 9 (располагались
в крыле и фюзеляже). Состов вооружения менялся в зависимости от модификации.
На самолёте могли устанавливаться 20-мм пушки ШВАК и Б-20С, 23-мм пушка ВЯ,
37-мм пушка НС-37, 45-мм пушка НС-45, 12,7-мм пулемёты УБС. Як-9Б мог брать
на борт 4 бомбы по 100 кг. Существовали следующие модификации: -
Як-7ДИ - прототип. Изготовлен в феврале 1942 года.
-
Як-9 - первый серийный вариант. Отличался отсутствием крайних крыльевых
баков. Изготовлено 459 самолётов.
-
Як-9 М-106 - опытный с двигателем М-106-1ск мощностью 1350 л.с. Изготовлен
в 1942 году.
-
Як-9Б (Як-9Л) - истребитель-бомбардировщик. Отличался наличием бомбоотсека
за кабиной пилота. В 1944 году изготовлено 109 самолётов.
-
Як-9В - учебно-тренировочный истребитель (вывозной). Разработан на базе
Як-9Т. Отличался наличием двойной кабины. С августа 1945 по август 1947
года изготовлено 456 самолётов. Ещё 337 переоборудовано из Як-9М.
-
Як-9Д - дальний. Отличался дополнительными топливными баками. В 1943-1946
годах изготовлено 3058 самолётов. Поставлялся в Болгарию.
-
Як-9ДД - истребитель дальнего действия. Отличался увеличенным до 845 л
запасом топлива (9 баков), составом оборудования. Вооружение состояло из
1 пушки ШВАК. С мая 1944 по сентябрь 1945 года изготовлено 399 самолётов.
В августе 1944 года группа из 12 самолётов осуществила перелёт Бельцы -
Бари (Италия), протяжённостью 1300 км.
-
Як-9К - истребитель с 45-мм пушкой НС-45. В апреле-июне 1944 года на заводе
№153 изготовлено 53 самолёта.
-
Як-9К - самолёт для перевозки комсостава (курьерский). Отличался двухместной
кабиной, отсутствием вооружения. Разработан на базе Як-9К. В июле 1944
года изготовлен на заводе №153 в единственном экземпляре.
-
Як-9М - модернизированный. Отличался смещённой назад кабиной. С мая 1944
по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 4239 самолётов.
-
Як-9М ПВО - истребитель для авиации ПВО. От Як-9М отличался наличием посадочной
фары в левом крыле, радиополукомпасом РПК-10, уменьшеным запасом топлива
и масла. В 1944 году изготовлено 160 самолётов. Кроме того, часть самолётов
переоборудованы в строевых частях.
-
Як-9П - цельнометаллический истребитель. Отличался двигателем ВК-107А,
трапецевидными законцовками крыла. С августа 1946 по декабрь 1948 года
изготовлен 801 самолёт. Поставлялся в Албанию, Венгрию, Китай, КНДР, Польшу
и Югославию.
-
Як-9ПД - опытный с двигателем М-105ПД. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК.
В 1943 году изготовлено 5 самолётов.
-
Як-9Р - разведчик. Отличался налияиекм фотооборудования. Разработан на
базе Як-9Д. В строевых частях в разведчик переоборудовались серийные Як-9.
-
Як-9С - вариант Як-9У с 2 пушками Б-20С и 1 пушкой ВЯ-23. В мае 1945 года
изготовлено 2 самолёта.
-
Як-9Т - танковый. Отличался мотор-пушкой НС-37, усиленной передней частью
фюзеляжа, смещённой назад кабиной. С марта 1943 по июнь 1945 года на заводе
№153 изготовлено 2748 самолётов.
-
Як-9ТК - опытный. Изготовлен в 1943 году в 1 экземпляре.
-
Як-9У - улучшенный. Отличался двигателем ВК-107А (на ранних ВК-105ПФ2М)
с винтом ВИШ-105В-1, конструкцией центроплана, сдвинутой назад кабиной,
удлинённой задней частью фонаря кабины, установкой маслорадиатора по типу
Як-3,
фанерной обшивкой фюзеляжа. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 2 пулемётов
УБС. Выпускался с апреля 1944 года. Изготовлен 3921 самолёт.
-
Як-9УТ - пушечный вариант Як-9У. Вооружение состояло из 1 пушки Н-37 и
2 пушек Б-20. В феврале-мае 1945 года изготовлено 282 самолёта.
Всего на трёх заводах с августа 1942 до декабря 1948 года было изготовлено
16769 (во время войны 14579) самолётов Як-9 всех модификаций. Из них на
заводе №153 изготовлено 12536 самолётов, на заводе №166 в 1944-1945 годах
- 3416 самолётов, на московском заводе №82 в 1945 году - 817 самолётов.
Это был самый массовый отечественный истребитель и самый многочисленный
фронтовой истребитель стран антигитлеровской коалиции. Впервые применён
в боевой обстановке летом 1942 года под Сталинградом. Як-9 использовался
в Красной Армии на всех фронтах. Отдельные самолёты в некоторых истребительных
полках использовались до начала 60-х годов. На Як-9 самолётах воевали французские
лётчики из полка "Нормандия-Неман". После войны эти самолёты стояли на
вооружении армий Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, КНДР, Польши и Югославии.
1 югославский Як-9Т приобретён Великобританией. На нём в 1945-1947 годах
летал командир 239-го истребительного крыла Королевских ВВС Д.Сторрер. Як-9П
ВВС Китая и КНДР применялись во время Корейской
войны до конца 1950 года. Лётно-технические характеристики Модификация
| Як-9
| Як-9Д
| Як-9Т
| Як-9У
| Двигатель
| М-105ПФ
| М-105ПФ
| М-105ПФ
| ВК-107А
| Взлётная мощность, л.с.
| 1180
| 1180
| 1180
| 1500
| Габариты, м: размах крыла длина высота
| 9,74 8,50 2,90
| 9,74 8,50 2,90
| 9,74 8,66 2,90
| 9,74 8,55 2,90
| Площадь крыла, м²
| 17,15
| 17,15
| 17,15
| 17,15
| Масса, кг: пустая взлётная нормальная
| 2277 2873
| 2350 3117
| 2298 3025
| 2512 3204
| Запас топлива, л
| 480
| 650
| 445
| 500
| Скорость, км/ч максимальная у земли максимальная на высоте посадочная
| 540 599 130
| 533 591 143
| 533 597 144
| 600 672 140
| Практический потолок, м
| 11100
| 9100
| 10000
| 10650
| Время набора высоты 5000м, мин
| 4,9
| 6,1
| 5,5
| 4,8
| Дальность полёта, км
| 875
| 1360
| 735
| 675
| Длина разбега, м пробега
| 370 550
| 370 550
| 330 500
| 320 575
| Экипаж, чел
| 1
| 1
| 1
| 1
| Вооружение:
| 1 ШВАК 1 УБС
| 1 ШВАК 1 УБС
| 1 НС-37 1 УБС
| 1 ШВАК 2 УБС
|
Список использованных источников- Игнатий А. Як-9 на вашей полке. // Авиационное обозрение. - Вып. 3. - С. 14-21.
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 60-61.
- Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 37.
- Лейпник Д.Л. Як-9: рядовые небес. - Киев: "Архив-Пресс", 2000.
- Никольский М. Як-истребитель. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6. - С. 2-34.
- Степанец А.Т. Истребители Як периода Великой Отечественной войны. - М.: "Машиностроение", 1992.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 200-207.
- Яковлев А.С. Цель жизни. - М.: Политиздат, 1967.
Перейти в Галерею
|