Пятница, 29.03.2024, 05:02 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
Sturmgeschütz IV (StuG IV)
Sturmgeschütz IV (StuG IV)
Ваше мнение
Как Вы думаете, победила бы Красная армия без помощи союзников?
Всего ответов: 960
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Истребители

Як-9

Як-9

Як-9Т

Як-9У

   Летом 1942 года появилась возможность более широко применять в конструкции самолётов алюминиевые сплавы. В июне в ОКБ А.С.Яковлева началась разработка истребителя Як-7ДИ. Основной задачей стояло уменьшение массы конструкции при сохранении прочности. С этой цель было решено заменить деревянные лонжероны и нервюры на дюралевые. Металлический силовой набор позволил установить в крыле протектированные топливные баки увеличенного объёма. В результате Як-7ДИ получился неуступающим Як-7 по своим характеристикам, но имевшим большую дальность и продолжительность полёта. В облегчённом варианте выросла маневренность в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В конце июня начались испытания нового истребителя, продолжавшиеся до начала августа. В октябре после устранения выявленных дефектов он был запущен в серийное производство под обозначением Як-9 на авиазаводе №153 в Новосибирске. В январе 1943 года началось производство на заводе №166 в Омске, в 1945 году - на заводе №82 в Москве.

   Як-9 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция смешанная. Крыло имело дюралевые лонжероны и нервюры (концевые нервюры били деревянные) и фанерную обшивку. Фюзеляж овального сечения имел ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную хвостовой. В 1944-1945 годах освоен выпуск самолётов с полностью дюралевой (неработающей) обшивкой. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя водяного охлаждения М-105ПФ (М-105ПФ2М, ВК-107) с трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61П (ВИШ-105). Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В отсеке за кабиной могли истанавливаться фотоаппараты, дополнительный топливный бак или подвешиваться бомбы. Топливо размещалось в 2-4 крыльевых протектированных баках. На Як-9ДД количество баков увеличено до 9 (располагались в крыле и фюзеляже). Состов вооружения менялся в зависимости от модификации. На самолёте могли устанавливаться 20-мм пушки ШВАК и Б-20С, 23-мм пушка ВЯ, 37-мм пушка НС-37, 45-мм пушка НС-45, 12,7-мм пулемёты УБС. Як-9Б мог брать на борт 4 бомбы по 100 кг.

Существовали следующие модификации:

  • Як-7ДИ - прототип. Изготовлен в феврале 1942 года.
  • Як-9 - первый серийный вариант. Отличался отсутствием крайних крыльевых баков. Изготовлено 459 самолётов.
  • Як-9 М-106 - опытный с двигателем М-106-1ск мощностью 1350 л.с. Изготовлен в 1942 году.
  • Як-9Б (Як-9Л) - истребитель-бомбардировщик. Отличался наличием бомбоотсека за кабиной пилота. В 1944 году изготовлено 109 самолётов.
  • Як-9В - учебно-тренировочный истребитель (вывозной). Разработан на базе Як-9Т. Отличался наличием двойной кабины. С августа 1945 по август 1947 года изготовлено 456 самолётов. Ещё 337 переоборудовано из Як-9М.
  • Як-9Д - дальний. Отличался дополнительными топливными баками. В 1943-1946 годах изготовлено 3058 самолётов. Поставлялся в Болгарию.
  • Як-9ДД - истребитель дальнего действия. Отличался увеличенным до 845 л запасом топлива (9 баков), составом оборудования. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. С мая 1944 по сентябрь 1945 года изготовлено 399 самолётов. В августе 1944 года группа из 12 самолётов осуществила перелёт Бельцы - Бари (Италия), протяжённостью 1300 км.
  • Як-9К - истребитель с 45-мм пушкой НС-45. В апреле-июне 1944 года на заводе №153 изготовлено 53 самолёта.
  • Як-9К - самолёт для перевозки комсостава (курьерский). Отличался двухместной кабиной, отсутствием вооружения. Разработан на базе Як-9К. В июле 1944 года изготовлен на заводе №153 в единственном экземпляре.
  • Як-9М - модернизированный. Отличался смещённой назад кабиной. С мая 1944 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 4239 самолётов.
  • Як-9М ПВО - истребитель для авиации ПВО. От Як-9М отличался наличием посадочной фары в левом крыле, радиополукомпасом РПК-10, уменьшеным запасом топлива и масла. В 1944 году изготовлено 160 самолётов. Кроме того, часть самолётов переоборудованы в строевых частях.
  • Як-9П - цельнометаллический истребитель. Отличался двигателем ВК-107А, трапецевидными законцовками крыла. С августа 1946 по декабрь 1948 года изготовлен 801 самолёт. Поставлялся в Албанию, Венгрию, Китай, КНДР, Польшу и Югославию.
  • Як-9ПД - опытный с двигателем М-105ПД. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. В 1943 году изготовлено 5 самолётов.
  • Як-9Р - разведчик. Отличался налияиекм фотооборудования. Разработан на базе Як-9Д. В строевых частях в разведчик переоборудовались серийные Як-9.
  • Як-9С - вариант Як-9У с 2 пушками Б-20С и 1 пушкой ВЯ-23. В мае 1945 года изготовлено 2 самолёта.
  • Як-9Т - танковый. Отличался мотор-пушкой НС-37, усиленной передней частью фюзеляжа, смещённой назад кабиной. С марта 1943 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 2748 самолётов.
  • Як-9ТК - опытный. Изготовлен в 1943 году в 1 экземпляре.
  • Як-9У - улучшенный. Отличался двигателем ВК-107А (на ранних ВК-105ПФ2М) с винтом ВИШ-105В-1, конструкцией центроплана, сдвинутой назад кабиной, удлинённой задней частью фонаря кабины, установкой маслорадиатора по типу Як-3, фанерной обшивкой фюзеляжа. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 2 пулемётов УБС. Выпускался с апреля 1944 года. Изготовлен 3921 самолёт.
  • Як-9УТ - пушечный вариант Як-9У. Вооружение состояло из 1 пушки Н-37 и 2 пушек Б-20. В феврале-мае 1945 года изготовлено 282 самолёта.

   Всего на трёх заводах с августа 1942 до декабря 1948 года было изготовлено 16769 (во время войны 14579) самолётов Як-9 всех модификаций. Из них на заводе №153 изготовлено 12536 самолётов, на заводе №166 в 1944-1945 годах - 3416 самолётов, на московском заводе №82 в 1945 году - 817 самолётов. Это был самый массовый отечественный истребитель и самый многочисленный фронтовой истребитель стран антигитлеровской коалиции. Впервые применён в боевой обстановке летом 1942 года под Сталинградом. Як-9 использовался в Красной Армии на всех фронтах. Отдельные самолёты в некоторых истребительных полках использовались до начала 60-х годов. На Як-9 самолётах воевали французские лётчики из полка "Нормандия-Неман". После войны эти самолёты стояли на вооружении армий Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, КНДР, Польши и Югославии. 1 югославский Як-9Т приобретён Великобританией. На нём в 1945-1947 годах летал командир 239-го истребительного крыла Королевских ВВС Д.Сторрер. Як-9П ВВС Китая и КНДР применялись во время Корейской войны до конца 1950 года.

Лётно-технические характеристики

Модификация
Як-9
Як-9Д
Як-9Т
Як-9У
Двигатель
М-105ПФ
М-105ПФ
М-105ПФ
ВК-107А
Взлётная мощность, л.с.
1180
1180
1180
1500
Габариты, м:
                 размах крыла
                 длина
                 высота

9,74
8,50
2,90

9,74
8,50
2,90

9,74
8,66
2,90

9,74
8,55
2,90
Площадь крыла, м²
17,15
17,15
17,15
17,15
Масса, кг:
                 пустая
                 взлётная нормальная

2277
2873

2350
3117

2298
3025

2512
3204
Запас топлива, л
480
650
445
500
Скорость, км/ч
                 максимальная у земли
                 максимальная на высоте
                 посадочная

540
599
130

533
591
143

533
597
144

600
672
140
Практический потолок, м
11100
9100
10000
10650
Время набора высоты 5000м, мин
4,9
6,1
5,5
4,8
Дальность полёта, км
875
1360
735
675
Длина разбега, м
                 пробега
370
550
370
550
330
500
320
575
Экипаж, чел
1
1
1
1
Вооружение:
1 ШВАК
1 УБС
1 ШВАК
1 УБС
1 НС-37
1 УБС
1 ШВАК
2 УБС

Список использованных источников
  1. Игнатий А. Як-9 на вашей полке. // Авиационное обозрение. - Вып. 3. - С. 14-21.
  2. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 60-61.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 37.
  4. Лейпник Д.Л. Як-9: рядовые небес. - Киев: "Архив-Пресс", 2000.
  5. Никольский М. Як-истребитель. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6. - С. 2-34.
  6. Степанец А.Т. Истребители Як периода Великой Отечественной войны. - М.: "Машиностроение", 1992.
  7. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 200-207.
  8. Яковлев А.С. Цель жизни. - М.: Политиздат, 1967.
Перейти в Галерею


Категория: Истребители | Добавил: Weapons-of-War (24.06.2009)
Просмотров: 6008 | Теги: самолёт, самолет, як-9, истребитель, Як, Яковлев, Советский | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Двухместный корабельный разведчик и патрульный самолет Arado Ar.196
Американский палубный истребитель Grumman F6F Hellcat
Советский тяжёлый танк ИС-2
Британский крейсерский танк Cruiser Tank Mk.V Covenanter
Американский истребитель Bell P-39 „Airacobra“
Тяжелый транспортный самолет Messerschmitt Me.323 „Gigant“
Немецкий четырехместный разведчик-бомбардировщик Dornier Do.215
Арт-тягач `Ворошиловец`
Ручная граната РГ-42
Немецкий тяжёлый бомбардировщик Heinkel He.177

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024