Дальний бомбардировщик Ер-2 (ДБ-240) разрабатывался на базе 12-местного скоростного пассажирского самолета "СТАЛЬ-7", созданного под руководством Р.Л.Бартини и выпущенного в 1936 году.
ДБ-240 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан с крылом типа "обратная чайка".
Кабина летчика была сдвинута влево от оси симметрии, что дало лучший обзор.
Испытания ДБ-240 завершились осенью 1940 года и на Воронежском авиационном заводе приступили к организации его серийного производства. Несмотря на недостаточную мощность моторов, Ер-2 имел ряд преимуществ перед ДБ-3Ф. На малых и средних высотах максимальная скорость его была больше на 30-50 км/ч. С одинаковой бомбовой нагрузкой в 1 тонну дальность полета Ер-2 почти на 20% превышала дальность ДБ-3Ф, к тому же при крейсерской скорости 395 км/ч против 340 км/ч. Также Ер-2 был проще в технике пилотирования. Но из-за сравнительно небольшой высотности моторов выполнения боевых задач на Ер-2 было связано с большим риском, поскольку возрастала вероятность поражения огнем зенитной артиллерии и перехвата истребителями противника.
Ер-2 с мотором М-105 выпускался сравнительно недолго. Из-за эвакуации авиазавода его производство было прекращено осенью 1941 года. Всего было выпущено 71 самолет этого типа. Несмотря на малочисленность Ер-2, летчики дальней авиации провели на этих бомбардировщиках немало успешных боевых операций, среди которых налеты на Берлин и другие цели в глубоком тылу Германии. Из-за нехватки фронтовых бомбардировщиков Ер-2, так же как Ил-4 и Пе-8, часто привлекались для выполнения задач тактического характера. В конце 1943 года производство Ер-2 возобновилось на Иркутском авиационном заводе. К тому времени конструкторы существенно модифицировали самолет: вместо моторов М-105 поставили новые дизели А.Д.Чаромского АЧ-30Б, обладавшие существенно большей мощностью, усилили оборонительное вооружение, кабину летчика сделали двухместной и экипаж теперь состоял из 5 человек. Увеличили объем топливных баков и площадь крыла. Этот бомбардировщик активно участвовал в боевых действиях завершающего периода Великой Отечественной войны. Всего с 1941 года по 1945 год было построено 462 самолета Ер-2.
Модификация Ер-2 2АЧ-30Б
Размах крыла, м 23.01
Длина, м 16.65
Высота, м 4.82
Площадь крыла, м2 79.10
Масса, кг
пустого самолета 10820
нормальная взлетная 14825
максимальная взлетная 18415
Тип двигателя ПД АЧ-30Б
Мощность, л.с. 2 х 1500
Максимальная скорость , км/ч
у земли 407
на высоте 415
Крейсерская скорость , км/ч 330
Практическая дальность, км 5300
Скороподъемность, м/мин 455
Практический потолок, м 7500
Экипаж 5
Вооружение: одна 20-мм пушка
ШВАК и два 12.7-мм пулемета
Бомбовая нагрузка - нормально - 1000 кг, максимально - 5000 кг.