Самый мощный германский тяжелый танк, принимавший участие во второй мировой войне. Отличался соотношением толщин лобовой брони корпуса и башни. На дистанции прямого выстрела подкалиберныи снаряд его 88-мм пушки поражал все типы танков, воюющих стран. С октября 1943 по март 1945 года фирмой Henschel изготовлено около 490 танков.
По мере появления у Красной Армии и ее союзников новых типов танков, способных бороться с "Тигром" в Германии форсировались, начавшиеся еще в сентябре 1942 года, работы по созданию еще более мощного танка, вооруженного 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр. Заказ на разработку тяжелого танка получили фирмы "Porsche" и "Henschel", после представления обеих проектов танковому департаменту Германии, был выбран проект, разработанный на фирме "Хеншель". Этот проект в большей степени основывался на технических решениях, использованных ранее, при постройке танка
Pz.Kpfw.VI "Tiger" Ausf.H1.
Однако первые 50 танков получили литые башни конструкции Porshe, которые к тому времени уже были изготовлены. На последующих машинах устанавливали уже сварные башни, более простые по конструкции (разработанные фирмой Хеншель).
Все первые 50 танков ушли на Западный фронт. На Восточном фронте "Tiger II", или "Konigs Tiger" ("Королевский тигр") впервые был применен 13 августа 1944 года во время боев за Сандомирский плацдарм.
Танк состоял в производстве до конца войны и принимал участие на самых сложных участках Западного и Восточного фронтов, прикрывая отступающие войска и закрывая возникающие в обороне "дыры", значительно осложняя продвижение войск Красной Армии и ее союзников.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИPz.Kpfw.VI Ausf.B- единственный серийно выпускавшийся вариант. Первые 50 танков имели башни конструкции «Порше» с лобовой броней 107 мм и оборудование для подводного вождения. На остальных машинах устанавливались башни типа «Хеншель». Вместо бинокулярного стали ставить монокулярный телескопический прицел TZF 9d/1. Вносились и другие более незначительные изменения.
«Тигр II» (или «Королевский тигр») поступал в тяжелые танковые батальоны вместо Pz.Kpfw. VIE. В некоторых частях на вооружении состояли тот и другой. На Восточном фронте «Тигр II» впервые был применен 13 августа 1944 года во время атаки на Сташув (Польша, район Сандомирского плацдарма). «Королевские тигры» из 501-го тяжелого танкового батальона попали в засаду 53-й гвардейской танковой бригады и приданных ей артиллерийских частей усиления (более 200 стволов калибра от 57 до 152 мм). По советским данным, было подбито 24 «тигра», по немецким - 11. Три танка захватили в совершенно исправном состоянии.
Примерно в это же время пошли в бой Pz.VIB и на Западном фронте, 503-й тяжелый танковый батальон атаковал «шерманы» 148-го королевского танкового полка. Основным средством борьбы с «Королевскими тиграми» на Западе стала авиация. Только за один день 18 июля 1944 года 503-й батальон бомбили 2100 союзных самолетов.
На 1 марта 1945 года в строю находилось еще 226 танков «Тигр II». На базе Pz.VIB строились самоходно-артиллерийские установки и командирские танки.
Тактико-технические характеристики танка Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.182) «TIGER II» Ausf.B
Изготовитель: Henshel
Боевая масса: 69800 кг.
Экипаж: 5 человек: механик-водитель находился в передней части корпуса, слева от коробки передач; по другую сторону от коробки передач располагался стрелок-радист; остальные члены экипажа размещались в башне, впереди слева - заряжающий, за ним командир. Сиденье командира было под командирской башенкой. Заряжающий находился в правой части башни. Наводчик также обслуживал спаренный с пушкой пулемет MG 42.
Корпус и бронирование: Корпус - сварной из стальных хромо-молибденовых прокатанных гетерогенных (цементированных) плит. Бронирование: лобовая броня - 150 мм; борта - 80 мм; а лобовая броня башни - 180 мм.
Силовая установка: Двигатель: Майбах HL210P30, на поздних танках Майбах HL230P45. Все перечисленные двигатели - 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, жидкостного охлаждения. Мощность двигателей HL210P30 - 478 кВт (650 л.с.), а HL230P45 - 515 кВт (700 л.с.) при 3000 об/мин. Топливо: этилированный бензин OZ74 октановое число 74 помещалось в шести баках общей емкостью 860 л.
Расход топлива: 500...650 л/100 км.
Запас хода: 170 км.
Максимальная скорость, км/ч: 40
Трансмиссия: Коробка передач полуавтоматическая механическая с переселекцией Майбах OLVAR OG(B) 40 12 16 A. Восемь скоростей вперед и одна назад, у коробки передач было гидравлическое управление.
Вооружение: Основным вооружением танка Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.182) "Tiger II" Ausf.B была 88-мм пушка 8.8 cm KwK43 L/71. Длина ствола - 6298 мм (с дульным тормозом - 6595 мм). Масса орудия - 2265 кг. Угол возвышения от -8 град до +15град. Боезапас - 84 выстрела.
Типы снарядов: 1) бронебойные снаряды PzGr 39/43; 2) кумулятивные снаряды HiGr 39; 3) фугасные снаряды SprGr 43.
Дальность стрельбы - 10 км.
Вспомогательное вооружение: два пулемета
MG-42, 1-й установленный в стандартной шаровой установке в лобовой броне и другой спаренный с пушкой. Боезапас к пулемету 5100 патронов.
Радиооборудование: радиостанция Fu 5 мощностью 10 Вт, работающая в диапазоне 27-33 МГц, радиус связи - 9.4 км и радиостанция Fu 8 мощностью 30 Вт, радиус связи 80 км.
Габариты: длина корпуса 6400 м, общая длина - 10286 м, ширина - 3755 м, высота - 3090 м, ширина гусениц - 80 см, клиренс - 0.485 м.
До конца войны было изготовлено 490 танков "Tiger II".