В ходе Второй мировой войны, Германия оказалась своеобразным лидером в области САУ. Именно в этой стране ещё до начала войны увидели всю важность штурмовых орудий и постоянно уделяли должное внимание их развитию. Исходя из опыта 1МВ начались разработки самоходного 77 мм орудия. В 1932 разработки остановились из-за необходимости создания других, более нужных машин.
В 1935 полковник Эрих фон Манштейн направил генералу Беку начальнику Генштаба памятную записку с обоснованием необходимости создания сопровождающих батальонов (Begleitbatterien). В записке, "крёстный отцец" Sturmgeschutze, Манштейн, предложил создать штурмовую артиллерию, для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В записке говорилось: "Штурмовая артиллерия действует в качестве сопровождающей артиллерии в составе пехоты. Она не атакует как танк, не занимается прорывом, но она поддерживает продвижение пехоты уничтожая наиболее опасные цели посредством прямого огня. В отличие от танковых подразделений, она не действует большим количеством, а обычно применяется составе взвода. Взвод, или даже отдельное орудие, неожиданно появившись, расчищает путь пехоте, до того, как успеет стать мишенью для вражеской артиллерии. Орудие должно быть способно всего несколькими выстрелами выводить из строя вражеские пулемётные точки. Также, оно должно подбивать танки противника; в сравнении с которыми, орудие уступает в бронировании, но превосходит в обзоре и первом выстреле."
Согласно Манштейну дивизион штурмовых орудий должен был состоять из трёх батарей по 6 САУ в каждой.
Предполагалось смонтировать орудия на самоходные гусеничные шасси. Приоритетными целями штурмовых орудий должны были стать главные враги пехотинцев: доты, полевые укрепления и полевые орудия, пулемётные гнёзда и хорошо окопавшаяся пехота.
Идея штурмовых орудий была воспринята неоднозначно, поскольку предполагалось, что с этой задачей вполне смогут справить и танки. Например Pz-IV первоначально вооружался именно противопехотной пушкой, а горизонтальное наведение осуществлялось на 360о в то время, как штурмовое орудие имело очень ограниченный траверс. Одним из влиятельных противников штурмового орудия был Хайнц Гудериан.
Тем не менее 15 июня 1936 фирма Daimler-Benz получила указание разработать штурмовое орудие высотой в средний рост человека и оснащённое 75-мм орудием. Поскольку стрелять предполагалось по окопавшемуся противнику, то фирма Krupp создала орудие с невысокой начальной скоростью снаряда и крутой траекторией - 75мм StuK 37 L/24. Баллистика пушки была аналогична орудию танка Pz-IV. Ради приземистости силуэта конструкторы вообще отказались от башни, установив пушку в закрытой бронированной рубке. StuK 37 устанавливалась с лёгким смещением вправо и имела горизонтальные углы наведения по 12о влево и вправо. Орудийный прицел выводился в небольшое отверстие в лобовой плите и прикрывался отражателями пуль и осколков.
Первый StuG III был реализован на шасси лёгкого танка Pz.Kfw III Ausf F и мог развивать скорость до 25км/ч. Весной 1937 изготовили пять прототипов с короткоствольной 75мм L/24 гаубицей. Прототипы серии "0" не годились для военных действий, т.к. были сделаны из мягкой стали. После испытаний в Куммерсдорфе их направили в артиллерийскую школу в качестве учебных машин. В 1941 эти 5 САУ списали.
Серийное производство StuG III началось в январе 1940 и до мая 1940 составило 30 машин к началу кампании на западе. StuG III делался уже из полноценной цементированной броневой стали. Лобовое бронирование составило 50мм, бортовое 30мм, гласис 26мм. 28 марта 1940 машина получила официальное наименование Gepanzerter Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7.5cm Kanone Ausf A (Sd.Kfz.142).
САУ относились к артиллерийским частям. Экипаж состоял из командира (Geschützführer), заряжающего, наводчика и водителя. Форма экипажей САУ имела танкистский покрой, но серого цвета, а не чёрного. Их штандарты были красного - артиллерийского цвета.
Экипажи штурмовых орудий проходили более основательную подготовку, чем танкисты. Они обучались быстрее обнаруживать цель, прицеливаться и поражать её меньшим количеством выстрелов.
Первое боевое применение штурмовых орудий произошло в 1940 во Франции и Голландии. На фронт попали батареи № 640 (3-й полк дивизии "Великая Германия"), 659 (XIII АК) и 660 (ТД СС "Мёртвая Голова", где на практике доказало высокую эффективность.
Осенью 1940 появилось StuG III Ausf B: улучшили корпус, заменили двигатель и трансмиссию. Ведущие колёса и ленивцы обрели новую форму, а ширина гусеницы возросла с 36 см до 40 см. Всего сделали 320 САУ Ausf B. Характерным было то, что изменился производитель StuG III - теперь им стала берлинская фирма Alket. Первые 8 StuG III В выпущенные в октябре даже имели бортовые эвакуационные люки, в наследство от танковой базы. Теперь StuG III делался на базе Pz.Kpfw lll Ausf G.
В марте 1941 вышла модификация Ausf C и выпускалась до мая 1941. Очередная модификация StuG III D отличалась лишь внутренними переделками и в немецких документах даже значилось StuG III Ausf C/D. Модификации C и D оснащались моно- или бинокулярным прицелом, который теперь разместили на крыше вместо лобового листа. Такое перемещение стало возможным с заменой телескопического прицела на перископический. Новое расположение прицела усилило лобовую бронезащиту. Изменили форму бортов и фронта рубки, крышу водительского места. Появление StuG III Ausf D было вызвано появлением новой модификации базового танка - Pz III Ausf. H. Изготовили 50 штук StuG III Ausf С и 150 StuG III Ausf D.
В сентябре 1941 появилась модификация StuG III Ausf E - последняя оснащённая короткой пушкой. САУ опять обрело новую форму надстройки. Модификация Ausf E планировалась для использования в качестве командирской машины вместо наблюдателей-корректировщиков Sd.Kfz.253, которые вывели из состава подразделений StuG-ов. Наклонное бронирование стало более вертикальным. Вторая бронекоробка перенесена направо, а левую удлинили - в них находилось дополнительное радиооборудование и амуниция. Модификация упростила производство и снизила стоимость нового StuG III. Командирские машины легко определить по двум антеннам сзади надстройки. Впрочем StuG III Ausf E изготавливался и в линейной комплектации. Всего выпустили 272 StuG III Ausf E.
Модификации Ausf В, C, D, E оснащались одинаковой 75мм пушкой StuK 37 L/24.
С началом военной компании против СССР немецкие штурмовые орудия уже не могли успешно поддерживать свою пехоту. Хорошая баллистика короткоствольной StuK 37 L/24 оказалась абсолютно бесполезной против советских танков Т-34 и КВ. Броня самоходки тоже не отвечала требованиям новой войны. 28 сентября 1941 Гитлер безапелляционно потребовал увеличить броню StuG и усилить огневую мощь. Под непосредственным влиянием фюрера сконструировали StuG III Ausf F. У нового штурмового орудия появилась длинноствольная 75-мм пуша StuK 40 L/43 с боекомплектом увеличенным до 54 выстрелов. Пушка была новой, законченной Рейнметалл в декабре 1941. Добавился пулемёт MG 34 заменённый впоследствии на MG 42. Пулемёт устанавливался в люк заряжающего и из него можно было стрелять только с открытым люком. Задняя часть середины крыши приподнялась из-за электрического вентилятора. Изменилось моторное отделение. Лобовая броня была усилена дополнительными 30-мм бронелистами. Вес StuG III Ausf F возрос до 21 600 кг. StuG III теперь иногда именовался Sturmgeschutz 40 Ausf F (Sd.Kfz.142/1). Однако переналадка производственных мощностей отсрочила начало серийного выпуска до марта 1942. Выпустив 120 штурмовых орудий с StuK 40 L/43, немецкая промышленносить в сентябре 1942 перешла на новую комплектацию с удлинённым орудием StuK 40 L/48. Эту версию StuG III F некоторые называют StuG III Ausf F/8, поскольку САУ делалось на базе корпуса Pz.Kpfw III Ausf. J (8/ZW). Складывающуюся антену заменили нескладывающейся. Получив длинноствольную 75мм пушку, штурмовое орудие уже могло бороться с танками. С появлением StuG III Ausf F эта самоходка закончила свою эволюцию превращения из САУ поддержки пехоты в штурмовое орудие и наконец в противотанковое средство.
До сих пор исследователи спорят о существовании StuG III Ausf F вооружённого 105 мм гаубицей - StuH 42 L/28. Сторонники гаубицы ссылаются на фотографии, а их оппоненты утверждают, что это было 75 мм орудие StuK L/33. После перехода на пушку 75мм L/48 с ярко выраженной противотанковой направленностью, немецкая пехота лишилась эффективной поддержки. Длинноствольная пушка имела настильную, а не крутую траекторию и не годилась для борьбы со скрытыми целями и окопавшимся противником. Для восполнения пробела решили выпустить StuG со 105 мм гаубицей F.H. 18. САУ назвали Sturmhaubitze (StuH 42). Первое боевое применение StuH 42 увидело в ноябре 1942 (по другим данным выпуск StuH 42 начался в марте 1943). Позднее StuH 42 выпкскалось на базе StuG III G и получило маску "свиное рыло", двухкамерный дульный тормоз. Противотанковых снарядов это орудие не имело. В батареях стремились к соотношению 3 StuH : 7 StuG, но такое не всегда удавалось. До конца войны выпустили более 1200 StuH.
Как бы там ни было, всего с марта по сентябрь 1942 изготовили 359 машин Ausf F.
В декабре 1942 появилась последняя и самая массовая серийная модификация StuG III G. САУ выпускалась заводами Alket и с марта 1943 MIAG. Стоимость StuG III G была сравнительно невысокой - 82500 рейхсмарок, а боевые качества неплохими. Исходя из экономических причин немецкое командование опрометчиво сделало ставку на массовый выпуск штурмовых орудий в ущерб танкам.
Главным отличием стала литая 80 мм маска орудия типа "свиное рыло" (Saukopf). Крышу надстройки наклонили с 12° до 15°. Боевую рубку расширили и уменьшили наклон бортов на 1° до 79°. Вентилятор сместили в центр задней вертикальной стенки рубки боевого отделения. Самоходные орудия Ausf F и G ещё называли StuG III (40) из-за орудия StuK 40. Командир получил свою башенку с 8-ю смотровыми приборами и лючёк для бинокля. На поздних вариантах StuG III G к командирской башенке спереди приваривался наклонный пулеотражатель. Люк заряжающего на крыше стал открываться в стороны, а пулемёт установленный на крыше - получил дистанционное управление. Теперь для стрельбы из MG не обязательно было заряжающему открывать свой люк. Вес опять вырос, достигнув 23 900кг.
С декабря 1942 по март 1945 выпустили 7720 единиц 7.5cm Sturmgeschьtz 40 Ausf. G (SdKfz 142/1), ещё 173 САУ конвертировали из из повреждённых танков PzKpfw III. Из 7893 StuG III G берлинской фирмой Alket собрано MIAG.
StuG III серий А, В, C, D, E постепенно возвращались на завод и оснащались более мощными орудиями, бронёй и деталями от поздних модификаций. К Курской битве летом 1943, практически все StuG III А-Е прошли модернизацию. С 1943 немецкую бронетехнику стали покрывать ферромагнитным составом "циммерит", на StuG III циммерит часто имел "вафельный" рисунок. На покрытие вертикальных плоскостей StuG III уходило 70 кг пасты циммерит.
С 1943 Германские войска беспрерывно отступали и от САУ всё чаще требовалось бороться с советскими танками. Несмотря на постоянные модернизации StuG III не был достаточной контрмерой советским танкам и немцы активно внедряли более мощные САУ.
Тактико-технические характеристики Sturmgeschütz III Ausf.A:
Классификация: штурмовое орудие
Боевая масса, т: 20,7
Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине
Экипаж, чел.: 4
История
Годы производства: 1939—1944
Годы эксплуатации: 1940—1967
Количество выпущенных, шт.: 9346
Размеры
Длина корпуса, мм: 5380
Ширина корпуса, мм: 2920
Высота, мм: 1950
Клиренс, мм: 390
Бронирование
Тип брони: стальная катаная и литая
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25 / 85°
Лоб корпуса (середина), мм/град.: 50 / 21—52°
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30 / 75°
Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.: 30 / 30°
Корма корпуса (середина), мм/град.: 30 / 10°
Корма корпуса (низ), мм/град.: 30 / 65°
Днище, мм: 15
Крыша корпуса, мм: 16 / 78—87°
Лоб рубки, мм/град.: 50 / 9°
Маска орудия, мм/град.: 50 / 5°
Борт рубки, мм/град.: 30 / 0° + 8 / 30°
Корма рубки, мм/град.: 30 / 30°
Крыша рубки, мм/град.: 10 / 78—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки: 75-мм StuK 37
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 24
Боекомплект пушки: 44
Углы ВН, град.: −10…+20
Углы ГН, град.: ±12
Дальность стрельбы, км: 6 осколочно-фугасным
Прицелы: телескопический Sfl.Z.F.
Подвижность
Тип двигателя: V-образный, 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 265
Скорость по шоссе, км/ч: 40
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 12—15
Запас хода по шоссе, км: 160
Запас хода по пересечённой местности, км: 100
Удельная мощность, л. с./т: 12,8
Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,95
Преодолеваемый подъём, град.: 30
Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 2,3
Преодолеваемый брод, м: 1,0
Сравнительная характеристика основных показателей StuG III всех модификацийТип | 0 - cерия | Ausf.А | Ausf.В | Ausf.С-D | Ausf.E | Ausf.F
| Ausf.G |
Вес, т
| 16
| 19,6
| 21
| 22
| 20,8
| 23,4
| 23,9
|
Высота, м | ?
| 1.95
| 1.96
| 1.98
| 1.98
| 2.15
| 2.16
|
Ширина, м | 2.81
| 2.92
| 2.95
| 2.93
| 2.93
| 2.93
| 2.95
|
Длина, м | 5.665
| 5.38
| 5.4
| 5.5
| 5.5
| 6.31
| 6.77
|
Пушка | 75мм StuK 37 L/24
| 75мм StuK 37 L/24
| 75мм StuK 37 L/24
| 75мм StuK 37 L/24
| 75мм StuK 37 L/24
| 75мм StuK 40 L/43 или L/48
| 75мм StuK 40 L/43 или L/48
|
Выстрелов, шт
| ?
| 44
| 44
| 44
| 44/50
| 44
| ?
|
Пулемёт | -
| -
| -
| 7.92мм MG-34
| 7.92мм MG-34
| 7.92мм MG-34
| 7.92мм MG-34
|
Броня корпуса, лоб | ?
| 50мм > 69°
| 50мм > 69°
| 50мм > 69°
| 50мм > 69°
| 50/50 + 30мм > 69°
| 50 + 30/80мм > 69°
|
Броня рубки, лоб | ?
| 50мм > 80°
| 50мм > 80°
| 50мм > 80°
| 50мм > 80°
| 50/50 + 30мм > 80°
| 50 + 30/80мм > 80°
|
Запас хода, шоссе / просёлок | ?
| 160/100
| 165/95
| 165/95
| 165/95
| 165/95
| 165/95
|
Выпущено, шт
| 5
| 30
| 320
| 150
| 272
| 359
| 7720 + 173 из Pz III
|
Время выпуска | весна '37
| январь '40 -май '40
| июнь '40 - май '41
| май '41 - сент. '41
| сент. '41-март '42
| март '42 - сент. '42
| дек. '42 - март '45
|