В конце 1937 года на заводе Калинина был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической пушки ЗИК-45 (позже получившей индекс 49-К). Новая пушка была сделана по образцу 40-мм пушки «Бофорс» и в документах АУ начала 1938 года ее так и называют: «пушка завода № 8 типа «Бофорс».
Автоматика 45-мм пушки 49-К работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Открывание затвора происходило во время отката, а закрывание — после наката ствола и досылки очередного патрона. Ствол пушки — свободная труба, вставленная в кожух. На кожух навинчивался казенник, в котором помещался вертикальный клиновой затвор. Питание автомата производилось с помощью обоймы, содержащей 3 патрона. Обойма вручную устанавливалась в приемнике над ствольной коробкой.
Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Тормоз крепился снизу к горловине люльки. Пружинный накатник собирался на стволе и находился внутри горловины люльки. Уравновешивающий механизм пружинный, качающийся, подтягивающего типа, состоял из двух колонок, размещенных между щеками станка. Подъемный механизм имел зубчатый сектор. Поворотный механизм посредством шестерни был связан с зубчатым венцом. Приводы механизмов наведения только ручные.
На заводских испытаниях в начале 1938 года темп стрельбы 49-К составил 90–120 выстрелов, вес снаряда 1,44 кг, начальная скорость — 9б0 м/с. Испытания автомата задерживались сложностями в производстве латунных гильз Тульским заводом.
В ходе стрельб 20.04.1938 г. на Софринском полигоне после 70 выстрелов температура ствола у дульного среза достигла 257°С., Нагрев ствола определил длину непрерывной очереди 60–70 выстрелов. Другие элементы,. автоматики допускали большую длину очереди. Так, например, гидравлический компрессор в тормозе отката был рассчитан очередь в 150 выстрелов. Поэтому ствол 6 сделан быстросъемным.
В июне-июле 1938 года автомат 49-К проходил испытания на временном тумбовом лафете, установленном на автомобиле ЯГ-10. В ходе испытаний на НИЗЕПе в Евпатории с 25 октября по 27 декабря 1938 года при стрельбе снарядом весом 1,46 кг и зарядом 545 г марки «7/7» получена средняя дальность 10946 м при угле возвышения 44° 30`. Результат этот чисто спортивный (так называемая баллистическая дальность стрельбы), поскольку и на половину такой дистанции никто не собирался стрелять из пушки калибра 45 мм.
На НИЗЕПе в 1938 году 49-К стреляла уже на штатном лафете с четырехколесной повозки типа «Бофорс». После испытаний на НИЗЕПе в 1938 году в конструкцию пушки 49-К были внесены изменения: введен пламегаситель, сектор механизма ВН сделан более жестким, усилены пружины досылателя, заменена верхняя часть лафета, уменьшен клиренс для увеличения устойчивости.
С 15 июня по 4 июля 1939 года 49-К вновь прошла испытания на НИЗЕПе. По их результатам: время смены ствола — 100 секунд; время перехода из походного положения в боевое — 30–40 минут. Темп и скорострельность автомата — одинаковы: при угле 0° — 140 выстр./мин; при угле +85° — 120 выстр./мин.
В ходе испытаний было сделано 2135 выстрелов и получено 14 задержек, из них 6 по вине автомата (то есть 65%). Для сравнения: на испытаниях на НИЗЕПе 1938 года сделан 2101 выстрел и получено 5 5 задержек (из них 51 по вине автомата). Среди недостатков отмечена неуравновешенность качающейся части.
В 1939 году пушка 49-К была официально принята на вооружение под названием «45-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 года». На 1940 год завод № 8 получил заказ на 190 пушек 49-К. Однако во второй половине 1940 года было принято окончательное решение о вооружении РККА зенитными автоматами калибра 37 и 25 мм, и работы над 45-мм автоматическими пушками были прекращены.
Тактико-технические данные 45-мм пушка 49-K обр. 1939 г.: Калибр, мм: 45 Длина ствола без пламегасителя, мм/клб: 3150/75 Длина нарезной части, мм: 2636,5 Объём каморы, л: 0,8 Крутизна нарезов (постоянная), клб: 25 Число нарезов: 20 Глубина нарезов, мм: 0,5 Ширина нарезов, мм: 4,76 Ширина полей, мм: 2,3 Вес ствола, кг: 112 Вес откатных частей, кг: 276 Вес автомата (качающей части), кг: 675 Углы вертикального наведения: от -5 до +85° Углы горизонтального наведения: 360° Скорость вертикального наведения, град/сек: 15-18 Скорость горизонтального наведения, град/сек: 50 Длина отката, мм: 225-250 Высота линии огня при опущенных домкратах, мм: 1330 Длина в походном положении, мм: около 5500 Высота в походном положении, мм: 2250 Клиренс повозки, мм: 380 Ширина хода, мм: 1500 Расстояние между осями повозки (база), мм: 3200 Вес системы в боевом и походном положениях (без щитов), кг: 2830 Наклонная дальность, м: 0-5000 Скорость цели, м/с: 0-140 Темп стрельбы, выстр./мин.: 120-140 Рабочая скорострельность, выстр./мин.: 70 Скорость возки по шоссе, км/час: до 60 Время перехода из походного положения в боевое, сек.: 60 Расчёт, чел.: 5 Вес обоймы со снарядами, кг: 10,5
|