В 1924 году в Италии, на волне недовольства
результатами Первой мировой войны к власти пришел Бенито Муссолини,
решивший во чтобы то ни стало сделать свою родину мировой державой. Но,
несмотря на все старания, активную пропаганду и беспрецедентное
наращивание военного потенциала, экономические показатели и людские
ресурсы страны никак не вписывались в предполагаемые рамки "Великой
Италии”.
При ограниченных средствах фашистское руководство сосредоточило свои
усилия в первую очередь на развитии военно-морского флота, так как 80%
границ Италии проходило по морю. Второй по приоритету статьей расходов
стала авиация, применение которой обосновал военный теоретик Джулио
Дуэ, поддерживаемый генералами Прадзоли и Бальбо из политического
окружения Муссолини. Сухопутным же силам предписывалось занимать
оборону в горных районах Северной Италии, поэтому с началом моторизации
армии предпочтение отдавалось бронированным машинам специальной
конструкции, устойчивым при езде по гористой местности. Однако
гражданская война в Испании и Итало-эфиопская колониальная война еще
раз доказали определяющую роль сухопутных сил в достижении
окончательной победы. Тогда же стало ясно, что имеющаяся материальная
часть итальянских бронетанковых подразделений безнадежно устарела. Было
принято решение в дополнение к "мобильным дивизиям”, созданным на
основе кавалерийских (Celere), сформировать несколько танковых и
моторизованных соединений. Для разведки и связи им требовался
скоростной, сильновооруженный бронеавтомобиль. Подобная машина нужна
была также для вооружения бронечастей фашистской милиции и колониальной
полиции.
Необходимо заметить, что, несмотря на ограниченный опыт в
конструировании бронетанковой техники, итальянская автомобильная
промышленность, занимавшаяся ее разработкой, была достаточно хорошо
развита и выпускала продукцию, отличавшуюся высоким качеством.
Проектирование машины началось летом 1937 года на основании
армейских указаний, оформленных позже вдирективу № 3305 от 19 ноября
1938 года и обобщавших некоторые тактико-технические требования к
создаваемому бронеавтомобилю. Машина, названная
Autoblindomietagliatrice, должна была иметь боевую массу 5500 кг,
бронирование 9 мм, максимальную скорость 70 км/ч, длину до 5500 мм,
запас хода до 350 км, экипаж из трех человек и вооружение из двух
пулеметов калибра 8 мм.
Проектирование поручили фирмам "Ансальдо” (Ansaldo Possati) и СПА —
дочернему предприятию "ФИАТА” (FIAT — Spa). "Ансальдо” разрабатывала
конструкцию корпуса и башни, а СПА — ходовую часть, унифицируя ее с
артиллерийским тягачом ТМ 40.
2 февраля 1938 года официальный печатный орган фашистской партии газета
"IL Popolo d'ltalia” сообщила о новом бронеавтомобиле для колониальной
полиции, его оснащении и вооружении. Армейскую же модификацию машины
разработали только к концу 1938 года на новом заводе "Фиат” в местечке
Мирафиори (Турин). Оба прототипа затем были представлены дуче.
Конструкция бронеавтомобиля содержала много новых технических
решений. Все колеса броневика были управляемые, имелись два поста
управления—спереди и сзади, поэтому бронеавтомобилю не нужно было
разворачиваться. Запасные колеса свободно подвешивались на осях по
бортам и помогали преодолевать склоны и рвы. При массе 7 т
шестицилиндровый двигатель фирмы СПА мощностью 80 л.с. позволял машине
развивать скорость до 78 км/ч. Емкость топливных баков (195 л)
обеспечивала запас хода 400 км. Первоначально вооружение составили два
8-мм пулемета Breda 38, расположенные в башне, и один пулемет того же
типа — в кормовой части корпуса (боезапас — 4008 патронов). Различие
между полицейским и армейским вариантами заключалось в установке на
первом прожектора и радиостанции. В дальнейшем обе модификации
максимально унифицировали. Экипаж машин состоял из четырех человек.
Армейский прототип испытывался в июне 1939 года в Центре моторизации
около Рима, а в августе участвовал в маневрах в провинции Пьемонт.
Экземпляр для колониальной полиции (P.A.I.) был отправлен в Итальянскую
Восточную Африку, где прошел в общей сложности 13 000 км. В обоих
случаях специалистами отмечались высокая надежность бронеавтомобиля и
отличные скоростные и маневренные характеристики.
Под маркой Autoblinda 39/40 машину запустили в серийное производство
в конце 1939 года. Однако массовый выпуск был организован только с
середины 1940-го, поэтому бронеавтомобилю и присвоили индекс АВ 40.
Первый заказ на машины этой марки составил 239 экземпляров: 176 - штук
для армии, 9 - для колониальной полиции и 54 бронеавтомобиля — на
экспорт в Югославию (из-за смены югославского правительства заказ был
аннулирован). С января 1941 года выпустили 160 экземпляров АВ 40 первой
модификации с пулеметным вооружением.
Бронеавтомобили стали поступать на вооружение разведывательных
подразделений, а также групп поддержки танковых и "подвижных” (бывших
кавалерийских) дивизий. Использовались они и в полках моторизованной
пехоты (берсальеры) танковых и мотопехотных соединений.
Разведывательная группа из восьми броневиков имелась при штабе каждой
армии.
В ходе боевых действий стало ясно, что пулеметного вооружения
недостаточно, и на бронеавтомобиль установили башню от легкого
итальянского танка L6/40, только что запущенного в производство и
оснащенного 20-мм автоматической пушкой Breda 35 с боезапасом 456
выстрелов. Машину также оснастили радиостанцией RF.3M, способной
осуществлять связь на 200 км. В танковых частях ее нередко заменяли
другой моделью — RF.1CA, применяемой на танках М 13/40, что исключало
проблемы с запасными частями. Эта модификация бронеавтомобиля,
получившая наименование Autoblinda 41 (первое название: Autoblinda 40 с
20-мм пушкой), стала самой распространенной в итальянской армии.
До мая 1943 года было выпущено 557 бронеавтомобилей АВ 40/41, а с
командирскими машинами и транспортерами (БА без установки вооружения) —
644 машины.
Бронеавтомобили этого типа использовались на всех театрах военных
действий, где сражались итальянские войска: в Северной Африке, на
Восточном фронте, на Балканах, а также в самой Италии.
На Африканском континенте сражались наиболее механизированные
итальянские соединения: 132-я танковая дивизия "Ариэте” и 133-я
танковая дивизия "Литторио”, имевшие по отдельной бригаде
бронеавтомобилей. 101-я моторизованная дивизия "Триесте” и 102-я
моторизованная дивизия "Тренто” имели в своем составе по полку
берсальеров, также оснащенных АВ 40/41. После поражения
германо-итальянских войск под Эль-Аламейном остатки двух танковых
дивизий свели в тактическую группу "Ариэте”, а с Балкан в Тунис
перебросили последнюю итальянскую 131-ю танковую дивизию "Чентауро”. Ее
бронеавтомобили участвовали во вспомогательных операциях по обеспечению
наступательных действий итало-немецких войск в районе Кассеринского
перевала в марте 1943 года. В Тунисе была сформирована и единственная в
своем роде пехотная дивизия "Фон Мантейфель”, личный состав которой
составляли германские парашютисты и 10-й итальянский полк берсальеров с
несколькими АВ 41. Необходимо отметить, что в условиях пустыни эта
машина оказалась просто незаменимой. Autoblinda не только
использовалась для разведки, фланговых обходов и преследования
отходящего противника — она оказалась идеальным средством для борьбы на
коммуникациях. Охота на британские автомобильные колонны и одиночные
машины приобрела такой размах, что англичане были вынуждены ответить
созданием специальных машин-ловушек.
Достоверных данных об использовании АВ 40/41 на Восточном фронте
пока не обнаружено. Эти машины могли быть в 1-м полку берсальеров 9-й
пехотной дивизии "Пасубио”, в 3-й подвижной дивизии имени герцога
Амадео д'Аоста и при штабе 8-й итальянской армии. Во всяком случае, в
рапорте о составе захваченной в 1942 году в районе Калача итальянской
техники среди трофейных машин значатся бронеавтомобили.
На Балканах "аутоблинды” воевали в составе 131-й дивизии "Чентауро”,
несколько машин имелось и в сводном танковом полку при штабе 11 -и
итальянской оккупационной армии.
На момент вторжения союзников на Сицилию в 1943 году
бронеавтомобилями этого типа располагала моторизованная дивизия
"Ливорно”. Имелись они и при штабе 6-й итальянской армии, командующий
которой руководил обороной острова. Так как итальянские солдаты
разбежались через несколько дней после высадки и оборону осуществляли
немецкие части, брошенная итальянская техника досталась им. Немцы
активно использовали ее в боевых действиях, а некоторые машины даже
вывезли на материк.
Последним актом трагедии итальянской армии после заключения
перемирия с союзниками 8 сентября 1943 года стало сражение за Рим уже с
немецкими войсками. Здесь сосредоточились лучшие части: вновь
воссозданная 135-я бронекавалерийская дивизия "Ариэте” и моторизованная
дивизия "Пьяве”, имевшие в своем составе танки и бронеавтомобили
последних выпусков. Они в течение двух дней удерживали город — до тех
пор, пока король не покинул страну.
После капитуляции Италии в сентябре 1943 года в руки немцев попало еще
несколько десятков АВ 41. Их немецкое обозначение — Pz.Sp WgAB40u.
41(i).
В это же время в Центре моторизации итальянской армии проходил
испытания предсерийный образец последней модификации — АВ 43. Кроме
более мощного двигателя в 102 л.с., эта машина выгодно отличалась
вооружением — 47-мм пушкой 4/40 (такой же, как на танке М 15/42) в
новой башне. По немецкому заказу фирмой "Ансальдо” было изготовлено 102
бронеавтомобиля: из них 23 — несколько усовершенствованные АВ 41,
остальные — АВ 43. Эта продукция пошла на укомплектование некоторых
немецких частей в Италии (например, 336-й пехотной и 26-й танковой
дивизий вермахта, отряда "Одриа”, добровольческих дивизий СС "Мария
Терезия” и "Принц Евгений”), а также итальянских бронетанковых частей
"Леонесса” и "Леончелло”, сформированных Муссолини на оккупированной
немцами территории Италии.
Горно-стрелковая дивизия СС "Принц Евгений” в 1944 году была
переброшена в Югославию и сражалась против НОАЮ и Красной Армии. В
составе партизанских югославских частей также имелись трофейные АВ 41,
использовавшиеся против бывших хозяев. С дивизией СС "Мария Терезия”
Красная Армия встретилась на подступах к Вене.
В соответствии с программой помощи союзникам по блоку германское
командование передало восемь АВ 41 для разведывательной роты 1 -и
танковой дивизии "Великая Румыния”, которая с июля 1944 года сражалась
против Красной Армии на Восточном фронте, а затем уже вместе с ней
против вермахта.
Пятнадцать АВ 41 в августе 1944 года получила Венгрия. Все эти машины были уничтожены нашими войсками.
После окончания Второй мировой войны оставшиеся исправные
"Аутоблинды” (в том числе и 102 новые машины, изготовленные в 1943-1944
гг. по заказу Германии) использовались в частях итальянских карабинеров
и в составе греческой армии, которой бронеавтомобили были переданы по
репарациям в 1948 — 1949 годах.
Тактико-технические характеристики Autoblinda 41:
Классификация: бронеавтомобиль
История производства:
Всего выпущено: 550
Варианты: AB 40
Характеристики
Масса, т: 7.5
Бронирование, мм: 15
Тип и модель двигателя: бензиновый
Скорость, км/ч: 76
Мощность двигателя, л.с.: 80
Запас хода, км: 400
Подвеска: 4x4
Основное вооружение: 20мм Breda 35 автоматическая пушка
Боезапас: 456 выстрелов
Дополнительное вооружение: 2 x 8мм Breda 38 пулемет
Боезапас: 1992 патрона
Длина, мм: 5200
Ширина, мм: 1920
Высота, мм: 2400
Экипаж (расчёт): 4