Работы над 203-мм гаубицей велись в СССР с 1927 г. в рамках перевооружения Красной Армии отечественными орудиями большой мощности. После испытаний гаубица в 1931 г. была принята на вооружение. Особенностью ее конструкции был особый гусеничный лафет, позволявший вести огонь без использования специальных платформ.
Орудие Б-4 предназначалось для уничтожения особо прочных и/или удаленных целей. Ее бетонобойный снаряд пробивал стену крепленого железобетона толщиной 1 м. При необходимости орудие использовалось и для борьбы с танками, которых поражало в основном фугасным действием своих снарядов.
Разработка орудия была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 г. в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф.Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов.
После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица обр. 1931 г.». Она предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.
Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в неразобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч. К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей.
Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра. Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъемник с ручным приводом. В качестве легкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола. 203-мм гаубица обр. 1931 г. в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах.
Согласно утвержденному в августе 1939 года плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной Армии предусматривалось наличие 17 полков по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих 17 полков 13 полков имели двойное развертывание. Потребность в орудиях для 17 полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести еще 571 гаубицу. После начала Великой Отечественной войны вооруженные 203-мм гаубицами полки были отведены в тыл и вступили в боевые действия в конце 1942 г., когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах.
Боевое применение Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939—1940 годов. На 1 марта 1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры).
К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, а от промышленности поступило 105 гаубиц.
После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили в конце 1942 г., когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии.
В ходе ожесточённых боёв несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 г. на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.
В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК.
Гаубицы Б-4 успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах.
Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза. В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнём фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать.
Наиболее оригинальным способом использования гаубиц Б-4 стали бои под Курском. В районе северо-восточнее станции Поныри была обнаружена немецкая самоходка «Фердинанд», которая была разрушена попаданием в крышу 203-мм снаряда гаубицы Б-4.
Ствол
* Калибр, мм: 203,2
* Длина ствола, мм/клб: 5087/25
* Длина канала, мм: 4894
* Длина нарезной части, мм: 3981
* Длина хода нарезов, клб: 20
* Число нарезов: 64
* Глубина нареза, мм: 2,0
* Ширина нареза, мм: 6,0
* Ширина поля, мм: 3,97
* Масса ствола с затвором, кг: 5200
Лафет
* Угол ВН, град: 0—60°
* Угол ГН, град: ±4°
* Длина отката переменная, мм: 850—1400
* Высота линии огня, мм: 1920
* Ширина хода(на середине траков), мм: 1910
* Длина системы в боевом положении, мм: 9365
* Ширина системы в боевом положении, мм: 2490
* Ширина трака, мм: 460
Массовая сводка
* Откатные части со стволом, кг: 5440
* Качающаяся часть,кг : 7900
* Лафет, кг: 12 500
* Система в боевом положении, кг: 17 700
* Масса лафетной повозки с передком, кг: 13 800
ОРУДИЙНАЯ ПОВОЗКА Бр-10
* Масса пустой повозки, кг: около 5400
* Масса повозки Бр-10 со стволом, кг: около 10 600
ОРУДИЙНАЯ ПОВОЗКА С КОЛЕСАМИ ТРАКТОРНОГО ТИПА
* Масса повозки со стволом, кг: 9590
ОРУДИЙНАЯ ПОВОЗКА Б-29(на гусеничном ходу)
* Масса повозки без ствола, кг.: около 7700
* Масса повозки со стволом, кг.: около 12 900
СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4
* ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
Расчёт, чел.: 15
Скорострельность, выстр/мин: 1/2
Скорость возки по дорогам, км/ч: 5—15
Время перехода из походного положения в боевое в зависимости грунта и времени года от 45 минут до 2 часов