A13 стал важным шагом в развитии британского танкостроения, поскольку положил начало большой серии крейсерских машин с ходовой частью (подвеской) пни Кристи, выпускавшихся в Великобритании во время Второй мировой войны. В сущности они «выросли» из конструкции, созданной американским конструктором Дж. Уолтером Кристи, но не нашедшей успеха на родине.
Предложение об использовании подвески типа Кристи на британских танках поступило от подполковника Дж.Ле К.Мартеля, одного из пионеров британского танкостроения в двадцатые годы, занимавшего в конце 1936 г. пост помощника директора по механизации в военном министерстве и, таким образом, имевшего возможность влиять на развитие британской БТТ. В сентябре 1936 г., вскоре после вступления в должность, он посетил осенние маневры Советской армии и был под большим впечатлением от танков БТ, которые русские создали на основе танка Кристи. Вернувшись в Лондон он высказал мнение, что можно создать танк, намного превосходящий по подвижности А9, находившийся тогда в разработке, если использовать подвеску типа Кристи и мощный мотор.
Были выделены средства на приобретение двух танков Кристи, один из которых с помощью самого Уолтера Кристи прибыл из США уже через месяц. «Моррис Коммершл Карз Лтд.» выступила в качестве посредника при покупке, а танки задекларировали как «трактора» и прибыли без башен. Базовое шасси Кристи включало индивидуальную пружинную подвеску опорных катков большого диаметра и могло лишаться на гусеницах или без них. Испытания показали, что для решения задач, поставленных британскими специалистами, от колесного варианта движения можно отказаться без ущерба для результата. Кроме того, корпус танка Кристи был слишком короток и узок, чтобы установить на него имеющуюся или перспективную британскую башню. Удельная мощность танка Кристи в 2,5 раза превосходила этот параметр у лучших британских танков. В итоге решили использовать его подвеску, удлинив корпус на 10" и расширив на 5,5" для установки башни с 2-фунтовой (40-мм) пушкой. В конце 1936 г. выделили средства на разработку двух прототипов, и «Моррис Коммершл Карз Лтд.» предложили проработать детали будущего проекта. Исходный танк Кристи получил обозначение A13E1. Соответственно два прототипа британской постройки — А13Е2 и А13Е3.
В качестве двигателя выбрали «Либерти», как и на танках Кристи, и фирма «Наффилл», партнер «Моррис» должна была строить их по лицензии. A13E2 в октябре 1937 г. подготовили к испытаниям, которые выявили ряд проблем, связанных с тем, что максимальная скорость танка превышала 35 км/ч. Изменения конструкции включали трансмиссию, снизившую скорость до 30 км/ч, новые тормоза и траки. К январю 1938 г. большинство трудностей преодолели и выдали заказ на 65 машин (первоначально планировали 50). Испытания A13E2, теперь уже вместе с A13E3, продолжались, и ряд новых изменений внесли прежде, чем «Наффилд Механизейшн энд Аэро Лтд.» — компания, созданная «Моррис» для производства вооружений, — начала выпуск танка. Поставки начались в начале 1939 г., и к лету заказ был выполнен. Заказов на данную модель больше не последовало, поскольку потребовалось дальнейшее развитие линии A13. За срок около двух лет эта машина прошла путь от идеи до серийного производства — замечательно быстрая разработка для тех времен.
Боевая карьера крейсерских танков Mk.III оказалась очень короткой. В начале мая 1940 г. эти танки входили в состав трех бригад 1-й Бронетанковой Дивизии срочно перебрасываемой во Францию на помощь Британскому Экспедиционному Корпусу. Первый бой они приняли 22 мая, когда силы 3-го танкового полка выдвинулись к Булони, чтобы усилить гарнизон города. По пути следования колонна неоднократно подвергалась штурмовым ударам авиации, что задержало её продвижение и позволило танкам Гудериана захватить Булонь. Тогда полк получил новую задачу – выбить противника из города. Танковая рота, посланная на разведку немецких позиций не вернулась, поэтому атака началась без должной подготовки. Бой 23 июня у н.п.Сент-Омер едва не стал последним для танков 3-го танкового полка. Умело оборонявшиеся танкисты немецкой 1-й танковой дивизии подбили почти все лёгкие танки Mk.VI и следовавшие за ними 12 крейсерских Mk.III. Полк отошел к Кале где 12 Mk.VIb и 9 Mk.III держали оборону города ещё несколько дней, пока не были полностью уничтожены. После этого 3-й БТП был эвакуирован и переоснащен танками А10. В это же время (27 мая) танки 1-й и 2-й танковых бригад приняли участие в бестолково спланированном наступлении у г.Абвиль, в ходе которого было потеряно около 120 танков, в том числе все Mk.III. По немецким данным во ходе боёв за Францию британцы потеряли 38 крейсерских танков Mk.III, часть из которых была брошена по техническим причинам.
Небольшое количество Mk.III было также отправлено в Ливию в составе 7-й Бронетанковой Дивизии, где они с переменным успехом использовались до конца 1941 г.
Тактико-технические характеристики Mk.III: Классификация:крейсерский танк Боевая масса, т: 14,2 Компоновочная схема: классическая Экипаж, чел.: 4 История Количество выпущенных, шт.: 65 Размеры Длина корпуса, мм: 6020 Ширина корпуса, мм: 2540 Высота, мм: 2591 Бронирование Днище, мм: 6 Крыша корпуса, мм: 6 Лоб башни, мм/град.: 14 Вооружение Калибр и марка пушки: 40-мм QF 2 pounder Тип пушки: нарезная Длина ствола, калибров: 52 Боекомплект пушки: 87 Пулемёты: 1 × 7,7-мм «Виккерс» Подвижность Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный Мощность двигателя, л. с.: 340 Скорость по шоссе, км/ч: 50 Запас хода по шоссе, км: 149 Удельная мощность, л. с./т: 23,9 Тип подвески: подвеска Кристи Преодолеваемый подъём, град.: 30 Преодолеваемая стенка, м: 0,6 Преодолеваемый ров, м: 2,3
Источники: Британские и американские танки Второй Мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва. АСТ\Астрель 2003-04-03 Бронеколлекция МК. Крусейдер и другие. №06.2005
|