После перехода Красной Армии к активным боевым
действиям возникла необходимость в мощном, легком и маневренном орудии
калибра 152 мм, способным справляться со всеми препятствиями, которые
может встретить на своем пути пехота. 152-мм гаубицы обр. 1938 г.,
снятые с производства, все равно не подходили на эту роль из-за большой
массы, и тогда КБ во главе с Ф.Ф. Петровым разработало новое орудие.
Благодаря широкому использованию деталей от уже находящихся в
серийном производстве орудий, от начала работы над гаубицей до успешного
испытания первых пяти образцов прошло менее трех недель. Особенностью
орудия было отсутствие традиционного передка, что наряду с увеличением
диаметра колес позволило заметно увеличить скорость транспортировки.
После перехода Красной Армии к наступательным боевым действиям
возникла потребность в мощном, но относительно легком и маневренном
орудии, способном эффективно уничтожать долговременные оборонительные
сооружения противника. Орудием, оптимально удовлетворяющим этим
требованиям, является гаубица калибром 152 мм. Однако производство
152-мм гаубиц обр. 1938 г. было свернуто в самом начале войны и
восстановление производства требовало длительного времени. Кроме того,
из-за большого веса и низкой маневренности она не в полной мере
соответствовала потребностям войск. Создание новой 152-мм гаубицы было
поручено конструкторскому бюро во главе с Ф.Ф. Петровым. Для сокращения
сроков проектирования было решено наложить снабженный новым мощным
дульным тормозом ствол 152-мм гаубицы обр. 1938 г. на модернизированный
лафет освоенной в производстве 122-мм гаубицы М-30. В качестве
прицельных приспособлений было решено использовать прицел и панораму
этой же гаубицы, а затвор заимствовать от 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937
г. МЛ-20. На проектирование, изготовление пяти опытных образцов и
испытание их стрельбой было затрачено всего 18 дней. 1-го мая 1943 года
гаубицы были отправлены в Москву для проведения войсковых испытаний, а в
конце мая новая гаубица была принята на вооружение Красной Армии под
названием «152-мм гаубица обр. 1943 г. (Д-1)».
Благодаря широкой унификации с орудиями, находящимися в производстве,
на освоение серийного выпуска 152-мм гаубицы Д-1 потребовалось всего
полтора месяца и уже в июле 1943 г. она начала поступать на вооружение
корпусных артполков и артиллерийских дивизий РГК. В боекомплект гаубицы
входят выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и
бетонобойным снарядами. При необходимости бетонобойные снаряды успешно
использовались и для борьбы с танками. Дальность стрельбы
осколочно-фугасным снарядом составляет 12400 м.
При установке взрывателя на осколочное действие осколки снаряда
разлетаются на площади 2100 м?: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если
взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве снаряда в
грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной
около 1,2 м. Для повышения маневренности гаубицы конструкторы отказались
от использования традиционного передка. Это позволило не только снизить
вес орудия в походном положении, но и сократить до 2 мин время перевода
гаубицы из походного в боевое положение и обратно. Благодаря тому, что
использованный при создании гаубицы Д-1 лафет гаубицы М-30 был усилен (в
частности, усилена люлька, подрессоривание, использованы колеса
большего размера с резиновыми шинами, заполненными губчатой резиной),
допустимая скорость транспортирования гаубицы Д-1 по асфальту или ровной
грунтовой дороге составляет до 40 км/ч, по булыжной мостовой до 30
км/ч, а по бездорожью — до 10 км/ч. Опыт боевого использования 152-мм
гаубицы Д-1 показал, что она является весьма надежным орудием, обладает
высокой точностью стрельбы и хорошей живучестью.
Боевое применение
Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в
1944—1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций
по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его
фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Для
поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом
использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе
репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.
Опытные образцы на базе Д-1
За время производства конструкция орудия в целом значительно не
менялась. Однако на базе ствольной группы гаубицы Д-1 была предпринята
попытка разработать её танковый вариант. Переход Красной армии к
активным наступательным действиям в середине 1943 года и большая
надобность в мобильных средствах по борьбе с вражескими укреплениями
неожиданно реанимировали концепцию «артиллерийского» тяжёлого танка КВ с
мощной гаубицей вместо штатной 76-мм пушки — фактически возврат к КВ-2.
Вероятно, причиной такого поворота событий было снятие с производства
средних штурмовых орудий СУ-122 и отвлечение тяжёлых СУ-152 на
противотанковые надобности. Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров
быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на
монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских
систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже
превратился в официальное обозначение Д-15. Было изготовлено одно
опытное орудие Д-15, которое отправили танкостроителям в Челябинск, но
сведений о его монтаже в башне танка КВ-85 не имеется. С другой стороны,
уже в октябре 1943 года ожидались новые танки ИС-2, вооружённые мощной
122-мм пушкой и САУ ИСУ-152 на их базе, поэтому надобность в
специализированном артиллерийском танке отпала, проект установки Д-15 на
шасси КВ был закрыт.
Проекты САУ, вооружённых гаубицей Д-1
Несмотря на отсутствие надобности в танковом варианте Д-1, гаубицей
Д-15 заинтересовались конструкторы средних самоходных установок на базе
танка Т-34 во главе с Л. И. Горлицким. Снятие с производства СУ-122,
жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против
долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника
привели к началу разработок проектов средних САУ на базе танка Т-34,
вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких
проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица
Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к
его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность
такой САУ не подвергались сомнению. Однако комиссия также отметила и
недостатки — малый возимый боезапас, перегрузку передних катков машины.
Вооружение средних САУ столь мощными орудиями было признано излишним в
свете развёрнутого серийного производства тяжёлых ИСУ-152, в металле
СУ-Д15 не изготавливалась. Однако проектный опыт по размещению в средней
САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при
разработке истребителя танков СУ-100.
Оценка проекта
Гаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим
мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла
требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое
распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных
армиях служат этому достаточным подтверждением.
Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая
гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м,
превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны
тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность.
Более совершенную гаубицу s.F.H.36, обладающую отличными
характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном
положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не
удалось. Чешская 15-см гаубица K4 (немецкое название s.F.H.37(t)) имела
дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1
по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это
орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про
149-мм итальянскую гаубицу фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и
американскую 155-мм гаубицу M1 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм
гаубицы Шнейдера обр. 1917 г. уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11
200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно
устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915
году.
В качестве резюме можно отметить, что Ф. Ф. Петрову и сотрудникам его
конструкторского бюро удалось создать ещё одно уникальное орудие,
сочетавшее достаточно мощную баллистику и выдающуюся подвижность. Однако
в полной мере оснастить корпусную артиллерию РККА 152-мм гаубицами Д-1
не удалось, так как во время войны производство этого орудия имело
мелкосерийный характер.
Масса в боевом положении, кг: 3600
Масса в походном положении, кг: 3640
Клиренс, мм: 370
Калибр, мм: 152
Длина ствола, мм/клб: 4207/27,7 (с дульным тормозом)
Длина канала ствола, мм/клб: 3527/23,1
Начальная скорость снаряда, м/с: 508
Угол возвышения: от -3° до 63°30'
Угол горизонтального обстрела: 35°
Высота линии огня, мм: 1240—1275
Скорострельность, выстр/мин: 3–4
Дальность стрельбы, м: до 12400
Вес осколочно-фугасного снаряда, кг: 40
Скорость возки по шоссе, км/ч: до 40
Расчёт, чел.: 8
батарея 152 мм гаубиц (Д-1) Белоруссия 1944 год
|
|
|