Вскоре после начала работы над опытным
Не.59 министерство обороны предложило Эрнст Хейнкель флюгцойгверке разработать новый двухместный разведывательный гидросамолет. Спецификации на него подготовили воздушный штаб и рейхсмарине. Самолет должен был запускаться с катапульты и использоваться в открытом море. В результате был создан одностоечный полутораплан смешанной конструкции с двигателем ВМW-VI 6,0ZU жидкостного охлаждения, мощностью 660 лс на взлете. Самолет получил обозначение Не.60.
Первый опытный Не.60а (D-2325) поступил на летные испытания в начале 1933 г и показал отличные данные в воздухе и на воде. Единственной проблемой был большой вес планера, что при этом двигателе не позволяло поднять большую боевую нагрузку. В результате второй опытный Не.60b (D-IHOH) был оснащен 750-сильным ВМW-VI 7,3, но летные данные изменились столь незначительно, что воздушный штаб решил ставить на серийные Не.60a предыдущий вариант двигателя. В Варнемюнде уже началась сборка 14 предсерийных самолетов.
За исключением двигателя, Не.60b отличался от первого самолета еще в нескольких деталях. Элероны на верхнем и нижнем крыльях увеличили и сняли дополнительные стойки за основными N-образными. Увеличенные элероны были сохранены на третьем опытном Не.60с (D-IROL) и предсерийных Не.60a, правда, вновь была установлена дополнительная стойка в коробке крыльев. Не.60c был первым, оснащенным устройствами для запуска с катапульты. Он был поставлен для войсковых испытаний в Травемюнде в конце весны 1933 г. Почти сразу за ним последовали и два первых предсерийных гидросамолета серии А.
Первая программа строительства люфтваффе предусматривала поставку 81 Не.60 с января 1934 г по 30 сентября 1935 г. К 1 марта 1934 г немецкие коммерческие авиашколы получили 10 Не.60A. К началу 1935 г их число возросло до 27. К этому времени уже были созданы учебная эскадрилья береговой авиации и школы морской авиации. В течение 1934 г Не.60A был сменен в производстве на Не.60B, имевший некоторые изменения в конструкции. Он, как и предыдущая модель, не пошел дальше установочной партии и в свою очередь был сменен в производстве на Не.60C, также лишь с незначительными отличиями. Первый и второй Не.60C (D-ILRO и D-IXES) приступили к испытаниям в конце осени 1934 г. Самолет производился по лицензии со следующего года на Арадо, а потом на Везер флюгцойгбау.
Не.60C сохранил двигатель ВМW-VI 6.0ZU с деревянным двухлопастным винтом фиксированною шага Шварц. 680 л топливный бак располагался под кабиной пилота. Фюзеляж овального сечения был сварен из стальных труб и нес тканевую обшивку. Крыло деревянное двухлонжеронное, также обшито тканью. Однореданные поплавки цельнометаллической конструкции крепились к фюзеляжу параллельными стойками и V-образными подкосами к крылу. Оба члена экипажа размещались в открытых кабинах. В задней была предусмотрена установка одного пулемета
МG-15 с 11-ю магазинами по 75 патронов.
Применение В июле 1936 г на базе Не.60C в составе групп береговой авиации были сформированы 1./Ku.Fl.Gr.106 на Листе, 1./Ku.Fl.Gr.206 в Норденейе и 1./Ku.Fl.Gr.306 также в Норденейе. К этому времени Везер флюгцойгбау переключилась на производство Не.60D, отличавшегося новым радиооборудованием и добавленным синхронным пулеметом
МG-17 с 1000 патронами. Незадолго до прекращения производства Не.60 испанские мятежники заказали поставку шести гидросамолетов. Экспортные Не.60E были посланы в Испанию, в состав легиона Кондор. Туда гидросамолеты прибыли в ноябре 1936 г. Их должны были передать флоту мятежников, но передача затянулась до апреля 1937 г. После поступления их на вооружение испанских фашистов, на их базе была сформирована групо-60.
Основной задачей Не.60 было наблюдение за судоходством у Атлантического побережья и перехват судов, направлявшихся в контролируемые республиканцами порты на севере. Первоначально Не.60E базировались в Кадисе, либо попеременно в Сеуте и Мелилье, а в конце 1938 г были переведены в бухту Паленса на Майорке. Обычно Не.60E вылетали парой. Во время полетов над Атлантикой и Средиземным морем ими было обстреляно из пулеметов 35 судов и обнаружено еще 50, пытавшихся прорвать блокаду республиканских портов. Четыре оставшиеся после войны Не.60 использовались еще до 1948 г.
В конце 1937 г эскадрильи с Не.60 были переименованы. 1./Ku.Fl.Gr.106 стала 1./Ku.Fl.Gr.406, оставшись на Листе. 1./Ku.Fl.Gr.206 стала 1./Ku.Fl.Gr.106 на базе в Норденейе, а 1./Ku.Fl.Gr.306 после переименования в 1./Ku.Fl.Gr.506 была переведена иэ Норденейя в Дивенов. В апреле 1937 г была сформирована четвертая эскадрилья с Не.60 в Киле - 1./Ku.Fl.Gr.406, в октябре переименованная в 1./Ku.Fl.Gr.706, и позже переведена в Камп. Одновременно на базе Не.60 были сформированы две эскадрильи корабельных самолетов: 1-я и 5-я в 196-й группе. С октября 1937 г они базировались в Вильгельмсхафене и Киле. 1./Ku.Fl.Gr.506 в 1938 г ненадолго была перевооружена на Не.114A-2, но вскоре вновь вернулась к Не.60. Весной и летом 1939 г обе эскадрильи приступили к перевооружению с Не.60 на
Аr.196A-1, а к началу боевых действий 1./Ku.Fl.Gr.106 была перевооружена на
Не.115A-1.
К началу сентября 1939 г береговая авиация имела на Северном море 54 (в том числе 45 боеспособных) Не.60 и еще 27 (21 боеспособных) на Балтике. Несмотря на отличные мореходные данные, низкие летные характеристики и слабое вооружение Не.60 делали их очень уязвимыми. Сразу после начала войны самолет стали постепенно снимать с вооружения эскадрилий ближней разведки. К началу 1940 г их практически полностью заменили. Тем не менее, в середине 1941 г Не.60 снова появился в составе авиагрупп морских разведчиков SAGr.125, 126 и 127.
Так SAGr.125 в составе воздушного командования Остзее в I воздушном флоте, участвуя во вторжении в Советский Союз, имела Не.60 и
Не.114C-1 в своей 1-й эскадрилье. Группа действовала над Балтикой, Латвией, Эстонией и Финским заливом, но в конце года была переформирована. В течение 1942 г 1-я эскадрилья SAGr.126 применяла Не.60 вместе с Фоккерами Т.VIII-W над Средиземным и Эгейским морями, но последние свои боевые вылеты Не.60 совершил в составе SAGr.127. Эта группа первоначально имела Не.60 в составе всех трех эскадрилий вместе с
Аr.95, а потом и с Нs.126, действуя в составе I воздушного флота над побережьем Финского залива. Между июнем и октябрем 1943 г только 3./SAGr.127 использовала Не.60, после чего этот гидросамолет был окончательно снят с вооружения.
Всего за время серийного производства Не.60 на Арадо и Везере каждая выпустила по 100 самолетов, но, несмотря на очень прочную конструкцию и хорошие мореходные качества, мощности двигателя явно не хватало. В результате любые попытки расширить круг решаемых задач терпели неудачу. В 1935 г один из планеров серии В (D-IPZI) был оснащен двигателем DB-600А, обеспечивающим гораздо большую тяговооруженность, что заметно улучшило летные данные. Впрочем, проблемы с поставкой DB-600 не позволили переоснастить остальные машины. В результате, несмотря на наличие подходящего двигателя, Не.60 был довольно скоро снят с производства и вооружения.
Тактико-технические характеристики Не.60C
Тип - двухместный ближний разведывательный гидросамолет
Двигатель - ВМW-VI 6.0ZU; 12-цилиндровый жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 660 лс и 630 лс на высоте 2000 м
Вооружение - 1*7,9 мм пулемет МG-15 с 825 патронами у наблюдателя
Максимальная скорость:
225 км/ч на высоте 1000 м
207 км/ч на высоте 2000 м
Крейсерская скорость:
190 км/ч на высоте 1000 м
185 км/ч на высоте 2000 м
Дальность полета:
715 км на высоте 1000 м
765 км на высоте 2000 м
Время подъема на высоту:
1000 м - 3,8 мин
2000 м - 8,9 мин
Потолок - 5000 м
Вес:
пустой - 2412 кг
взлетный - 3400 кг
максимальный - 3360 кг
Размеры:
размах крыла - 12,9 м
длина - 11,5 м
высота - 4,9 м
площадь крыла - 54 кв.м