По большому счёту лишь три страны в мире постоянно присваивали и присваивают своим танкам имена собственные: Германия проявляет завидную любовь к животному миру; Соединённые штаты увековечивают таким образом своих генералов; наиболее изобретательными же оказались британцы. В разное время английским танкам давали имена политических деятелей, полководцев, животных и даже святых. Но "наивысшим достижением" английских джентльменов стало присвоение танку женского имени - "Matilda".
История этой боевой машины началась в 1936 году, после того, как фирма Vickers получила заказ на постройку так называемого "дешёвого" танка. Разработку проекта, получившего обозначение А11, возглавил Дж. Карден. В концепцию танка заложили мощную броневую защиту, небольшую скорость (для того чтобы "идти в ногу" с пехотой) и ограниченную огневую мощь (казалось достаточным вооружить танк только пулемётом). Все эти ограничения возникли из-за необходимости уложиться в лимит стоимости одного танка - 6000 фунтов стерлингов.
В итоге машина имела массу недостатков, среди которых в первую очередь следует упомянуть экипаж из двух человек (башня танка была одноместная). Вооружение из одного пулемёта уже в те годы считалось насмешкой над понятием "огневая мощь". И, наконец, было просто нелепым оснастить танк "коробкой передач", имевшей только одну скорость - 13 км/ч, то есть чуть выше скорости бегущего человека.
Однако справедливость ради следует отметить, что броневая защита А11 была более чем достаточной и во время боёв во Франции не пробивалась снарядами немецких противотанковых пушек. Подвеска, аналогичная подвеске 6-тонного Vickers Mk.E 1928 года была менее удачной, так как теперь загружалась почти вдвое большей массой, чем та, под которую она проектировалась. Последнее обстоятельство в сочетании со слабым 8-цилиндровым V-образным двигателем Ford, мощностью всего 70 л. с. обусловили крайне низкие динамические характеристики танка. Единственным улучшением стала установка в башне крупнокалиберного пулемёта. Впрочем, обитаемость её при этом ещё более ухудшилась.
Несмотря на все перечисленные недостатки, проект утвердили и в апреле 1937 года выдали заказ на строительство новой машины. До 1940 года было построено 139 пехотных танков Mk I "Matilda", которые составили основу 1-й армейской танковой бригады.
В то время, когда А11 только проходил испытания, в военном министерстве начался поиск возможностей для улучшения его боевых характеристик. В первую очередь это касалось броневой защиты и вооружения. По этим двум параметрам британские военные выдвинули следующие требования: пехотный танк должен иметь такую броню, чтобы мог противостоять снарядам противотанковых пушек, и так вооружён, чтобы бороться с вражеской пехотой, огневыми точками и танками. Первоначально планировали оснастить А11 двухместной башней с 2-фунтовой пушкой, однако вписать её в габариты танка так и не удалось. Кроме того, масса машины достигла уже 14 т и двигатель Ford был предельно перегружен. Словом, требовалось вносить в конструкцию А11 значительные изменения, которые выливались в совершенно другой проект.
Новый танк А12, разработанный конструкторским бюро арсенала "Вулвич" базировался на опытном варианте А7 образца 1932 года. У последнего позаимствовали, предварительно усилив, ходовую часть и два дизельных двигателя. Вновь разработанные литые башня и лобовая деталь корпуса позволили резко улучшить броневую защиту. Однако такое конструктивное решение повлекло за собой и негативные последствия, поскольку британская промышленность в те годы имела ограниченные возможности по отливке столь крупных деталей и фирм, способных справиться с этой работой, было немного.
Заказ на пехотный танк Mk.II "Matilda" II в ноябре 1936 года получила фирма Vulcan Foundry в Уоррингтоне. К апрелю следующего года был готов деревянный макет. Прошёл ещё год, прежде чем был построен прототип из неброневой стали. Эта существенная задержка произошла из-за сложностей с поставкой коробок передач Вильсона. Испытания прототипа состоялись в 1938 году, и сразу вслед за этим последовал заказ на первую партию из 65 машин, впоследствии увеличенный до 165. Для производства "Matilda" II привлекли ещё несколько предприятий, однако фирма Vulcan осталась генподрядчиком и выполняла большинство работ по литью.
В сентябре 1939 года в строю имелись всего две новые "Matilda", а к весне 1940 года ими был укомплектован один батальон 7-го королевского танкового полка. При отступлении к Дюнкерку и в последующих боях за порт танки проявили себя очень хорошо. В это же время несколько "Matilda" было отправлено в Египет, где они приняли участие в первых боях с итальянцами. Однако при оставлении Дюнкерка англичане бросили там почти всю тяжёлую технику, в том числе и "Matilda" обеих модификаций. В результате "Matilda" I практически исчезла из английской армии, а "Матильду" II стали называть просто "Matilda".
За время серийного производства внешний облик практически не изменился. Корпус его состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катанных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединённых друг с другом гужонами. Башня танка - литая, цилиндрическая. Её поворот осуществлялся при помощи гидравлического привода или вручную. "Матильда", кстати, стала первым танком, в котором был установлен гидропривод поворота фирмы "Фрейзер Нэш Компани", применявшийся для вращения стрелковых башен самолётов-бомбардировщиков. Толщина брони корпуса колебалась в пределах от 14 до 78 мм, а башни - от 20 до 75 мм. Начиная с модификации Mk IIА в передней части башни, в литой маске, устанавливалась 2-фунтовая пушка, 7,92-мм пулемёт BESA (на варианте Mk II ставился 7,92-мм пулемёт "виккерс", кожух водяного охлаждения которого был прикрыт литой броневой маской) и телескопический прицел I образца №24В. Танки модификации "Matilda" III CS оснащались 76-мм гаубицей. На крышке командирской башенки имелась стойка для зенитной стрельбы из пехотного 7,7-мм пулемёта Bren. Корме того, на части танков устанавливались дымовые гранатомёты для запуска дымовых гранат калибра 101,6 мм. Боекомплект состоял из 93 выстрелов, 3150 патронов (14 лент) калибра 7,92 мм, 2800 патронов (100 магазинов) для пулемёта Bren и 8 дымовых гранат.
Силовая установка танка, начиная с варианта Mk III, состояла из двух 6-цилиндровых, рядных дизелей жидкостного охлаждения Leland мощностью по 95 л. с. при 2000 об/мин. (Модификации Mk II и Mk IIА оснащались двумя 6-цилиндровыми дизелями АЕС мощностью по 87 л. с.) Правый и левый двигатели были невзаимозаменяемыми и различались расположением вспомогательных механизмов. Левые по ходу танка обозначались Е-148 или Е-164, а правые - Е-149 или Е-165. Двигатели Е-148 и Е-149 имели алюминиевые картеры, а Е-164 и Е-165 - чугунные. Каждый из моторов, а так же системы питания, смазки, охлаждения и агрегаты запуска были совершенно самостоятельны и работали независимо друг от друга. Для облегчения запуска при низких температурах окружающего воздуха двигатели снабжались эфирными карбюраторами, соединёнными трубопроводами с прокалывающими пистолетами, расположенными на моторной перегородке. Там же находился ящик с эфирными ампулами.
Воздух, необходимый для охлаждения воды в радиаторах, подавался двумя трёхлопастными вентиляторами, смонтированными на коробке передач. Основной поток воздуха проходил в корпус через жалюзи над двигателем: он обдувал на своём пути масляный радиатор, далее - двигатели, после этого через трубчатые радиаторы, установленные над ними, воздух нагнетался вентиляторами в выходные жалюзи. Кроме основного потока, часть воздуха поступала в танк через жалюзи в крышках инструментальных ящиков, проходила через отделение управления и боевое и, проникнув под перегородку моторного отделения, обдувала картер двигателя, соединяясь затем с основным воздушным потоком.
Радиаторы и вентиляторы располагались под углом 150 к горизонтали. Шарнирное крепление радиаторов давало возможность доступа к вентиляторам, коробке передач и другим агрегатам, располагавшимся в трансмиссионном отделении.
Два топливных бака общей ёмкостью 225 л обеспечивали танку запас хода по шоссе 130 км. При этом двигатели, имевшие суммарную мощность 190 л. с., разгоняли 26-тонную боевую машину до максимальной скорости 25 км/ч.
В трансмиссию "Matilda" входили: сцепление на каждый двигатель, поперечная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи и соединяющие их валы.
На танке устанавливалось однодисковое сухое сцепление автомобильного типа. Ничего более мощного не требовалось, поскольку крутящий момент от двигателя передавался на планетарную коробку передач. Особенностью последней, как известно, является возможность включения передач торможением соответствующих шестерён, что исключает необходимость пользоваться для этой цели сцеплением. Поэтому приводы сцепления на "Matilda" отсутствовали, поскольку последние были постоянно соединены с трансмиссией. Необходимость в выключение сцепления возникала только при запуске двигателя. Эта операция осуществлялась с помощью ручного привода (на каждый двигатель), помещённого в боевом отделении на моторной перегородке.
Ходовая часть "Matilda" была позаимствована у танка А7 и имела подвеску типа "ножницы" (или, как говорили в Англии, "японского типа") - балансирную с пружинными амортизаторами. В Великобритании эта подвеска впервые была применена на среднем танке "Виккерс С", а примером для неё послужила подвеска французских танков 20-30 годов. 10 опорных катков на борт с металлическими бандажами блокировались попарно в пять тележек. Кроме того, имелся одиночный передний каток несколько большего диаметра, чем опорные, облегчавший преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо с двумя съёмными зубчатыми венцами располагалось сзади, а направляющее с натяжным механизмом винтового типа - спереди. На танках Mk.II и Mk.IIА устанавливались шесть поддерживающих катков, а начиная с модификации Mk III - направляющие полозья. Каждая гусеничная цепь состояла из 69 стальных литых траков шириной 355 мм и шагом 162 мм. Для внешней связи танк оборудовался радиостанцией №19 Mk.II с радиусом действия на коротких волнах 15 км (в режиме УКВ - 1,5 км). Для внутренней связи предназначалось ТПУ на 4 абонента.
Кроме упоминавшихся выше, следует назвать ещё две модификации "Matilda", использовавшиеся в качестве линейного танка: "Matilda" IV отличалась от предшественников несколько усовершенствованными двигателями Leyland а "Matilda" V имела пневматический усилитель управления трансмиссией. За исключением этих изменений машина оставалась такой, какой была в начале серийного производства в 1938 году.
После высадки в Северной Африке немецкого Африканского корпуса быстро выяснилось, что танковые и противотанковые пушки вермахта бессильны против "толстокожей дамы". Единственным средством борьбы с "Матильдой" стали 88-мм зенитные пушки, которых у Роммеля было немного. Вскоре к ним добавились истребители танков "Мarder" II, вооружённые трофейной советской 76-мм пушкой Ф-22. Однако превосходство "Matilda" в броневой защите продолжало сказываться, поэтому титул "королева поля боя", которым наградили её английские танкисты, можно считать вполне заслуженным. Именно "Matilda" вынесла на себе всю тяжесть танковых боёв первого периода африканской компании.
В 1942 году стало совершенно очевидно, что лучшее время этого танка прошло. Последнее обстоятельство было связано главным образом с невозможностью установки на нём артсистемы более крупного калибра - тесная трёхместная башня и малый диаметр башенного погона просто не позволяли этого. В танковых частях английской армии "королевы" постепенно начали заменяться американскими M3 “Grant” и M4 “Sherman”. В 1943 году, после выпуска 2987 танков, производство этой машины прекратили.
Учитывая нелёгкое положение на Восточном фронте правительство Великобритании провело серию переговоров с представителями из СССР. Выполняя соглашение, подписанное 16 августа 1941 г., британская сторона дала согласие на поставку бронетехники, в числе которой были пехотные танки A12 “Matilda”. Расхожее мнение о том, что союзники поставляли нам некачественные и устаревшие танки не соответствует действительности, так как их отбор и закупка производила советская военная миссия. Конечно, британцы не всегда готовы были продать то, что по мнению советских специалистов могло улучшить положение Красной Армии на фронтах, но в данном случае танки А12 были хорошим выбором. По вооружению они скорее соответствовали легким танкам, но по бронированию не уступали КВ ранних серий выпуска. К тому же, эксплуатационные качества у британских машин были получше. Первые 20 танков А12 и “Valentine” прибыли 11 октября 1941 г. вместе с конвоем PQ-1, а до конца года в СССР прибыли 187 пехотных танков этого типа. Разгрузившись в Архангельске танки направляли в учебный центр под Горьким (теперь Нижний Новгород), где проводили их техническую приёмку. Первое время обучение проходило в Казанской Танкотехнической Школе, куда 15 октября доставили 420 танковых экипажей. С марта 1942 г. подключили также 23-й и 28-й учебные танковые полки, с июня – недавно сформированная 194-я учебная танковая бригада, 16-й и 21-й учебные танковые полки ранее использовавшие легкие танки Т-60. Примечательно, что британские танки не “распыляли” по фронтовым подразделениям, как это бывало раньше, а формировали из них отдельные части. Так, по штату №010\395 танковый батальон английских танков насчитывал 24 А12 и 3 Т-60, и имел численность личного состава 150 человек. Батальоны могли входить в танковые бригады, где имелось по 46-48 танков.
Хотя положение РККА перед битвой за Москву было критическим бросать в бой недостаточно освоенную технику командование не решилось. Понадобилось изменить “летние” гусеницы, не обеспечивавшихся нужного сцепления с мерзлым грунтом, наварив на них дополнительные металлические грунтозацепы. Много нареканий вызывали фальшборты, за которыми постоянно скапливалась грязь, и слабая морозостойкости жидкостной системы охлаждения. 40-мм пушка танка “Matilda” могла бороться только с легкими танками, в то время как на Восточном фронте основу немецких танковых войск составляла Pz.III и Pz.IV с лобовой бронёй до 50 мм и бортовой до 30 мм. В связи с этим, в декабре 1941 г. поступило распоряжение перевооружить британские танки советскими 76,2-мм орудиями. Соответствующий проект был подготовлен КБ Грабина на заводе №92. В частности предлагалось установить на танки А12 пушку ЗиС-5 (как у КВ-1) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Однако из 120 заказанных орудий завод сдал всего 47, в то время как орудий ЗиС-5 предназначенных для установки на танки КВ-1 было выпущено сверх плана. В итоге план перевооружения был сорван, но положение частично спасло прибытие танков “Matilda III” CS, оснащенных 76-мм гаубицей в боекомплект которой входили фугасные снаряды.
Впервые танки А12 вступили в бой на Северо-Западном фронте в январе 1942 г. первой британские машины получила 3-я ударная армия, в распоряжение которой передали 170-й отб (4 КВ-1, 13 А12 и 18 Т-60). В боях батальон участвовал с 14 января, при этом танки “Matilda” зарекомендовали себя с лучшей стороны. Особенно А12 отличились в боях за г.Холм, состоявшимся 12-17 февраля 1942 г. Хотя танковых сражений здесь не было, батальон не потерял ни одного британского танка (лишь 4 машины были обездвижены при прохождении минного поля и ещё 4 подбиты огнем ПТО) сумев уничтожить 5 противотанковых орудий, 1 бронеавтомобиль и много живой силы противника.
В дальнейшем танки “Matilda” активно использовались на Западном, Калининском и Брянском фронтах. В мае 1942 г., в ходе Барвенковской операции, на направлении главного удара были сосредоточены 41 А12 из состава 22-го тк. Действуя в крайне неблагоприятных условиях экипажи “Matilda” не смогли проявить в полной мере свои боевые качества – в итоге все танки оказались подбитыми или уничтоженными. Также неудачным было использование британских танков под Ржевом. Тогда, в августе 1942 г., 196-я тбр потеряла 29 из 35 “Matilda” всего за полтора месяца боёв.
Всё это привело к тому, что Советский Союз отказался от дальнейших закупок танков А12. До августа 1943 г. англичане успели поставить 1084 экземпляра, из которых к месту назначения прибыли 918. Тем не менее, вплоть до осени британские танки использовались весьма интенсивно. Например, 201-я тбр, воевавшая на Воронежском фронте, в время немецкого наступления на Курской дуге имела 18 “Matilda”, 31 “Valentine” и три Т-34. Бригада занимала оборону в районе хуторов Гремучий и Крутой Лог и с 5 по 25 июля её экипажи уничтожили 30 немецких танков (в основном Pz.III и Pz.IV), семь САУ. 28 орудий, 13 минометов, 23 пулемета и девять автомашин. Безвозвратные потери среди А12 составили всего три танка. Вероятно, последним соединением Красной Армии, у которого на вооружении оставались танки "Matilda", был 5-й механизированный корпус (68-я армия Западного фронта). На 13 декабря 1943 года 5-й мк имел в своем составе 79 танков "Matilda", 138 танков "Valentine" и 94 бронеавтомобиля БА-64 и гусеничных бронетранспортера "Universal Carrier".
Но уже к лету 1944 года в танковых частях Красной Армии остались лишь единичные экземпляры «Матильд», а к осени их можно было встретить только в учебных подразделениях. Более подробно о боевом применении пехотных танков “Matilda” на Восточном фронте можно прочитать в статье Максима Коломиеца и Ильи Мощанского "Матильда" в Красной Армии" (Танкомастер № 6 за 1999 г.).
Изъятые из английских линейных танковых частей "Matilda" передавались в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана, и активно переделывались в различные спецмашины.
Сапёрные танки "Matilda Baron " и "Matilda Scorpion ", оснащённые молотковыми минными тралами, приняли участие в сражении у Эль-Аламейна в 1942 году. За ними последовали и другие варианты: катковые минные тралы, бульдозеры, мостоукладчики, прожекторные для освещения поля боя и, наконец, огнемётные. В создании последних преуспели австралийцы, которые использовали для этой цели серийные танки вариантов "Matilda" IV и "Matilda" V. Первая модификация, названная "Matilda Frog" появилась в 1944 г. Вместо маломощной 40-мм пушки на них устанавливался огнемет, бак с зажигательной смесью размещался в башне. Дальность стрельбы составляла около 90 метров, но из-за пневматического механизма перезарядки требовался перерыв в 20 секунд, необходимых для получения нужного давления при помощи насоса. Этот недостаток исправили на модификации "Matilda Murrey", заменив пневматический огнемет на фугасный, действовавшим за счет давления зарядов кордитного пороха. Огнеметные танки успешно использовались для выжигания японских опорных пунктов на тихоокеанских островах в конце войны.
В спецвариантах "Matilda" постепенно вытеснялась машинами других типов, но к 1945 году всё-таки встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй Мировой войны.
Тактико-технические характеристики Matilda II:
Боевая масса, т: 26,95
Компоновочная схема: классическая
Экипаж, чел.: 4
Количество выпущенных, шт: 2890
Размеры
Длина корпуса, мм: 5715
Ширина корпуса, мм: 2515
Высота, мм: 2565
Клиренс, мм: 400
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 78
Борт корпуса (верх), мм/град.: 70
Борт корпуса (низ), мм/град.: 40 + 25
Корма корпуса (верх), мм/град.: 55
Днище, мм: 20
Крыша корпуса, мм: 13
Лоб башни, мм/град.: 75
Маска орудия, мм/град.: 75
Борт башни, мм/град.: 75
Корма башни, мм/град.: 75
Вооружение
Калибр и марка пушки: 40-мм QF 2 pounder
Длина ствола, калибров: 52
Боекомплект пушки: 67—92
Углы ВН, град.: —15…+20
Пулемёт: 1 × 7,7-мм «Виккерс»
Боекомплект пулемёта: 2800
Подвижность
Тип двигателя: 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Модель двигателя: AEC
Мощность двигателя, л.с.: 2 × 87
Запас хода по шоссе, км: 257
Запас хода по пересечённой местности, км: 129
Ширина гусеницы, мм: 355
Скорость по шоссе, км/ч: 24
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15
Уд. давление на грунт, кг/см2: 1,12
Преодолеваемый подъём, град.: 24
Преодолеваемая стенка, м: 0,61
Ширина преодолеваемого рва, м: 2,4
Преодолеваемый брод, м: 0,91
Источники:
Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. Сост. Г. Л. Холявский. Минск, "Харвест", 1999.
Британские и американские танки второй мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва, АСТ-Астрель. 2003.
Matilda infantry tank 1938-1945. — Osprey.
М.Барятинский. Пехотный танк «Матильда». — Бронеколлекция, выпуск №4(37), 2001