ЛаГГ-3 — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВСРККА перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика,
производился в 1941—1944 гг. Один из трёх истребителей нового
поколения, принятых на вооружение перед самой войной (Другие два — МиГ-3 и Як-1).
Название расшифровывается по фамилиям конструкторов: Лавочкин, Горбунов, Гудков.
Положительные качества: мощное вооружение на первых сериях, высокая
живучесть, минимальное использование стратегических материалов —
основной материал сосна и фанера пропитаная смолой — дельта-древесина, доступность технологии изготовления.
Недостатки: слабый двигатель и вследствие этого плохая
тяговооружённость, недоработки конструкции из-за рекордно коротких
сроков разработки. После замены двигателя на звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82 послужил основой для семейства истребителей Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7.
МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ-155) — одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчикПВО с мотором А. А. Микулина АМ-35А взлетной мощностью 1350 лс ВВСРККАСССР времён Великой Отечественной войны. В МиГ-3 недостатки МиГ-1
были в основном изжиты, но некоторые его отрицательные свойства
преодолеть не удалось. Велика была посадочная скорость, не менее 144
км/ч, недостаточная на небольших высотах маневренность, велик радиус
виража, но на высоте более 6 тыс. м он был по маневренности лучше
других истребителей. Время виража 26 — 27 с. Несмотря на значительный
взлётный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько
превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была
тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолетах.
Можно отметить, что ремонтные качества МиГ-3 были исключительные.
Хорошо была обеспечена взаимозаменяемость. Из двух-трех поломанных
самолетов легко было собрать один целый. На момент принятия на
вооружение МиГ-3 был одним из лучших перехватчиков мира.
Работа по эскизному проектированию самолета И-200 началась 25 ноября 1939 г. Так как он предназначался для использования в качестве скоростного истребителя, особое внимание было уделено выбору наилучших аэродинамических форм и обеспечению чистоты отделки внешних поверхностей, что в сочетании с мощным мотором должно было обеспечить довольно высокие летные характеристики: максимальную скорость 670 км/ч на высоте 7000 м; набор высоты 5000 м за 4,6 мин, 7000 м за 6,8 мин; дальность полёта 784 км. В перегрузочном варианте с бомбами самолет можно было применять как штурмовик, а с подвесными баками — как истребитель сопровождения.
Пе-3 — советский двухмоторный тяжелый истребитель цельнометаллической конструкции. Разработан в ОКБ-29 на базе пикирующего бомбардировщика Пе-2 под руководством В. М. Петлякова.
Первый полет совершил в августе 1941 года. От бомбардировщика отличался
отсутствием нижней люковой стрелковой установки и тормозных решеток.
Ил-10 — штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны конструкции КБ Ильюшина. Создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2, боевые действия начал 16 апреля 1945.
Серийное производство Ил-10 было организовано на трёх авиазаводах: №1, №18 и №64. Серийное производство продолжалось пять лет. Всего выпущено 4600 боевых Ил-10 и 280 учебно-тренировочных УИл-10.
В 1951 году основываясь на боевом опыте, приобретенном в ходе
Корейской войны, было решено возобновить производство улучшенной
модификации штурмовика Ильюшина, получившей обозначение Ил-10М. Первый
полёт Ил-10М состоялся 2 июля 1951 года. От своего предшественника
Ил-10М отличался незначительно увеличенными длиной фюзеляжа и размахом
крыла, большей площадью управляемых поверхностей, наличием киля в
хвостовой части фюзеляжа, и более тонким профилем крыла для улучшения
пилотажных качеств машины. Бронирование сохранено как у Ил-10,
установлено новое лобовое бронестекло К-5 толщиной 64 мм. В консолях крыла установили четыре более совершенные пушки НР-23.
Масса полезной нагрузки – как у предшественника. Установлено более
совершенное навигационное оборудование. Общее число выпущенных Ил-10М
составило 146 штук. С января 1955 года прекращено производство, а с
весны 1956 года Ил-10М снят с вооружения в связи со сменой приоритетов в пользу истребителей-бомбардировщиков.
С конца декабря 1951 года по 1955 год Ил-10 производился по лицензии на заводе «Авиа» в Соковице (Чехословакия) под наименованием В-33.
В 1953-54 годах чешские штурмовики поставлялись в Польшу, Венгрию,
Румынию и Болгарию. В-33 были вооружены четырьмя пушками НС-23РМ с
боекомплектом 150 патронов на ствол. Всего в Чехословакии построено
1200 самолётов В-33.