Т-20 «Комсомо́лец» — гусеничный полубронированный артиллерийский тягач. предназначался для буксировки артиллерийских систем. Выпускался в 1937—1941 гг. Всего было изготовлено 7780 тягачей.
Тягачи "Комсомолец" сыграли огромную роль в процессе моторизации
Красной Армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить
как минимум 60 тягачей этого типа, и военная промышленность не могла
удовлетворить этот огромный спрос. Поэтому на практике "Комсомольцами"
были укомплектованы только ударные части, а также подразделения
мотопехоты в составе стрелковыx частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях
с Японией у озера Хасан в 1938м, а также у реки Халxин-Гол в 1939.
В 1939–1942 гг. на Челябинском тракторном заводе выпускался
артиллерийский тягач «Сталинец-2» (С-2). Его отличала полукапотная
компоновка: кабина была частично надвинута на двигатель –
четырехтактный дизель в 115 л. с. Он мог работать и на смеси автола с
бензином и керосином. Тягач весил 12,0 т и с прицепом развивал до 20
км/ч. Он применялся для буксировки многих типов тяжелых орудий.
Грузоподъемность бортовой платформы для расчета и боеприпасов – 1,5 т.
Всего изготовили 1275 тягачей.
«Ворошиловец» — тяжелый артиллерийский тягач. Разработка начата в 1935 году.
Конструкторы: компоновку вел Д. М. Иванов; моторную группу — П. Е.
Либенко и И.3. Ставцев; трансмиссию — В. М. Кричевский, С.3.
Сидельников и В. П. Каплин; ходовую часть — П. Г. Ефременко и А. И.
Автомонов; вспомогательное оборудование — И. В. Дудко и Ю. С. Миронов.
Разработка велась под руководством главного конструктора Н. Г. Зубарева
и его заместителя Д. Ф. Боброва.
Создан в 1931 году по заданию Главного артиллерийского управления РККА инженерами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Б.Н. Воронкова
(ведущие конструкторы Д.М. Иванов и Д.Ф. Бобров). После существенной
доработки конструкции с использованием ходовой части и некоторых других
узлов и агрегатов среднего танка Т-24, в 1934 году началось серийное производство.
Всего за период с 1934 по 1940 год было изготовлено и поступило в войска 1798 машин. В 1940 году производство было прекращено в связи с появлением более совершенного и мощного артиллерийского тягача «Ворошиловец».
Перед Великой Отечественной войной значительная часть машин находилась на Дальнем Востоке, большое количество использовалось в промышленности.
К 1945 году
в действующей армии числились 568 тягачей марки «Коминтерн», которые
широко применялись для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии.
«Коминтерн» по праву считался одним из лучших средних тягачей своего
времени, позволив заметно повысить тактическую и оперативную
подвижность артиллерийских частей.
M3 «Ли» (англ. M3 Lee) — американскийсредний танк периода Второй мировой войны. Был назван в честь генерала Гражданской войны в США Р. Э. Ли. Также широко известен под названием его модификации для британских войск, M3 «Грант» (англ. M3 Grant), названной в честь президента США У. С. Гранта. От советских танкистов получил прозвище «братская могила на семерых».
M3 был создан в 1940 году на основе неудачного танка M2 и производился серийно с июня 1941 по декабрь 1942 года.
Всего, в различных вариантах, было выпущено 6258 M3. Около 2/3
выпущенных M3 были переданы другим странам, почти исключительно Великобритании и СССР, по программе ленд-лиза. Кроме того, до появления в достаточных количествах более совершенного среднего танка M4 «Шерман», M3 был основным средним танком США. M3 активно использовался в боях в 1942—1943 годах, в основном в Северной Африке. К 1944 году он был почти повсеместно заменён в частях «Шерманом», но небольшое количество «Грантов» использовалось в 1944 году в Юго-Восточной Азии. На шасси M3 также в большом количестве выпускались САУ и другие специализированные машины.
M2 (англ. M2) — средний танк США периода Второй мировой войны.
Прямой предшественник танка М3 "Генерал Ли", но, в отличие от
последнего - с почти чисто пулеметным вооружением (37 мм малокалиберная
пушка в башне и 7 пулеметов винтовочного калибра в спонсонах и на
вертлюгах)
Carro Armato Pesante P26/40 — итальянский тяжёлый по национальной классификации (средний по массе — 26 т) танк периода Второй мировой войны.
Выпускался мелкой серией (не более 100 единиц) по заказу немецких
оккупационных войск в 1943 году, принимал ограниченное участие в боях
на стороне вермахта (как Panzerkampfwagen P40 737(i)), против англоамериканских войск.
В конце 1940 года командование итальянских бронетанковых войск
разработало технические условия для танка нового типа, который должен
был обладать более мощным вооружением и бронированием.
Несмотря на то, что работа над танком началась в 1940 году, первый
прототип был готов к испытаниям только в 1942 году. Такая задержка была
вызвана изменением вооружения, а также трудностями с поиском
подходящего двигателя. Первый прототип был вооружен 75-мм пушкой 75/18,
а второй — 75/32. четвертый прототип танка имел модифицированные корпус
и башню, в которой была установлена 75-мм пушка 75/34. Кроме того,
26-тонные танки P40 планировалось оснащать дизельными двигателями.