Эта гаубица использовалось русской армией в течение всей Первой Мировой войны, а в 1923 г. была принята на вооружение Красной Армии. В 1930 г. орудие прошло модернизацию: была расточена на 50 мм зарядная камора, а также введен дальнобойный снаряд.
Гаубица состояла на вооружении русской армии, и в годы Первой Мировой войны использовалась для разрушения прочных сооружений, блиндажей и окопов противника. При создании в 1923 г. в Красной Армии корпусной артиллерии на ее вооружение была принята и 152-мм гаубица обр. 1909 г.
Основными частями гаубицы являются ствол с затвором, люлька с противооткатными приспособлениями, механизмы наводки — подъемный и поворотный, однобрусный коробчатый станок с колесами, щитовое прикрытие и прицельные приспособления.
В 1930 году была проведена модернизация гаубицы, которая в основном выразилась в увеличении объема зарядной каморы за счет расточки начала нарезов на 50 мм. В боевой комплект гаубицы был введен снаряд дальнобойной формы, а сама гаубица была снабжена панорамным нормализованным прицелом. После модернизации орудию присвоено наименование «152-мм гаубица обр. 1909/30 гг.». Конструктивные особенности гаубицы не позволили устранить такие недостатки гаубицы, как малый угол горизонтального обстрела (6°) и низкая скорость транспортировки — до 7 км/ч. Поэтому в предвоенные годы велась разработка новой 152-мм гаубицы М-10, которая, однако, по ряду причин не была запущена в валовое производство.
152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. перед войной состояли на вооружении 12 гаубичных полков РГК. В каждом из этих полков имелось 48 орудий и 1361 человек личного состава.
Из этих 12 полков 9 полков имели двойное равертывание, то есть на их базе создавались в случае мобилизации еще 9 полков. Таким образом, в военное время планировалось иметь 23 гаубичных полка, в которых должно было быть 1104 гаубиц обр. 1909/30 гг. 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. наряду с имевшейся в относительно небольшом количестве 152-мм гаубицами обр. 1910/37 гг. использовались частями РВГК Красной Армии в течение всей Великой Отечественной войны. Лишь во второй половине 1943 г. в дополнение к ним в войска начали поступать новые 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).
Оценка проекта 152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными недостатками орудия являлись:
* неподрессоренный колёсный ход, сильно ограничивающий подвижность орудия;
* устаревшая конструкция однобрусного лафета, сильно ограничивающая углы наводки (особенно горизонтальной).
Короткий ствол обуславливал невысокую дальность стрельбы, по которой это орудие существенно уступало своему главному противнику — немецкой тяжёлой гаубице 15 cm s.F.H.18 (8,8 км против 13,3 км). Низкая подвижность орудия ограничивала его использование в условиях маневренной войны. При выходе к огневым позициям танков противника 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. становились почти полностью беззащитными. К началу Второй мировой войны это орудие стало безусловно устаревшим, хотя на момент начала производства вполне удовлетворяла предъявляемым требованиям.
В то же время гаубица отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Орудие было очень лёгким (боевая масса более чем на тонну меньше, чем у М-10, и почти на 2,5 тонны меньше, чем у 15 cm s.F.H.18, что при использовании наиболее распространённой как в РККА, так и в вермахте конной тяги давало несомненные преимущества), быстро (за 30—40 секунд) переводилось из походного положения в боевое. Благодаря этим качествам, орудие пользовалось большой популярностью в РККА.
Взятый военным руководством СССР курс на модернизацию старых орудий следует признать правильным. В то время СССР ещё не был способен создавать новые современные орудия. Так, 152-мм гаубица обр. 1931 г. «НГ», созданная под руководством немецких специалистов, не пошла в массовое производство. Удовлетворительную современную 152-мм гаубицу советским инженерам удалось создать лишь в 1938 году.
Калибр, мм: 152
Начальная скорость снаряда, м/с: 391
Угол возвышения: до 41°
Угол горизонтального обстрела: 6°
Дальность стрельбы, м: до 9850
Вес осколочно-фугасного снаряда, кг: 40
Расчёт, чел.: 8
Скорострельность, выстр/мин: 3—6
Скорость возки по шоссе, км/ч: до 12 (с оттянутым стволом, на металлических колёсах)
Высота линии огня, мм: 1314
Длина ствола, мм/клб: 2160/14
Длина канала ствола, мм/клб: 1996/13,1
Масса в походном положении, кг: 3270
Масса в боевом положении, кг: 2810
Габариты в походном положении
Длина, мм: 5835
Ширина, мм: 1890
Высота, мм: 1920
Клиренс, мм: 580