В 1936 году произошли серьезные изменения во взглядах морских кругов относительно палубного истребителя, как раз тогда, когда Арадо флюгцойгверке приступила к работе над первым самолетом в этом классе. Концепция палубного истребителя всегда серьезно отставала в своем развитии от своего сухопутного собрата. В США и в Японии, где шли основные работы в этом направлении, считалось, что развитие этого типа на ближайшие годы будет связано с заменой бипланов, доминирующих в этом классе с момента появления авианосцев, на монопланы. Однако, США и Япония обладали богатым опытом в создании и использовании палубной авиации, которого не было у Германии. В результате Арадо, столкнувшейся с задачей создания истребителя для авианосца А, будущего Граф Цеппелин, ничего не оставалось, как пойти путем создания классического биплана.
Последний немецкий истребитель-биплан Аr.197 имел мало общего с предущими разработками фирмы, хотя его конструкция была близка к сухопутному Аr.68. Сходство между двумя истребителями объяснялось конструктивными особенностями, характерными для самолетов Арадо того периода. Аr.197 представлял собой полутороплан с выносом верхнего крыла цельнометаллической конструкции. Крылья были двухлонжеронными с металлической обшивкой и N-образными стойками. Ферма фюзеляжа была сварена из стальных труб с покрытием из съемных металлических панелей в носовой части и тканевой обшивкой в хвостовой. Единственной современной деталью был сдвижной фонарь кабины.
Аr.197V-1 (D-ITSE) впервые полетел в начале 1937 года в Варнемюнде и был оснащен 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DВ-600А мощностью 910 лс на высоте 4000 м и трехлопастным винтом изменяемого шага. Первый опытный самолет не имел ни вооружения, ни средств посадки на авианосец. Аr.197V-2 (D-IVLE) отличался от своего предшественника 9-цилиндровым радиальным двигателем ВМW-132 мощностью 815 лс на взлете, посадочным крюком и креплениями к катапульте. Смена двигателя объяснялась низким приоритетом прогpаммы Аr.197, и вообще люфтваффе считали, что создание специализированного палубного истребителя преждевременно. Тем не менее закончилась сборка Аr.197V-3, который присоединился к V2 в Травемюнде в конце лета 1937 г.
Аr.197V-3 рассматривался в качестве прототипа для серии и был оснащен двигателем BMW-132Dc мощностью 880 лс на взлете. Самолет нес полное вооружение и мог быть оснащен либо подвесным баком, либо аппаратурой постановки дымовых завес. Пустой и полетный вес возросли с 1210 и 1630 кг на V2 до 1237 и 1664 кг на V3. Характеристики обеих машин были в целом одинаковыми, за исключением несколько снизившейся скороподъемности и потолка.
Вооружение Аr.197V-3 состояло из пары синхронных пулеметов МG-17 с 500 патронами и двух крыльевых 20 мм пушек МG-FF с 60 снарядами. Под нижним крылом можно было подвесить четыре 50 кг бомбы SС-50. Была предусмотрена возможность отстрела стоек шасси в случае крайней необходимости.
Перед окончанием 1937 года РЛМ ознакомилось с работами над палубным истребителем-монопланом, и так как было ясно, что в ближайшие два года первый авианосец в строй не войдет (в кригcмарине даже шутили: Нет ничего более медлительного, чем авианосец игра слов: Trаger авианосец и медленный), Арадо было предложено прекратить работы в этом направлении.
Тактико-технические данные Аr.197-V3
Тип: одноместный палубный истребитель
Двигатель: один ВМW-132Dс, 9-цилиндровый воздушного охлаждения мощностью 880 лс на взлете
Вооружение: 2*20мм крыльевые пушки МG-FF (60 снарядов на ствол); 2*7.9мм синхронных пулемета MG-17 (500 патронов на ствол); 4*50 кг бомбы на крыльевых подвесках
Скорость:
максимальная: 396 км/ч на высоте 2500 м
крейсерская: 350 км/ч на высоте 1500 м
Время подъема на высоту: 4000 м - 5,3 мин
Потолок: 8600 м
Дальность полета: нормальная: 690 км; с дополнительным баком: 1630 км
Вес:
пустой: 1841 кг
взлетный нормальный: 2477 кг
максимальный: 2676 кг
Размеры:
размах: 11,0 м
длина: 9,2 м
высота: 3,59 м
площадь крыла: 20,6 кв.м