Истребитель И-15бис разработан в ЦКБ бригадой №2 под
руководством Н.Н.Поликарпова. Он является дальнейшим развитием истребителя
И-15. По требованию ВВС верхнее крыло выполнено прямым
(хотя сам Поликарпов был против такого решения). На самолёте был установлен
более мощный двигатель М-25В, изменена форма его капота, установлен маслорадиатор
и новые колёса шасси, увеличена площадь крыла и принят новый профиль - "Кларк-YH".
Серийное производство началось в 1938 году. И-15бис представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции.
Шасси трёхопорное, неубирающееся, с задним костылём. На некоторых самолётах
колёса шасси закрывались обтекателями. Зимой могли устанавливаться обтекаемые
лыжи с резиновыми амортизаторами. Силовая установка состояла из поршневого
звездообразного 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения М-25В. Цилиндры
закрывались капотом NASA. Вооружение состояло из 4 пулемётов ПВ-1. На некоторых
самолётах устанавливались крупнокалиберные пулемёты БС. В перегрузку мог брать
на борт до 150 кг бомб (обычно 4 бомбы по 25 или 32 кг). В варианте штурмовика
под крылом монтировались направляющие для реактивных снарядов РС-82. Существовали следующие модификации: -
И-15бис (И-152, И-152, тип 32) - серийный истребитель.
-
И-152 - опытный с гермокабиной конструкции А.Я.Щербакова. Изготовлен в 1939 году.
-
И-152ДМ - опытный с 2 вспомогательными ПВРД ДМ-2 конструкции И.Меркулова. Отличался
металлической обшивкой хвостовой части фюзеляжа. Первый полёт 25 января 1940 года.
-
И-152ТК - высотный истребитель (опытный). Отличался наличием 2 турбокомпрессоров
ТК-3. Изготовлен в 1939 году.
-
И-153 (И-153) - модернизированный. Выпускался
с 1939 года.
-
ДИТ - двухместный тренировочный истребитель. Разработан в 1938 году.
В 1938-1939 годах на Московском авиазаводе №1 было изготовлено 2408 самолётов
И-15бис (это самая массовая модификация И-15). Впервые в боевых условиях применён
в Китае. 20 самолётов было отправлено в Испанию.
Применялся также на Халхин-Голе и в
советско-финляндскую войну. В начальный период
Великой Отечественной войны (до 1942 года) применялся как штурмовик. В конце
1942 года самолёты И-15бис начали передавать в учебные части. До конца войны они
сохранились на вооружении только на Дальнем Востоке. Лётно-технические характеристики: Назначение: Истребитель Первый полёт: 1937 Производитель: СССР Экипаж: 1 чел. Максимальная скорость у земли: 372 км/ч Максимальная скорость на высоте: 379 км/ч Дальность полёта: 770км Практический потолок: 9800 Скороподъёмность: 625 м/мин. Длина: 6,28м Размах крыла: 10,2 м Площадь крыла: 22,5 м² Шасси: неубираемое, с обтекателем Масса пустого: 1310 кг Масса макс.взлётного: 1730 кг Двигатель: 1 ПД М-25В (М-25Б) Тяга (мощность): 1х750 (775) л.с. Количество точек подвески: 4 (общей массой до 150 кг в следующих вариантах: 4 х АО-10 или
АОХ-10 2 х АО-25М , 4 х АО-25М 2 х ФАБ-50 , 2 х АО-25М + 2 х ФАБ-50 2 х
ВАП-6) Список использованных источников- Бипланы, трипланы, гидросамолёты. / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 210.
- Гордон Е., Зенкин В., Типов В. Истребители-бипланы Н.Н.Поликарпова И-5, И-15, И-15бис. - М.: POLYGON, 1992.
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 50-51.
- Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8.
- Котлобовский А.В., Шпигунов А.В. "Чато" Поликарпова. Самолёт и модель. // Авиация и Время. - 2000. - №2. - С. 49-52.
- Маслов М. "БИС" - на войне. // Мир авиации, 1994. - №1. - С. 15-16.
- Маслов М. И-15бис - самолёт пяти войн. // Мир авиации. - 1993. - №1. - С. 16-24.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 485-489.
|