Истребитель И-153 был разработан по инициативе Н.Н.Поликарпова
осенью 1937 года. Он является дальнейшим развитием истребителя И-15.
Основное отличие состояло в убирающемся шасси. Было пересмотрено и изменено
много частей и деталей конструкции. Верхнее крыло тоже типа "чайка", но
более пологое. Прочность крыльев пересчитана и сечения усилены. Проект
рассмотрен и утверждён руководством ВВС 11 октября 1937 года. Рабочие чертежи
были закончены к маю 1938 года. В августе была подготовлена вся документация
для серийного производства и изготовлен первый прототип. Осенью на авиазаводе
№1 было сформировано единое КБ (вместо четырёх существовавших ранее), основной
задачей которого было внедрение И-153 в серию. Начальником КБ был назначен
заместитель Поликарпова М.Н.Тетивкин. Заводские испытания первого прототипа
прошли в сентябре-октябре. Выявленные при этом недостатки были частично
устранены на втором прототипе. Его испытания, которые было решено совместить
с войсковыми, начались в декабре 1938 года в Баку. В начале 1939 года началось
серийное производство на заводе №1. Самолёты первой серии в марте были
также отправлены в Баку для проведения войсковых испытаний. Больше всего
хлопот доставили испытания на штопор, продолжавшиеся до июля 1940 года,
когда производство самолёта было в самом разгаре. И-153 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции
с верхним крылом типа "чайка". Фюзеляж имел ферменную раму из хромансилевых
труб, поперечный набор из дюралевых профилей и полотняную обшивку. Крылья
деревянные с обшивкой из фанеры и полотна, прямоугольные в плане. Верхнее
крыло было снабжено двухсекционными элеронами. Стойки коробки крыльев I-образные.
Для придания жёсткости коробке крыльев применялись расчалки из стальных
лент. Шасси убирающееся, трёхопорное, с задним колесом. В зимнее время
колёса шасси заменялись лыжами от И-16. Силовая установка состояла из поршневого
9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-62 (первые
9 самолётов выпущены с М-25В, 345 самолётов были оснащены двигателем М-63)
с двухлопастным винтом изменяемого шага (на самолётах первых серий постоянного
шага). Кабина пилота открытая. Часть самолётов оснащалась радиостанциями
типа "Орёл", "Сокол" или "Малютка". Вооружение состояло из 4 синхронных
пулемётов ШКАС. На части самолётов верхние ШКАСы заменялись 12,7-мм пулемётами
БС. Под крылом могли подвешиваться до 200 кг бомб, выливные авиационные
приборы, пулемётные контейнеры, реактивные снаряды РС-82. Для увеличения
дальности полёта на штатные бомбодержатели могли подвешиваться 4 ПТБ по
50 л (такие самолёты поступали, в основном, в авиацию ВМФ). Существовали следующие модификации: -
И-153 ("Чайка", И-153, тип 34) - серийный истребитель. Выпускался
на заводе №1 в 1939-1941 годах.
-
И-153 - с реактивными снарядами РС-82. Отличался металлической обшивкой
нижней поверхности нижнего крыла в месте установки направляющих. В 1940
году изготовлено более 400 самолётов.
-
И-153 ПВРД - опытный с 2 дополнительными ПВРД ДМ-2 (ДМ-4) конструкции И.Меркулова.
Отличался металлической обшивкой хвостовой части фюзеляжа. Переоборудован
1 самолёт в сентябре 1940 года. Достигнут прирост скорости 40-50 км/ч.
-
И-153Б - с крыльевой коробкой без расчалок (проект). Отличался трапецевидным
в плане нижним крылом.
-
И-153БС - истребитель с пулемётами БС. Выпускался серийно.
-
И-153В (В) - высотный (опытный). Отличался герметичной кабиной А.Я.Щербакова.
В июле 1940 года на заводе №289 переоборудован 1 самолёт. Первый полёт
20 июля 1940 года.
-
И-153В (ГК) - высотный с мягкой гермокабиной Н.Н.Поликарпова. Отличался
наличием 2 турбокомпрессоров ТК-3. Разработан в июле 1939 года. Изготовление
не завершено.
-
И-153В (ТК) - высотный. Отличался наличием 2 турбокомпрессоров ТК-1. Изготовлено
24 самолёта.
-
И-153П (П) - пушечный. Отличался 2 синхронными пушками ШВАК. В 1940 году
изготовлено 8 самолётов.
-
И-153УД - с деревянной хвостовой частью фюзеляжа. Изготовлен в одном экземпляре
летом 1940 года. Первый полёт 30 сентября 1940 года.
-
И-153Ш, И-153УШ - штурмовик. Отличался подвеской под крылом 4 контейнеров
с пулемётами ШКАС или бомбовых кассет.
-
И-190 (тип 36) - опытный с двигателем М-88. Изготовлен на заводе №1 в декабре
1940 года.
Схема и конструкция И-153 были доводены до большой степени совершенства.
Его лётные качества были выдающимися для полуторапланной схемы. И-153 считался
самым совершенным истребителем такой схемы в мире. Но ко времени своего
появления маневренность биплана уже не могла возместить явного отставания
скорости. Наступила эра истребителя-моноплана. Серийное производство на заводе №1 в Москве продолжалось до конца 1940
года. Последние 64 самолёта были сданы уже в 1941 году. Всего изготовлено
3437 самолётов И-153 всех модификаций. Впервые он применён 7 июля 1939
года во время боёв на реке Халхин-Гол,
когда девятка под командованием Героя Советского Союза С.И.Грицевца в воздушном
бою над горой Хамар-Даба сбила 4 японских истребителя Ki-27
и без потерь вернулась на свой аэродром. Опыт боевых действий показал,
что самолёты И-153 могли применяться только во взаимодействии с И-16,
иначе они несли большие потери. К началу войны вместе с И-16 он составлял
основу советской истребительной авиации. Применялся во время Великой Отечественной
войны до 1943 года, в основном как штурмовик. В составе ВВС Северного флота
несколько И-153 применялись до конца войны для охраны внутренних морских
конвоев в Белом море. До настоящего времени сохранился только 1 экземпляр
И-153 довоенной постройки, который экспонируется в авиационном музее в
Ле Бурже (Франция), и несколько реплик. И-153 поставлялся на экспорт в Китай. В 1940 году по разным данным было
поставлено от 75 до 93 самолётов. Они применялись в боях начиная с марта
1941 года. Из-за слабой подготовки китайских лётчиков и начавшегося в этот
период применения японцами истребителей A6M большинство И-153 до конца
года было потеряно в боях. Несколько трофейных И-153 эксплуатировалось в ВВС Финляндии в 1940-1945
годах (часть из них была передана немцами из числа захваченных летом 1941
года). Известны случаи, когда в бою встречались советские и финские "чайки".
В феврале 1945 года оставшиеся в строи 8 "чайек" фины поставили на консервацию.
Окончательно они были списаны в 1950 году. Лётно-технические характеристики: Назначение: Истребитель / Штурмовик Первый полёт: 1938 Производитель: СССР Экипаж: 1 чел. Максимальная скорость у земли: 365 км/ч Максимальная скорость на высоте: 440 км/ч Крейсерская скорость: 370 км/ч Дальность полёта: 740 км Практический потолок: 11000 м Скороподъёмность: 906 м/мин. Длина: 6,1м Размах крыла: 10 м Площадь крыла: 22,1 м² Масса пустого: 1350 кг Масса макс.взлётного: 1860 кг Двигатель: М-25В (М-62 или М-63) Тяга (мощность): 930 (1100) л.с. Вооружение: 4х7,62 мм ШКАС (общий боезапас 2500), 8хРС-82, до 200кг бомб Список использованных источников- Бипланы, трипланы, гидросамолёты / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 211.
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 50-51.
- Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8.
- Котельников В.Р. И-153. Краткое техническое описание // Мир авиации. - 1993. - №3. - С. 11-13.
- Маслов М. И-153. - М.: "Техника - молодёжи", "Авиантик", 2001.
- Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 10-11.
- Самолёт И-153 с мотором М-62. Техническое описание. - М.: Оборонгиз, 1940.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 276.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 485-489.
|