Пятница, 19.04.2024, 17:28 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
ДШК
ДШК
Ваше мнение
Лучший пистолет-пулемёт Второй мировой войны
Всего ответов: 1301
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Истребители

И-153

   Истребитель И-153 был разработан по инициативе Н.Н.Поликарпова осенью 1937 года. Он является дальнейшим развитием истребителя И-15. Основное отличие состояло в убирающемся шасси. Было пересмотрено и изменено много частей и деталей конструкции. Верхнее крыло тоже типа "чайка", но более пологое. Прочность крыльев пересчитана и сечения усилены. Проект рассмотрен и утверждён руководством ВВС 11 октября 1937 года. Рабочие чертежи были закончены к маю 1938 года. В августе была подготовлена вся документация для серийного производства и изготовлен первый прототип. Осенью на авиазаводе №1 было сформировано единое КБ (вместо четырёх существовавших ранее), основной задачей которого было внедрение И-153 в серию. Начальником КБ был назначен заместитель Поликарпова М.Н.Тетивкин. Заводские испытания первого прототипа прошли в сентябре-октябре. Выявленные при этом недостатки были частично устранены на втором прототипе. Его испытания, которые было решено совместить с войсковыми, начались в декабре 1938 года в Баку. В начале 1939 года началось серийное производство на заводе №1. Самолёты первой серии в марте были также отправлены в Баку для проведения войсковых испытаний. Больше всего хлопот доставили испытания на штопор, продолжавшиеся до июля 1940 года, когда производство самолёта было в самом разгаре.

   И-153 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции с верхним крылом типа "чайка". Фюзеляж имел ферменную раму из хромансилевых труб, поперечный набор из дюралевых профилей и полотняную обшивку. Крылья деревянные с обшивкой из фанеры и полотна, прямоугольные в плане. Верхнее крыло было снабжено двухсекционными элеронами. Стойки коробки крыльев I-образные. Для придания жёсткости коробке крыльев применялись расчалки из стальных лент. Шасси убирающееся, трёхопорное, с задним колесом. В зимнее время колёса шасси заменялись лыжами от И-16. Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-62 (первые 9 самолётов выпущены с М-25В, 345 самолётов были оснащены двигателем М-63) с двухлопастным винтом изменяемого шага (на самолётах первых серий постоянного шага). Кабина пилота открытая. Часть самолётов оснащалась радиостанциями типа "Орёл", "Сокол" или "Малютка". Вооружение состояло из 4 синхронных пулемётов ШКАС. На части самолётов верхние ШКАСы заменялись 12,7-мм пулемётами БС. Под крылом могли подвешиваться до 200 кг бомб, выливные авиационные приборы, пулемётные контейнеры, реактивные снаряды РС-82. Для увеличения дальности полёта на штатные бомбодержатели могли подвешиваться 4 ПТБ по 50 л (такие самолёты поступали, в основном, в авиацию ВМФ).

Существовали следующие модификации:

  • И-153 ("Чайка", И-153, тип 34) - серийный истребитель. Выпускался на заводе №1 в 1939-1941 годах.
  • И-153 - с реактивными снарядами РС-82. Отличался металлической обшивкой нижней поверхности нижнего крыла в месте установки направляющих. В 1940 году изготовлено более 400 самолётов.
  • И-153 ПВРД - опытный с 2 дополнительными ПВРД ДМ-2 (ДМ-4) конструкции И.Меркулова. Отличался металлической обшивкой хвостовой части фюзеляжа. Переоборудован 1 самолёт в сентябре 1940 года. Достигнут прирост скорости 40-50 км/ч.
  • И-153Б - с крыльевой коробкой без расчалок (проект). Отличался трапецевидным в плане нижним крылом.
  • И-153БС - истребитель с пулемётами БС. Выпускался серийно.
  • И-153В (В) - высотный (опытный). Отличался герметичной кабиной А.Я.Щербакова. В июле 1940 года на заводе №289 переоборудован 1 самолёт. Первый полёт 20 июля 1940 года.
  • И-153В (ГК) - высотный с мягкой гермокабиной Н.Н.Поликарпова. Отличался наличием 2 турбокомпрессоров ТК-3. Разработан в июле 1939 года. Изготовление не завершено.
  • И-153В (ТК) - высотный. Отличался наличием 2 турбокомпрессоров ТК-1. Изготовлено 24 самолёта.
  • И-153П (П) - пушечный. Отличался 2 синхронными пушками ШВАК. В 1940 году изготовлено 8 самолётов.
  • И-153УД - с деревянной хвостовой частью фюзеляжа. Изготовлен в одном экземпляре летом 1940 года. Первый полёт 30 сентября 1940 года.
  • И-153Ш, И-153УШ - штурмовик. Отличался подвеской под крылом 4 контейнеров с пулемётами ШКАС или бомбовых кассет.
  • И-190 (тип 36) - опытный с двигателем М-88. Изготовлен на заводе №1 в декабре 1940 года.

   Схема и конструкция И-153 были доводены до большой степени совершенства. Его лётные качества были выдающимися для полуторапланной схемы. И-153 считался самым совершенным истребителем такой схемы в мире. Но ко времени своего появления маневренность биплана уже не могла возместить явного отставания скорости. Наступила эра истребителя-моноплана.

   Серийное производство на заводе №1 в Москве продолжалось до конца 1940 года. Последние 64 самолёта были сданы уже в 1941 году. Всего изготовлено 3437 самолётов И-153 всех модификаций. Впервые он применён 7 июля 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол, когда девятка под командованием Героя Советского Союза С.И.Грицевца в воздушном бою над горой Хамар-Даба сбила 4 японских истребителя Ki-27 и без потерь вернулась на свой аэродром. Опыт боевых действий показал, что самолёты И-153 могли применяться только во взаимодействии с И-16, иначе они несли большие потери. К началу войны вместе с И-16 он составлял основу советской истребительной авиации. Применялся во время Великой Отечественной войны до 1943 года, в основном как штурмовик. В составе ВВС Северного флота несколько И-153 применялись до конца войны для охраны внутренних морских конвоев в Белом море. До настоящего времени сохранился только 1 экземпляр И-153 довоенной постройки, который экспонируется в авиационном музее в Ле Бурже (Франция), и несколько реплик.

   И-153 поставлялся на экспорт в Китай. В 1940 году по разным данным было поставлено от 75 до 93 самолётов. Они применялись в боях начиная с марта 1941 года. Из-за слабой подготовки китайских лётчиков и начавшегося в этот период применения японцами истребителей A6M большинство И-153 до конца года было потеряно в боях.

   Несколько трофейных И-153 эксплуатировалось в ВВС Финляндии в 1940-1945 годах (часть из них была передана немцами из числа захваченных летом 1941 года). Известны случаи, когда в бою встречались советские и финские "чайки". В феврале 1945 года оставшиеся в строи 8 "чайек" фины поставили на консервацию. Окончательно они были списаны в 1950 году.

Лётно-технические характеристики:

Назначение: Истребитель / Штурмовик
Первый полёт: 1938
Производитель: СССР
Экипаж: 1 чел.
Максимальная скорость у земли: 365 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 440 км/ч
Крейсерская скорость: 370 км/ч
Дальность полёта: 740 км
Практический потолок: 11000 м
Скороподъёмность: 906 м/мин.
Длина: 6,1м
Размах крыла: 10 м
Площадь крыла: 22,1 м²
Масса пустого: 1350 кг
Масса макс.взлётного: 1860 кг
Двигатель: М-25В (М-62 или М-63)
Тяга (мощность): 930 (1100) л.с.
Вооружение: 4х7,62 мм ШКАС (общий боезапас 2500), 8хРС-82, до 200кг бомб

Список использованных источников
  1. Бипланы, трипланы, гидросамолёты / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 211.
  2. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 50-51.
  3. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8.
  4. Котельников В.Р. И-153. Краткое техническое описание // Мир авиации. - 1993. - №3. - С. 11-13.
  5. Маслов М. И-153. - М.: "Техника - молодёжи", "Авиантик", 2001.
  6. Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 10-11.
  7. Самолёт И-153 с мотором М-62. Техническое описание. - М.: Оборонгиз, 1940.
  8. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 276.
  9. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 485-489.

Категория: Истребители | Добавил: Weapons-of-War (25.06.2009)
Просмотров: 6788 | Теги: чайка, истребитель, самолёт, самолет, И-153, И153, Советский | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Американский истребитель Boeing P-26 Peashooter
Советская 107-мм пушка обр.1910/30г.
13.37мм противотанковое ружье Boys (Бойс)
Советский тяжёлый танк ИС-2
7.92мм ручной пулемет системы Максима MG-08/15
7.62мм ручной пулемёт Дегтярёва - ДП
Итальянская самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий Semovente Da 105/25
Французский лёгкий танк сопровождения Renault R-35
Немецкий лёгкий бронеавтомобиль Leichter Panzerspähwagen (M.G.) Sd.Kfz.221
Американский средний танк M4 Sherman

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024