Работы по проектированию самолета И-200 начались 25 ноября 1939 года. Автором проекта был Н. Н. Поликарпов, но после его отправки с делегацией в Германию все разработки были переданы инженерам Микояну и Гуревичу.
Задумывался И-200 как скоростной истребитель, поэтому тщательно была проработана аэродинамика самолета. Для установки на новый истребитель предназначался 12-цилиндровый V-образный двигатель с водяным охлаждением АМ-35 конструкции А. С. Микулина (мощность 1350 л.с). Самолет изначально проектировался для серийного производства, поэтому в основу конструкции И-200 лежало разделение на законченные конструкции и агрегаты, что позволяло производить их параллельную сборку.
5 апреля 1940 года в воздух поднялся первый прототип И-200 № 1, пилотируемый А. Н. Екатовым. Вскоре был собран и отдан на испытания второй экземпляр истребителя. Всего же было построено 5 прототипов. Во время испытаний началась подготовка к серийному производству, сопровождаемая внесением в конструкцию изменений (заменили фонарь, ввели дополнительную вентиляцию и др.) В выводах акта о результатах госиспытаний отмечалось, что «самолет И-200 АМ-35А конструкции инженеров Микояна и Гуревича производства завода № 1, по своей скорости, равной 628 км/ч, является лучшим из опытных отечественных самолетов и не уступает однотипным иностранным самолетам на высотах выше 5000 м.
Вооружение: один крупнокалиберный пулемет
УБС и два пулемета
ШКАС (по 750 патронов) над двигателем, синхронных, по две бомбы ФАБ-50 или ФАБ-100.
В конце 1940 года конструкторы внесли в самолет несколько изменений, повышающих его боевые качества. Для обеспечения большой дальности полета на самолете установили дополнительно 250-литровый топливный бак. Двигатель был сдвинут на 100 мм вперед, что улучшило продольную устойчивость истребителя, а введенные предкрылки предотвращали срыв машины в штопор на больших углах атаки. Бортовое вооружение пополнено шестью направляющими для реактивных снарядов (PC). Появилась возможность подвешивать под консолями крыла 6 снарядов РС-82 или две бомбы ФАБ-100.
Модернизированный вариант истребителя получил наименование МиГ-3 и был передан для массового производства с двигателем АМ-35А мощностью 1350 л. с. Несмотря на значительный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолетах.
В годы Второй Мировой войны МиГ-3 использовался главным образом как высотный истребитель-перехватчик. Его основные качества — большой потолок (12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли нашим летчикам успешно вести бои с вражескими бомбардировщиками и разведчиками. Недостатком МиГ-3 была невозможность установить пушку через ось редуктора двигателя, вызванная его конструкцией.
Во время серийного производства МиГ-3 постоянно модернизировался. Например, серийно выпускался вариант МиГа с усиленным вооружением (к стандартному «комплекту» из одного БС калибра 12.7 мм и двух ШКАС 7.62 мм было добавлено еще два 12.7-миллиметровых БК).
Конечно, оценивая участие МиГ-3 в боевых действиях, следует помнить прежде всего о том, что он фактически является высотным перехватчиком, то есть предназначен прежде всего для перехвата вражеских тактических и стратегических бомбардировщиков. Для выполнения данной задачи была нужна большая скорость и потолок, остальное второстепенно. Естественно, что при этом в боях с истребителями МиГ чувствовал себя ущербно.
Во многом наших летчиков на МиГ-3 спасало то, что главный их враг,
Bf.109, также не отличался маневренностью. Участвовал МиГ и в обороне Москвы. Из 4200 немецких самолетов, совершивших налеты на Москву с 21 июля по 1 октября 1941 года, к городу прорвалось лишь 120. Более половины уничтоженных под Москвой самолетов противника были сбиты МиГами.
Всего за период 1940—1942 гг было выпущено 3172 истребителя, из них стандартным вооружением оснащались 1976 самолетов, а второе место по объему производства занимает вариант с пятью пулеметами (821 шт.) Производство самолета прекратилось не из-за его недостатков, а из-за нехватки моторов АМ-35А, которыми оснащались также штурмовики
Ил-2. Если у МиГ-3 были аналоги (истребители Лавочкина и Яковлева), которыми его можно было заменить, то у самолетов Ильюшина таковых не было. Поэтому выпуск истребителей МиГ-3 был прекращен. Оставшиеся МиГ-3 использовались во фронтовых частях до 1943—1944 годов, а в войсках ПВО — до конца войны.
Страна производитель: CCCР
Год выпуска: 1940
Масса: 2595 кг
Экипаж: 1 человек
Габариты
Высота: 3,52 м
Длина: 8,25 м
Размах крыла: 10,02 м
Площадь крыла: 17,44 м2
Вооружение
Пулеметное: 1×12,7-мм пулемет УБС, 2×7,62-мм пулемета ШКАС
Бомбовое: 2×100 кг бомбы ФАБ-100 или ФАБ-50 или 6 НУРС 57-мм РС-82
Ходовые характеристики
Двигатель: 12-цил V-обр ПД Микулина АМ-35А
Мощность: 1350 л.с.
Скорость: 592 км/ч
Потолок практический: 12000 м
Дальность полета: 857 км