Истребитель Ла-7 разработан в ОКБ С.А.Лавочкина в 1943 году. Он является дальнейшим развитием истребителя
Ла-5ФН.
Так как установить более мощный двигатель возможности не было, улучшить
лётные качества можно было только за счёт совершинствования
аэродинамики и снижения массы. Совместно со специалистами ЦАГИ был
проведён комплекс мероприятий по улучшению аэродинамики:
герметизированы планёр и винто-моторная группа, полностью закрыты ниши
шасси, маслорадиатор перенесён под фюзеляж, улучшена форма зализов
крыла, доработан капот двигателя. Поставки по ленд-лизу и организация
производства алюминия в глубине СССР позвоили шире его использовать в
конструкции самолётов. Одна только замена деревянных лонжеронов крыла
на дюралевые со стальными полками позволила сэкономить 100 кг (чертежи
металлических лонжеронов разработаны летом 1943 года на заводе №381 под
руководством П.Д.Грушина). В январе 1944 года на заводе №21 был
изготовлен самолёт "Ла-5 эталон 1944 г.". 2 февраля лётчик-испытатель
Г.М.Шиянов впервые поднял его в небо. Через две недели, 16 февраля,
самолёт был передан на государственные испытания. После проведения
испытаний самолёт был запущен в серию в мае 1944 года под обозначением
Ла-7. К ноябрю он полностью вытеснил на конвейере
Ла-5ФН.
Ла-7
построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж
типа полумонокок. Крыло оснащено автоматическими предкрылками. Шасси
трёхопорное с хвостовым убирающимся колесом. Силовая установка состояла
из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН с
трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага ВИШ-105В. Вооружение
состояло из 2 синхронных пушек
ШВАК или СП-20. Часть самолётов
производства завода №381 оснащалась 3 пушками УБ-20.
Существовали следующие модификации:
* Ла-5 эталон 1944 г. - прототип. Изготовлен в январе 1944 года. Первый полёт 2 февраля 1944 года.
* Ла-7 - серийный истребитель. Выпускался с мая 1944 года.
* Ла-7 М-71 - опытный с двигателем М-71. Изготовлен в 1944 году.
* Ла-7 АШ-83 ("120", Ла-120) - опытный с двигателем АШ-83. Отличался
новым крылом. Вооружение состояло из 2 пушек НС-23. Изготовлен в конце
1944 года.
* Ла-7 с ПуВРД - опытный с 2 пульсирующими воздушно-реактивными двигателями Д-10.
* Ла-7Р - опытный с дополнительным жидкостно-реактивным ускорителем
РД-1 (РД-1ХЗ). В январе 1945 года переоборудовано 2 самолёта.
* Ла-7ТК - опытный с 2 турбокомпрессорами ТК-3. В июле-августе 1944 года изготовлено 10 самолётов.
* Ла-7УТИ - учебно-тренировочный. Отличался двухместной кабиной,
неубирающимся хвостовым колесом, отсутствием бронестекла, бронеспинки,
правой пушки.
* Ла-126 ("126") - опытный, прототип Ла-9.
Отличался конструкцией крыла с литыми деталями из электрона, формой
фонаря. Вооружение состояло из 4 пушек НС-23. Изготовлен в конце 1945
года.
* Ла-126 ПВРД - опытный с 2 дополнительными прямоточными ВРД-430 под крылом. Переоборудован из Ла-126 в 1946 году.
Самолёт
Ла-7 считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Он
был самолётом для асов. Недаром им в первую очередь оснащались
гвардейские полки (первым их получил 176 гвиап). Ла-7 мог на равных
драться с Me-109 и FW-190. Он превосхлодил Me-109G в горизинтальном и
вертикальном маневре.до высоты 3500 м, а FW-190 - во всём диапазоне
высот. "Фокке-вульф" имел преимущество только в скорости пикирования,
чем немцы и пользовались, чтобы вовремя унести ноги. Именно на Ла-7
закончил войну трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб. Ныне этот
самолёт (бортовой №27) экспнируется в музее ВВС в Монино.
Производство
Ла-7 продолжалось до 1945 года. Всего на трёх заводах (№21 в Горьком,
№99 в Улан-Удэ и №381 в Нижнем Тагиле) было изготовлено 5905 самолётов.
С 15 сентября по 15 октября 1944 года первые 30 серийных самолётов
прошли войсковые испытания в 65 гвиап. В 47 воздушных боях над
территорией Литвы было сбито 55 самолётов противника при потере 4 своих
(все из-за отказов двигателей). Позже Ла-7 применялся во всё
возрастающих количествах на всех фронтах до конца войны. Снят с
вооружения в 1947 году. Кроме Красной Армии самолёты Ла-7 стояли на
вооружении ВВС Чехословакии (до 1950 года).
На Ла-7 совершили тараны: Глинкин С.Г., Головачёв П.Я., Елькин В.И., Мастерков А.Б., Семёнов В.Г.
Назначение: Истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, разведчик
Страна: СССР
Первый полёт: Январь 1944
Принят на вооружение: Май 1944
Производитель: НПО Лавочкина
Всего построено: 5753
Характеристики
Экипаж: 1 чел
Макс. скорость у земли: 597 км/ч
Макс. скорость на высоте: 680 км/ч
Дальность полёта: 635 км
Практический потолок: 10750 м
Скороподъёмность: 1098 м/мин
Размеры
Длина: 8,60 м
Высота: 2,54 м
Размах крыла: 9,80 м
Площадь крыла: 17,5 м²
Масса
Пустой: 2605 кг
Снаряжённый: 3265 кг
Макс. взлётная: 3400 кг
Силовая установка
Двигатели: АШ-82ФН
Тяга (мощность): 1850 л.с. (1380 кВт)
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 2х20 мм пушки ШВАК или 3х20 мм пушки Березина Б-20
Кол-во точек подвески: 2
2x ФАБ-50 или ФАБ-100 а также зажигательные ЗАБ-50 или ЗАБ-100