По схеме У-2
типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с.
Этот самолёт имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи
и других областях. Существовали штабные и санитарные, предназначенные
для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие
модификации.
В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2
(У-2ВС), который мог брать с собой 6 8-килограммовых бомб на
держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с
пулемётом ПВ-1.
С началом Великой Отечественной Войны имевшиеся
под рукой стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные
бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на
серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического
состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого
конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов.
Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг.
В 1943 году
году число полков, оснащённых У-2, достигло максимума — на фронте
действовало до 70 авиаполков ночных бомбардировщиков.
После
смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя
переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года, было построено
33000 машин.
Модификации самолётаУ-2A: одноместный сельскохозяйственный самолёт-опылитель
У-2ЛШ: лёгкий штурмовик; большое количество предвоенных самолётов было переделано в этот стандарт; вооружён одним пулемётом
ШКАС
калибра 7,62 мм (0,30 дюйма), имел крепления для 120 кг (264 фунта)
бомб плюс рельсовые направляющие для четырёх реактивных снарядов РС-82
У-2ЛНБ: лёгкий ночной бомбардировщик производился начиная с 1941 г.;
У-2ВС:
основной самолёт советских ВВС, использовался старшим составом как
самолёт связи; более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945 г.
под новым обозначением По-2ВС.
Ночной бомбардировщик
У-2 широко применялись для т. н. «беспокоящих налётов» по ночам на
прифронтовые расположения войск противника. Тактика заключалась в том,
что лёгкие бомбардировщики поодиночке на сверхмалой высоте с
выключенными двигателями свободно планировали, пересекая линию фронта и
оставаясь совершенно незаметными для средств ПВО противника. Также с
выключенными двигателями самолёты подходили к заданной цели.
Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели
определённый эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень
высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и примитивные
средства прицеливания. После сброса бомб двигатель снова включался, и
бомбардировщик пытался быстро уйти, набирая максимальную скорость.
Затем перед пересечением линии фронта самолёт снова переходил в
состояние свободного планирования на малой высоте и, таким образом,
оставался не обнаружим для противника. По воспоминаниям советских
пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м
году бомбовая нагрузка была существенно увеличена — до 250 кг (в
отдельных случаях — до 500 кг), вылеты производились иногда до
шести-семи раз за ночь. «Швейные машинки» — так солдаты вермахта
прозвали У-2 за характерный стрекочущий звук двигателя, доставляли
массу хлопот для противника в прифронтовой полосе.
Самолёты У-2 использовались также для прыжков с парашютом, например, на тренировках.
Женщины-летчицы
Осенью 1941 в ВВС СССР было начато формирование авиационных частей,
укомплектованных женщинами. Один из женских авиаполков имел на
вооружении самолеты У-2: 46-й («Таманский») гвардейский ночной
бомбардировочный авиаполк.
По бытующей легенде, лётчиц 46-го
гвардейского полка солдаты противника называли «Ночными Ведьмами». 23
лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского
Союза. Двум лётчицам - звание Герой России.
Летно-технические характеристики:
Экипаж: 2 чел.
Максимальная скорость: 150 км/ч
Практический потолок: 3820 м.
Дальность полета: 430 км
Мощность: 100 л.с
Запас топлива: 90 кг.
Длина самолета: 8,17 м.
Размах крыла: 11,4 м.