Самолет ЦКБ-26 (дальний бомбардировщик) разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина. Летом 1935 года самолет впервые поднял в воздух летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Испытания показали, что самолет обладает прекрасной маневренностью и мог даже выполнять петлю Нестерова. В 1936 году на испытания вышла уже полностью вооруженная машина (ЦКБ-30), которая и стала прототипом самого массового советского дальнего бомбардировщика. ДБ-3. 1 мая 1936 года ЦКБ-26 впервые пролетел над Красной площадью, а 17 июля 1936 года В.К.Коккинаки установил на нем первый советский официальный мировой рекорд высоты полета с грузом 500 кг (11296). В июле-сентябре В.К.Коккинаки установил еще 4 мировых рекорда с грузом 500, 1000 и 2000 кг, а в августе 1937 года - мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту 5000 км без груза, с грузом 500 и 1000 кг. В июне 1938 года на самолете ЦКБ-30 "Москва" В.К.Коккинаки со штурманом А.М.Бряндинским совершает дальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (7580 км) и в апреле 1939 года со штурманом М.Х.Гордиенко - из Москвы в Америку (8000 км по маршруту, 6515 км по прямой). Серийное производство ДБ-3 началось в 1937 году. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции. Экипаж - 3 человека: летчик, штурман и стрелок. В фюзеляжный бомбоотсек вмещалось до 1000 кг бомб или использовалась наружная подвеска. На самолет ставились моторы воздушного охлаждения М-85, затем М-86 и позже М-87.Кроме бомбардировочного варианта для военно-морского флота строился торпедоносец ДБ-3Т, предназначенный для поражения торпедами и бомбами кораблей противника, минирования его фарватеров. ДБ-3Т стал первым советским массовым торпедоносцем. В 1938 году был создан ДБ-3ТП - поплавковый вариант серийного ДБ-3Т. В 1938 году КБ С.В.Ильюшина приступило к модификации самолета, получившей название ДБ-3Ф, а позже Ил-4. Эта машина отличалась прежде всего улучшенной аэродинамикой, более мощными высотными моторами М-88 и основательными изменением конструкции. 21 мая 1939 года В.К.Коккинаки впервые поднял ДБ-3Ф в воздух, а с 31 августа начались ее государственные испытания. С первых дней Великой Отечественной войны части имеющие в своем составе самолеты ДБ-3, ДБ-3Т и ДБ-3Ф активно включились в боевые действия. Бомбовым ударам подвергались аэродромы, коммуникации и места крупного сосредоточения противника, военно-промышленные объекты Данцига и Кенигсберга. Ночью с 7 на 8 июля 1941 года пятнадцать самолетов ДБ-3Т под командованием полковника Е.Н.Преоброженского (1 минно-торпедный полк ВВС КБФ) нанесли бомбовый удар по Берлину. Спустя 3 дня по Берлину был нанесен удар группой самолетов ДБ-3Ф дальней авиации ВВС под командованием майора В.И.Щелкунова. В период Великой Отечественной войны самолет Ил-4 стал основным советским дальним бомбардировщиком. В процессе серийного производства самолет неоднократно улучшался. Был введен четвертый член экипажа (стрелок люковой установки), усилено оборонительное вооружение, улучшены характеристики устойчивости и управляемости, увеличен запас топлива. Ил-4 в вариантах бомбардировщика, торпедоносца (Ил-4Т) и разведчика выпускался на протяжения всей войны. Всего было выпущено 1528 самолетов ДБ-3 и 5256 самолетов Ил-4. Технические характеристики: Модификация Ил-4 Размах крыла, м: 21.44 Длина, м: 14.76 Высота, м: 4.10 Площадь крыла, м2: 66.70 Масса, кг пустого самолета: 6421 нормальная взлетная: 10055 максимальная взлетная: 12120 Тип двигателя: 2 ПД М-88Б Мощность, л.с.: 2 х 1100 Максимальная скорость , км/ч у земли: 332 на высоте: 398 Практическая дальность, км: 4000 Максимальная скороподъемность, м/мин: 264 Практический потолок, м: 8300 Экипаж: 3-4 Вооружение: один 12.7-мм пулемет БТ, два 7.62-мм пулемета ШКАС Бомбовая нагрузка нормальная - 1000 кг, предельная - 2500 кг.
|