ТБ-3 наравне с И-16 был главной вехой нашего довоенного авиастроения. Огромный, четырехмоторный, цельнометаллический самолет часто появлялся на кадрах кинохроники и страницах газет тех лет. С ним связано много интересных страниц нашей истории: первый парашютный десант, эксперименты Вахмистрова по созданию авиаматки, перелет по Европе. Несколько ТБ-3 совершили серии перелетов в Варшаву, Рим и Париж." Парадная десятка " произвела должное впечатление в европейских столицах. Весь офицерский и инженерный состав с исключительным интересом относился к нашим самолетам, видя в них удачное решение проблемы тяжелого бомбардировочного самолета. Все подчеркивали удивление, что столь большой самолет имеет высокие полетные данные. Мнения высказываемые в европейских газетах, вообще были порой близки к паническим. Так, один из ведущих репортеров британского еженедельника " Индепендед " писал, " пока в Европе спорят о ценности теории Дуэ, красные уже ее фактически реализовали, продемонстрировав мощные четырехмоторные бомбардировщики существенно превосходящие британские машины аналогичного назначения ", а корреспондент французской " Пти Паризьен " вообще истерически заявил, что " пятьсот русских бомбовозов могут раздавить Европу как тухлое яйцо... " Доля истины в этом была, так как имевшиеся в то время на вооружении ВВС всех без исключения европейских стран истребители-бипланы с парой, реже - квартетом пулеметов винтовочного калибра были почти бессильны перед армадами советских четырехмоторных бомбардировщиков, к тому же имевших достаточно мощное оборонительное вооружение, эффективность которого еще больше возрастала в случае массированного применения ТБ-3 в плотных боевых порядках, что в сущности и отрабатывалось в ходе учений. И как бы не пытались очернить ТБ-3 некоторые наши псевдоисторики, он внес свой неизмеримый вклад в дело победы над фашизмом. Если вы услышите от кого ни будь что бомбардировщики ТБ-3 гибли сотнями от рук бравых немецких асов, не верьте! Относительно большие потери этих самолетов были только в начальный период (большинство из них было потеряно на земле), а после перехода на ночные бомбардировки исчислялись единицами. Противник поначалу был исполнен пренебрежения к этому самолету. На четвертый день войны Гальдер отметил в своем дневнике: русские перешли к применению старых тихоходных четырехмоторных бомбардировщиков - мол, совсем плохи дела у авиации " красных "... Пройдет время, и на перехват ТБ-3 будут бросать лудших истребителей-ночников. После каждого ночного боя с ТБ-3 на их " Мессершмиттах " рисовали отметки об очередной одержанной воздушной победе. Но проходил день, наступала ночь, и " сбитые " гиганты прилетали снова, чтобы бомбить врага. В боевой эксплуатации туполевский гигант показывал истинные чудеса. Мог летать с перепаханных полей, совершать посадки в снег глубиной до 1 м. Возил на внешней подвеске тяжелые негабаритные грузы - танки Т-38, грузовики ГАЗ-АА, артиллерию... И работал, несмотря на возраст, на редкость активно. К исходу первого года войны значительное число экипажей ТБ-3 совершили по 100 боевых вылетов, а к концу Сталинградской битвы некоторые имели их до двухсот. Труд авиаторов, летавших на ТБ-3, отметили достойно - одним из первых авиаполков, получивших гвардейское звание, стал 250-й ТБАП. Недостатков у этой машины тоже хватало, но на момент своего появления он был единственным в своем классе. Знаменитые В-17 и "Велингтоны" появились позже, да и сравнивать их надо не с Тб-3, а с Пе-8 и Ил-4.
ЛЁтно-Технические Характеристики ТБ-3 (АНТ-6) Назначение: Тяжёлый бомбардировщик Первый полёт: 22 декабря 1930 года Принят на вооружение: 1932 Снят с вооружения: 1939 (официально), (использовался до 1945) Разработчик: Туполев Производитель: Завод № 22 (Москва, Фили), Завод № 39 (Москва), Воронежский завод п/я 71 Характеристики Экипаж: 8 чел Крейсерская скорость: 196 км/ч Макс. скорость: 230 км/ч Дальность полёта: 2000 км Практический потолок: 4800 м Боевой потолок: 3800 м Скороподъёмность: 110 м/мин Размеры Длина: 24,4 м Высота: 8,50 м Размах крыла: 41,80 м Площадь крыла: 234,5 м² Шасси: неубираемое, с хвостовым колесом Масса Пустой: 11.200 кг Макс. взлётная: 19.300 кг Силовая установка Двигатели: 4 12-цилиндровых Микулин М17Ф, 525 кВ (715 л.с.) каждый Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 8 7,62мм пулемётов ДА на турелях Внутренняя бомбовая нагрузка: 2000 кг бомб, максимально до 5000 кг
|