Вторник, 23.04.2024, 20:59 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
31М (Solothurn S2-100 Modell 1930)
31М (Solothurn S2-100 Modell 1930)
Ваше мнение
Лучший штурмовик Второй мировой войны
Всего ответов: 940
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Разведчики

Arado Ar.196



   13 декабря 1939 года немецкий "карманный" линкор "Граф Шпее", пиратствующий в Южной Атлантике, столкнулся с эскадрой английских крейсеров. Получив повреждения в завязавшейся артиллерийской дуэли, капитан линкора Ганс Лангсдорф решил отремонтировать свой корабль в Монтевидео. Однако нейтральный Уругвай позволил немецкому рейдеру находиться в гавани только трое суток. Не успевая устранить все повреждения и опасаясь быть захваченным поджидавшими его англичанами, Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована. Вместе с линкором ушел на дно и его корабельный разведчик - поплавковый одномоторный самолет "Арадо" Ar.196. Именно "Граф Шпее" первым из кораблей кригсмарине получил новый самолет перед началом своего так плачевно закончившегося похода. До своей гибели в гавани Монтевидео линкор серьезно досадил англичанам, успев потопить одиннадцать торговых судов, и. основную роль в поисках жертв играл его воздушный разведчик.

   В Германии еще со времен первой мировой войны главным разработчиком и производителем корабельных самолетов считалась фирма Хейнкель. Ее катапультные бипланы Не.60 составляли в начале 30-х годов авиационное вооружение кораблей флота. Для замены устаревшего самолета требовался новый разведчик, также способный взлетать с катапульты. Однако построенный Не.114 оказался ненамного лучше Не.60, и техническое управление министерства авиации, разработав требования к новому самолету, осенью 1936 года привлекло к работе и другие фирмы.

   Свои проекты представили конструкторы Арадо, Дорнье, Фокке-Вульфа и Готы. Министерство авиации отдало предпочтение поплавковому моноплану Арадо, заказав постройку четырех прототипов Ar.196. Однако в руководстве министерства имелись скептики, считающие, что лучшим самолетом для корабля является биплан. Единственной фирмой, предложившей бипланный вариант разведчика, была Фокке-Вульф, и, чтобы развеять все сомнения, решили построить и два Fw.62.

   Летом 1937 года на испытательной базе в Травемюнде появились двухпоплавковые монопланы Ar.196V1 и V2, а также и их конкуренты - бипланы Fw.62V1 и V2. Причем Fw.62V1 имел два поплавка, а Fw.62V2 был выполнен с одним центральным поплавком. Все четыре самолета оснащались одинаковым двигателем - девятицилиндровым BMW 132D, воздушного охлаждения мощностью 880 л. с. и трехлопастным винтом "Шварц". Испытания убедительно доказали преимущества монопланов Арадо, и препятствий перед серийным выпуском Ar.196 больше не существовало.

   Вскоре к первым двум машинам, ставшим родоначальниками серии А, присоединились следующие Ar.196V3 и V4. Эти самолеты, получившие индекс В, выполнены уже с одним центральным и двумя небольшими крыльевыми поплавками. Ar.196V4 был пока единственным самолетом, оснащенным вооружением: две 20-мм пушки MG-FF находились в консолях, 7.9мм пулемет MG-17 стоял в носу фюзеляжа справа. Имелись также крыльевые подвески для двух бомб SC 50 по 50 кг.

   При испытаниях однопоплавковых Ar.196V3 и V4 обнаружилась недостаточная остойчивость самолетов такой схемы при посадке на неспокойное море. Поэтому следующие разведчики стали делать вновь с двумя поплавками. Начиная с Ar.196V5, самолеты получили улучшенный двигатель BMW132K мощностью 960 л. с. с новым винтом. Таким же мотором и пропеллером оснастили Ar.196V1, предназначенный для установления мировых рекордов в своем классе гидросамолетов. Однако министерство авиации остановило эти работы, сохраняя в тайне данные своего нового морского разведчика.

   К ноябрю 1938-го на заводе в Варнемюнде были готовы десять предсерийных Ar.196А-0. Следующей на стапелях появилась серия из двадцати Ar.196А-1, отличавшаяся усиленной конструкцией и улучшенным оборудованием, а главное-оснащенная узлами для запуска с корабельной катапульты (первые самолеты взлетали только с воды). Первые Ar.196A-1 поступили в эскадрильи корабельной авиации 1./196 в Вильгельмсхафене и 5./196 в Киле, которые были созданы в основном для оснащения немецких кораблей катапультными разведчиками. Первым обладателем Ar.196A-1 в кригсмарине, как уже говорилось, стал линкор "Граф Шпее". За ним поменяли свои Не-60 на разведчики "Арадо" линкоры "Дойчланд" (переименованный позднее в "Лютцов"), "Шарнгорст", "Гнейзенау", "Адмирал Шеер" и тяжелый крейсер "Принц Ойген".

   Для использования самолета в эскадрильях береговой обороны люфтваффе создали вариант Ar.196A-2. Главной задачей новой модификации была борьба с судами и самолетами противника, поэтому вооружение усилили. Как и на Ar.196V4, поставили две 20-мм пушки MG-FF в консолях и дополнительный 7.9мм пулемет MG-17 в носу фюзеляжа.

   Первой получила хорошо вооруженные Ar.196А-2 в начале 1940 года 1-я эскадрилья 706-й авиArруппы береговой обороны, имевшая, кроме этого, несколько двухмоторных поплавковых торпедоносцев Не-115. После оккупации Дании часть эскадрильи перелетела в Ольберг, откуда выполняла патрульные полеты над Северным морем. Во время боевого вылета 5 мая 1940 года паре Ar.196A-2 удалось захватить английскую субмарину "Тюлень". Подлодка, выполнявшая постановку мин в проливе Каттегат, наскочила на собственную мину и вынуждена была всплыть. Замеченная с Ar.196А-2 лейтенанта Гюнтера Меренса, она тут же была атакована бомбами и пушечным огнем. После того как к атаке присоединился и второй Ar.196A-2, английские подводники выбросили белый флAг. Меренс, приводнившись рядом, забрал капитана субмарины с собой в Ольберг, а поврежденная подлодка сама дошла до ближайшего датского порта Фредериксхафна и сдалась немцам.

   По опыту эксплуатации самолетов в боевых частях конструкторы внесли в самолет ряд доработок. Была еще раз усилена конструкция, улучшено радиооборудование и установлен новый винт VDM. Так появились Ar.196A-3 и похожая модификация Ar.196A-4 для взлета с катапульты.

   Ar.196А-4 имел на своем борту один из лучших немецких кораблей - линкор "Бисмарк". Когда 26 мая 1941 года уже поврежденный торпедой линкор был обнаружен патрульной "Каталиной" английских ВВС, немцы попытались сбить ее, запустив с катапульты свой "Арадо". Однако атака не удалась, и через два дня подошедшая английская эскадра потопила "Бисмарк".

   В середине 1941 года эскадрилья 5./196 со своими 26 самолетами (кроме Ar.196A-3 имелось и несколько Не.114) выполняла боевые вылеты над Бискайским заливом, перехватывая бомбардировщики "Уитли", охотившиеся за немецкими подводными лодками. Поплавковыми "Арадо" оснащались и эскадрильи морских разведывательных авиArрупп: одна появилась на Балтике, а другая базировалась в Норвегии.

   Помимо люфтваффе Ar.196А-3 получили союзники Германии: Румыния и Болгария. 101-я и 102-я разведывательные эскадрильи Румынских ВВС летали над Черным морем с конца 1943 года, а 161-я береговая болгарская эскадрилья базировалась до лета 1944 года в Варне. На Черное море, в Констанцу, также перелетела с Балтики 2-я разведгруппа люфтваффе. Эта группа успела побывать еще и в Эгейском и Средиземном морях. Кроме Черного моря, наши летчики и моряки могли встретиться с поплавковыми "Арадо" и на севере, где в конце 1944 года эскадрильи 126-й морской разведывательной авиагруппы стали действовать против наших войск с баз в Норвегии.

   В 1942 году к заводу в Варнемюнде в производстве "Арадо" добавился сборочный цех в Сент-Назере во Франции. Однако там собрали только десять Ar.196A-3, и в марте 1943 года производство перевели на завод Фоккера в Амстердам. В начале 1943 года появилась следующая модификация Ar.196А-5 , отличавшаяся от А-3 спаркой 7.9мм пулеметов MG-81Z у стрелка и новым радаром и FuG16Z, замененным впоследствии на FuG25 и FuG141. Именно эту модификацию начали собирать в Амстердаме, постепенно сворачивая производство в Варнемюнде.

   К началу 1944 года поплавковый самолет, какие бы задачи он ни выполнял и как бы хорошо ни был вооружен, уже, по сути, являлся анахронизмом. При довольно сильном вооружении Ar.196 явно не доставало скорости, и встреча с английскими и советскими истребителями не сулила ничего хорошего. В августе серийный выпуск Ar.196 прекратили, собрав 526 самолетов. Одной из последних модификаций должен был стать Ar.196С-патрульный вариант с увеличенной нагрузкой и новыми поплавками. Однако министерство авиации не стало разворачивать его серийный выпуск, прекрасно понимая, что поплавковые самолеты уже отживают свой век.

   Ar.196 стал последним и наиболее массовым гидросамолетом люфтваффе с поплавками. География базирования этих небольших, но довольно агрессивных машин была очень обширна: Атлантика, Северное море, Балтика, Средиземное и Черное моря. Очень эффективно поработал Ar.196 в качестве корабельного разведчика, получив почетное прозвище "глаза кригсмарине". Появление поплавкового "Арадо" над союзным конвоем могло обозначать только одно - скорую атаку. Это был один из самых удачных самолетов в своем классе, и то, что он прослужил до конца войны, лучшее тому подтверждение.

   После Второй Мировой несколько Ar.196 попало в СССР. В августе 1951 г. в институте №15 ВМС СССР завершились государственные испытания гидросамолета Ar.196. Если судить по составу вооружения, это была машина первых серий Ar.196А0 или Ar.196А1. Самолет, несмотря на более чем десятилетний срок эксплуатации и значительный физический износ, был модифицирован коллективом под руководством А.П.Голубкова по просьбе командования ВМС. Объяснялось это, скорее всего тем, что к тому времени в авиации флота ощущалась острая нехватка специализированных самолетов.

   Следует отметить, что серийное производство гидропланов было прекращено с началом Великой Отечественной войны. Из имевшихся до войны пяти конструкторских бюро по морским самолетам к началу пятидесятых осталось только одно ОКБ Г.М.Бериева. Оно, по мнению Адмирала Флота Н.Г.Кузнецова, являлось самым слабым из всех самолетостроительных конструкторских бюро. Заказы военно-морских сил страны выполнял один не полностью восстановленный завод №86 в Таганроге, который только год спустя после описываемых событий сумел приступить к выпуску летающих лодок Бе-6.

   Основными гидросамолетами ВМС были около 130 "Каталин", полученных по "ленд-лизу", но для них остро не хватало запчастей. Поэтому на заводе №86 бывали случаи использования очередного, пришедшего в негодность самолета в качестве "донора" для восстановления других машин этого типа. В таких условиях морским летчикам приходилось летать буквально на всем, что есть, в том числе и на старых трофейных "Арадо".

   Гидроплан снабдили мотором АШ-62ИР с винтом ВИШ-21 (от самолета Ли-2). При этом изготовили новые капоты мотора, маслобак и моторную раму. Установили отечественный воздушно-масляный радиатор, противопожарное оборудование, генератор ГСК-1500 и аккумуляторную батарею 12-А30. Самолет оснастили новой приборной доской с отечественными пилотажно-навигационными приборами. В кабине стрелка-радиста появилась спарка пулеметов ДА-2 калибром 7.62мм.
   Есть основания предположить, что "омоложенный" "Арадо" прослужил в авиации флота до 1953 г.

Техническое описание самолета.
   Arado Ar.196 - двухпоплавковый гидросамолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом.
   Крыло - цельнометаллическое, двухлонжеронное, трапециевидной формы в плане со скругленными законцовками - состояло из центроплана и двух складываемых консолей. На крыле располагались посадочные щитки и элероны, снабженные триммерами. Изменение положения центра масс самолета допускалось в диапазоне от 19 до 27% средней аэродинамической хорды.

   Фюзеляж - круглого сечения с дюралюминиевой обшивкой в средней части и овального сечения в хвостовой, обшитой полотном. Двухместная кабина экипажа закрывалась общим сдвижным фонарем. В кабине наблюдателя установлена радиостанция, обеспечивавшая устойчивую радиосвязь в коротковолновом и длинноволновом диапазонах на расстоянии до 600 км. В хвостовой части фюзеляжа располагалась в упакованном виде специальная резиновая лодка.

   Хвостовое оперение - однокилевое, свободнонесущее. Стабилизатор и киль - цельнометаллические, рули высоты и направления имели металлический каркас и полотняную обшивку. Руль высоты выполнен неразъемным в виде одной плоскости со скругленными законцовками. Рули оснащались аэродинамической и весовой балансировкой. На обоих рулях имелось по одному триммеру.

   Цельнометаллические однореданные поплавки с водяными рулями крепились к крылу при помощи V-образных стоек из стальных труб. В центральной части поплавков, перед реданом располагались вкладные металлические 300-литровые топливные баки и дымогенераторы для постановки дымзавес. Для перемещения самолета от слипа к ангару использовались подкатные трехколесные тележки, крепившиеся к поплавкам в зоне реданов.

   Самолет изначально был оснащен однорядным звездообразным девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения BMW-132K с односкоростным нагнетателем. Номинальная мощность двигателя на высоте 3000 м при 2400 об/мин - 960 л. с. Взлетная мощность на уровне моря при 2500 об/мин -1000л. с. На данной модификации самолета использовался трехлопастный воздушный винт изменяемого в полете шага VDM с деревянными лопастями. Капоты двигателя типа NACA.

   Топливная система включала три бака (один фюзеляжный и два поплавковых) и соединительную арматуру. Общий запас горючего 670 кг. Стрелково-пушечное вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG-FF в консолях крыла и одного 7.92 мм синхронного пулемета MG-17 справа в носовой части фюзеляжа. В кабине наблюдателя на пулеметной установке типа "К" находился 7.92-мм пулемет MG-15. Характерной особенностью этой установки являлась простота и компактность. Она совершенно не зArромождала кабину наблюдателя и в то же время обеспечивала значительные углы обстрела: вверх и вниз примерно по 70° и в стороны до 90° от оси самолета.

   Бомбовое вооружение размещалось в двух крыльевых кассетах SC50, предназначенных для подвески двух бомб калибром до 50 кг. Сбрасывание бомб могло производиться из обеих кабин.

Тактико-технические данные:       
Тип: двухместный корабельный разведчик и патрульный самолет
Двигатель: один ВМW-132К, 9-цилиндровый воздушного охлаждения мощностью 960 лс на взлете и 820 лс на высоте 1000 м
Вооружение: 2*20мм крыльевые пушки МG-FF (по 60 снарядов); 1*7.9мм неподвижный (вперед) пулемет МG-17 (500 патронов); 1*7.9мм пулемет МG-15 на подвижной установке (525 патронов); 2*50 кг бомбы на крыльевых подвесках ЕТС-50
Скорость:
максимальная: 330 км/ч на высоте 1000 м
крейсерская: 265 км/ч
Скороподъемность: 6,9 м/с
Потолок: 7000 м
Дальность полета: 795 км
Вес: пустой - 2337 кг; взлетный - 3306 кг
Размеры:
размах: 12,4 м
длина: 10,95 м
высота: 4,40 м
площадь крыла - 27,4 кв.м






Категория: Разведчики | Добавил: Weapons-of-War (05.09.2009)
Просмотров: 4700 | Теги: Арадо, Двухместный, Немецкий, разведчик, Аr.196, корабельный, гидросамолет | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Тяжёлый танк PzKpfw VI "Tiger I"
Американский лёгкий бронеавтомобиль Light Armored Car M8 Greyhound
Американский лёгкий бронеавтомобиль Light Armored Car M38 Wolfhound
Немецкий средний бомбардировщик Junkers Ju.188
Советская самоходная артиллерийская установка ЗИС-30
Немецкий одноместный планер-истребитель Blohm & Voss Bv.40
Истребитель и штурмовик И-153 "Чайка"
9мм пистолет-пулемёт MP-40
Немецкий 5-тонный полугусеничный артиллерийский тягач Sonderkraftfahrzeug Sd.Kfz.6
Ручная граната РГ-42

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024