Базовый Р-5 начал поступать в войска в 1930 году. Для того времени это был отличный многоцелевой разведчик-бомбардировщик.
Поскольку специальных лёгких бомбардировщиков у нас тогда не было, то Р-5 пытались приспособить и на эту роль. Через какое-то время возникла идея создания специализированного штурмовика на базе этого самолёта. Для этого Р-5 оборудовали специальными бомбовыми держателями как внутри корпуса, так и под фюзеляжем, а на крыльях установили контейнеры с пулемётами
ШКАС. В результате Р-5Ш мог нести до 500кг бомб и был вооружён аж одиннадцатью пулемётами! Восемь крыльевых ШКАСов, один синхронный ПВ-1 (авиационная модификация пулемёта Максим), плюс спаренные ДА на турели у летнаба. Выполняя атаку на наземную цель, пилот одним нажатием гашетки обрушивал на землю целый ливень свинца: 280 пуль в секунду! Вкупе с вполне серьёзной бомбовой нагрузкой, да ещё и с возможностью широко варьировать ассортимент бомбового вооружения Р-5Ш может показаться на первый взгляд очень грозной машиной.
На самом же деле даже на заре своего появления такой самолёт мог решать очень узкий круг задач: атаковать колонны на марше, гонять басмачей или расстреливать некие цели, не защищённые зенитными средствами.
Основных недостатка у такого эрзац-штурмовика было два. Во-первых, это очень низкая максимальная скорость - около 230 км/ч без бомб. Во-вторых - абсолютно никакая боевая живучесть. Ни лётчики, ни мотор не имели ни малейшей защиты от винтовочно-пулемётного огня с земли. Любая пуля, попавшая в торчавшую "бороду" радиатора, приводила к гарантированному выходу двигателя из строя.
Когда в 1937 году гораздо более новые модификации Р-5 оказались в Испании - они в первых же вылетах понесли огромные потери, потому что пытаясь штурмовать с бреющего полёта сами попадали под плотный огонь.
В принципе, в Монголии Р-5Ш до поры были очень к месту - отличный самолёт для патрулирования границы и разгона редких баргутских шаек. Но с началом боевых действий самолёты перевели на роль связных и учебных - лететь на них в бой или на разведку над территорией врага было бы чистым самоубийством!
Таким образом, получилось так, что к началу боёв у нас просто не было специализированного разведчика, который мог бы производить аэрофотосъёмку вражеских войск...
Назначение: Многоцелевой
Экипаж, чел.: 2
Первый полёт: 19 сентября 1928
Начало эксплуатации: 1929
Размеры
Длина: 10,56 м
Размах крыла: 15,30 м
Высота: 2,62 м
Площадь крыла: 50,20 м²
Масса
Пустой: 1965 кг
Снаряжённый: 2805 кг
Силовая установка
Двигатель: ПД М-17ф
Тяга (мощность): 680 л.с.
Характеристики
Макс. скорость: 244 км/ч
Дальность полёта: 800 км
Практический потолок: 6100 м
Скороподъёмность: 295 м/мин
Вооружение
Пулеметное вооружение: 1х7,62 мм ПВ-1 и 2х7,62мм ДА
Кол-во точек подвески: Подфюзеляжные 2хДЕР-6, Крыльевые 8хДЕР-7
Подвесное вооружение: 400 кг бомб