|
|
аварийная посадка
| окраска 1945 года
|
Необходимость в транспортном самолёте средней грузоподъёмности для ВВС
назревала достаточно давно. Советские варианты на тему переделанных
бомбардировщиков не слишком соответствовали предъявляемым к ним
требованиям, и на какое-то время эту брешь заполнил американский DC-3
выпускаемый с 1940 года по лицензии.
Задание на разработку подобной машины было выдано в 1941 году.
Осенью к проектированию самолёта с условным обозначением ТС-1
подключилось КБ № 482 под руководством Щербакова. Конструктор пошел
наиболее простым и эффективным на то время путем, использовав узлы и
агрегаты от самолётов строившихся серийно. Фюзеляж и крыло, впрочем,
все-равно пришлось делать по-новому, а вот почти всё остальное было
"неродным”. Мотоустановку полностью взяли от У-2, хвостовое колесо – от
Ил-2, оперение – от Пе-2, амортизация шасси – от Ла-5.
Щербаковский ТС-1 представлял собой цельнодеревянный высокоплан с
полотняной обшивкой. В целях улучшения аэродинамических качеств
самолёта и повышения его скорости обводы фюзеляжа выполнили максимально
плавными и вылизанными. Шасси было неубираемым, но сами колёса заключили
в обтекатели. Грузовой отсек позволял перевозить грузы размерами 1,43 м
шириной, 1,64 м высотой и 6,5 м длиной. В пассажирском варианте самолёт
мог брать на борт 14 пассажиров или 9 десантников.
Первый опытный ТС-1 поднял в воздух лётчик В.П. Федоров в феврале
1942 года. Заводские испытания прошли достаточно успешно и в конце июля
самолёт представили военным в качестве транспортно-десантной и
санитарной машины. Начавшиеся следом государственные испытания (их
проводил лётчик А.К.Долгов) подтвердили высокие ТТД самолёта и ТС-1
рекомендовали к серийному производству.
В серийном производстве самолёту присвоили обозначение Ще-2 и под
её производство выделили завод № 47. Серийные машины поступили в войска
в 1943 году, имея ряд отличий от опытного образца. В частности был
силен пол грузового отсека, улучшена осевая компенсация, установлена
система разжижения масла. Внешние отличия заключались в увеличенном по
размаху крыле и иной формой крыла.
В октябре 1944 года на испытания был представлен
учебно-тренировочный вариант Ще-2 (под него был переделан самолёт с
серийным номером 08247). Самолёт предназначался для тренировки штурманов
и оснащался всем необходимым комплексом оборудования : РПК-2С,
РСБ-3бис, УС-1, ОПБ-1, НКПБ-7. Также установили астрокупол. Испытания
проводил лётчик В.С.Холопов, но полёты через 10 дней были прерваны и
больше к варианту УТС не возвращались.
Вторая подобная модификация оборудовалась кабиной на 5-8
курсантов и сокращенным составом радиооборудования (РПК-10, РСБ-3 и
РПК-Z). Оба варианта серийно не строились.
В 1945 году самолёт подвергся модернизации. Ще-2ТМ оснащался
моторами М-11МФ, укороченным крылом, пониженными стойками шасси с
колёсами меньшего диаметра и плоскими стёклами кабины пилотов.
Дополнительно облегчили перекрытия между 9 и 10 шпангоутами и уменьшили
площадь оперения. В таком виде самолёт с серийным номером 422047 был
представлен НИИ ВВС, но в серию не пошёл из-за того, что не смог пройти
статические испытания.
На фронт Ще-2 попал только в начале 1944 года. Самолёт понравился
лётчикам. Они имел малый пробег при посадке и минимальное применение в
конструкции дефицитных частей и материалов, что заметно облегчало его
эксплуатацию. Основной задачей Ще-2 стала доставка грузов различного
назначения в прифронтовую полосу. Часть машин выделили для полётов в
немецкий тыл к белорусским партизанам. Подобные вылеты совершались
вплоть до полного освобождения Беларуси.
Около 10 Ще-2 весной 1944 года передали новым польским ВВС, где
они использовались для обучения десантников. Первая машина попала в
13-ый ОтРАП, две следующие – в 15-ый запасной авиаполк и ещё две
направили в лётную школу. В Польше Ще-2 летали совсем надолго. Уже во
второй половине 1945 года их начали выводить из состава ВВС и все
самолёты вскоре попали в дублинскую авиашколу.
Несколько Ще-2 в конце войны эксплуатировались в Югославии. О
дальнейшей судьбе этих самолётов ничего не известно. Вероятно, все они
были пущены на слом до 1946 года.
В послевоенные годы предпринимались попытки сделать из Ще-2
пассажирский самолёт. В середине 1945 года подобный вариант с
пассажирской кабиной испытывался лётчиками С.Д.Спиваковским и
С.В.Васильченко. В данном качестве самолёт применения не нашел и до 1950
года продолжал использоваться как военно-транспортный.
ЛТХ:
Модификация Ще-2
Размах крыла, м: 20.48
Длина, м: 14.27
Высота, м: 3.80
Площадь крыла, м2: 63.90
Масса, кг
пустого самолета: 2270
нормальная взлетная: 3400
максимальная взлетная: 3600
топлива: 370
Тип двигателя: 2 ПД М-11Д
Мощность, л.с.: 2 х 115
Максимальная скорость , км/ч: 160
Крейсерская скорость , км/ч: 140
Перегоночная дальность, км: 2160
Практическая дальность, км: 850
Максимальная скороподъемность, м/мин: 72
Практический потолок, м: 2400
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: до 16 человек или 9 десантников или 9 носилок или 1130 кг груза (максимально - 1330 кг)