В апреле 1941 г. конструкторы ОКБ-16 Нудельман и Суранов приступили к проектированию 37-мм пушки 11П. Проект был утвержден 15 июня 1941 г.
Действие автоматики происходило за счет энергии отдачи ствола при его коротком ходе.
Канал ствола запирался продольно-скользящим поршневым затвором. Ускоритель кулачкового типа закреплен на неподвижной части автомата.
После каждой очереди ударник с затвором и патроном останавливался на шептале в крайнем заднем положении, что исключало возможность самовоспламенения заряда в патроннике от нагревшегося во время стрельбы ствола.
Непрерывное питание пушки патронами осуществлялось из патронного ящика при помощи звеньевой металлической ленты. Величина боекомплекта зависела только от габаритов ящиков и способа размещения в нем ленты.
Противооткатные устройства пушки состоят из тормоза отката и тормоза наката. Надежность и безотказность такой схемы обеспечивается принудительностью подачи и досылки патронов на всем пути движения, а также принудительностью экстракции и удаления стреляной гильзы из автомата.
Недостатком автомата является пикообразный характер силы отдачи. Для 37-мм автомата средняя сила отдачи около 2230 кг, но в момент удара затвора о затыльник она достигает 7500 кг. Велика отдача и во время окончания отката ствола, и в конце наката затвора.
При стрельбе с самолета Як-9 на скоростях до 350 км/ч самолет сильно раскачивался, а прицельный огонь получался только при первом выстреле, при последующих — снаряды разбрасывались.
Длина ствола пушки НС-37 2300 мм. Габариты пушки: длина 3400 мм, ширина 215 мм, высота 415 мм. Вес пушки в моторном варианте 171 кг, в крыльевом — 160 кг. Темп стрельбы 240—260 выстр./мин. Пушка допускала стрельбу непрерывной очередью в пределах имеющегося боекомплекта.
В боекомплект пушки НС-37 входили снаряды БЗТ и ОЗТ. Снаряд ОЗТ весил 732 г и содержал 34 г мощного взрывчатого вещества A-IX-2. Взрыватель мгновенного действия, сначала МГ-7 и МГ-8, позже — А-37. Снаряд был оснащен самоликвидатором с временем срабатывания 9—12 секунд. Начальная скорость снаряда ОЗТ — 865 м/с.
При попадании в дюралевую обшивку толщиной 1— 1,5 мм снаряд ОЗТ делал дыру диаметром 0,46 м на входе и 0,78 м на выходе.
Снаряд БЗТ весил 770 г и имел начальную скорость 810м/с.
На дальности 200 м снаряд БЗТ пробивал по нормали 50-мм броню, а под углом 45° — 30-мм броню.
На дальности 400 м снаряд БЗТ по нормали пробивал 45-мм броню, а под углом 30° к нормали — 40-мм броню.
Вес метательного заряда к обоим снарядам одинаковый — около 210г. Вес гильзы 607 г, вес звена 160 г.
Первый опытный образец пушки 11П был готов 27 июля 1941 г. В августе 1941 г. были произведены отладка и заводские испытания опытного образца. В начале октября 1941 г. этот же образец пушки был установлен на ЛаГГ-3 для государственных испытаний, которые были закончились в марте 1942 года.
30 марта 1942 г. ВВС решили провести повторные летные испытания пушки 11П. Одновременно была поставлена задача переделать пушку 11П под патрон с гильзой без бурта, т. е. под патрон Ш-37. В течение трех месяцев конструкция была переработана и изготовлен новый образец под патрон Ш-37.
Новый образец пушки был установлен на тот же экземпляр истребителя ЛаГГ-3, и с 21 июля по 17 августа 1942 г. были повторно проведены государственные испытания.
Войсковые испытания пушки 11П проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 г. на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 г. на Центральном фронте. После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под индексом НС-37.
Самолет Як-9Т (танковый) выпускался с марта 1943 по июнь 1945 г. Всего произведено 2748 самолетов.
В марте — апреле 1943 г. на двухместный Ил-2 с двигателем АМ-38Ф были установлены две пушки НС-37. Вес одной пушки со снарядами 237 кг.
Производство пушек НС-37 велось на Ижевском заводе № 74, причем первоначально этот завод изготовлял параллельно НС-37 и Ш-37. С 18 октября по 7 декабря 1942 г. была собрана первая партия в 40 моторных пушек НС-37.
В 1943 г. было изготовлено 1880 моторных и 2849 крыльевых пушек. В 1944 г. — 890 моторных и 197 крыльевых пушек. В 1945 г. всех пушек сделано 977 штук. На этом производство НС-37 было закончено. Итого было произведено 6833 пушки (по данным книги «50 лет КБП» — 8090 пушек).
ТТХ НС-37
Калибр, мм: 37
Длина пушки, мм: 3400
Ширина пушки, мм: 215
Высота пушки, мм: 415
Длина ствола (стволов), мм: 2300
Темп стрельбы, выстр./мин: 260
Классификаторы
Выпуск: Серийный
Произведено: 8090
Дополнительная информация
Конструктор: Нудельман и Суранов
Разработчик: ОКБ-16
Начало разработки: 1941
Индекс КБ: 11П
Принят на вооружение: 1943
В авиационных пушках, как правило, используются патроны, имеющие меньший заряд по сравнению с патронами сухопутной артиллерии того же калибра. Соответственно, и гильзы патронов имеют меньший объем. Это объясняется тем, что как общий объем и вес оружия и боекомплекта, так и импульс отдачи при выстреле для самолета значительно более существенны, чем для любого другого носителя, и должны быть минимальными. Кроме того, начальная скорость снаряда при стрельбе с летящего самолета — складывается из скорости снаряда относительно самолета и скорости полета самого самолета. Для современных реактивных истребителей и штурмовиков этот прирост скорости значителен и составляет практически 50-70%, добавляемых к скорости снаряда. Но для истребителей периода Второй Мировой Войны этот прирост составлял только 15-20%. Самолет является уязвимой целью, и поражается не только прямым попаданием снаряда, но и осколками при воздушном разрыве снаряда возле самолета. Поэтому вопрос бронепробиваемости в отношении самолета, а следовательно и необходимая для этого высокая скорость снаряда не стоят остро в воздушном бою.
Но воздушные цели имеют очень высокие угловые скорости, поэтому темп стрельбы (техническая скорострельность) стрелково-пушечного вооружения самолетов должны быть очень высокими. Скорострельность современных многоствольных авиационных пушек доходит до 9 000-10 000 выстрелов в минуту, одноствольных — до 1 600. Чем короче патрон, тем при прочих равных условиях короче путь затвора и других подвижных частей автоматики, и, следовательно, выше скорострельность оружия. Большие величина и масса патрона также затрудняют достижение высокой скорострельности.
Но танк — цель совсем иного рода. Его мощная броневая защита противостоит специальным бронебойным снарядам противотанковой артиллерии. И для снарядов обычной авиационной пушки 20-30-мм калибра танк практически неуязвим.
Патрон пушки НС-37 по мощности соответствовал боеприпасам 37-мм сухопутных зенитных и противотанковых пушек. Но гильза при том же объеме была более короткой, а в поперечнике — увеличена, кроме того, не имела выступающей закраины. Гильзы отечественных противотанковых и зенитных пушек имеют длину 250 мм и диаметр основания (над закраиной) 46 мм. Гильза патрона к НС-37 имеет длину 198 мм, при диаметре фланца 54 мм. В боекомплект входили патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) и осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ) снарядами. БЗТ снаряд имел массу 770 г и начальную скорость 810 м/с. ОЗТ снаряд — соответственно 732 г и 865 м/с. На дальности 400 м снаряд БЗТ пробивал 45-мм броню, на дальности 200 м — 50 мм. Скорострельность пушки — 240-260 выстрелов в минуту. Разрывного заряда снаряд БЗТ не имел. Действие автоматики основано на использовании энергии отдачи ствола при его коротком ходе. Питание патронами — из звеньевой рассыпной металлической ленты. Боекомплект пушки — 30 патронов при свободной укладке, 32 патрона — при тщательной. Сбор стреляных гильз и звеньев лент осуществлялся в гильзо-звеньесборник, размещенный под оружием. Ствол пушки НС-37 проходил через полую втулку винта самолета, выступая за пределы кока винта на 160 мм. Дульных устройств ствол не имел.
|
| Пушки НС-37 и НР-23
|