В период между двумя мировыми войнами одним из крупнейших в Европе производителей вооружения была Чехословакия. На заводах этой страны изготавливались и широко экспортировались в другие страны отличные образцы стрелкового оружия, артиллерийские орудия, тягачи, грузовики и танки.
Выпуском танков в Чехословакии занимались две фирмы: "Шкода" и ЧКД. Пражская ЧКД приступила к производству бронетанковой техники в начале 30-х годов. В отличие от "Шкоды", вооруженческой фирмой ЧКД никогда не была, но поставляла для армии грузовики и гусеничные артиллерийские тракторы. Именно поэтому, когда начали искать производителя для купленной в Англии танкетки "Карден-Ллойд" Mk VI, заказ достался ЧКД. Впрочем, выпуск этих танкеток, получивших обозначение LT vz.33 (Р-1), оказался непродолжительным и немногочисленным: с января по октябрь 1934 года - 70 машин.
Тем не менее, производство бронетехники на фирме посчитали перспективным, и в 1934 году ЧКД уже в инициативном порядке предложила армии легкий танк собственной разработки, вооруженный 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Его приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.34 (легкий танк образца 1934 года), и фирма выпустила их в количестве 50 экземпляров.
Тем временем "Шкода" разработала свой образец легкого танка S-II-a, который понравился военным больше, чем машина ЧКД. Не желая оставаться в стороне от борьбы за военный заказ, ЧКД предложила очередной проект - Р-II-а, представлявший собой модернизированный танк LT vz.34.
Однако военные предпочли S-II-a и еще до завершения испытаний двух прототипов, проходивших в июле 1935 года на полигоне в Миловицах, выдали заказ фирме "Шкода" на 160 танков. И вот тут-то разыгрался скандал! Фирма ЧКД обвинила концерн из Плзеня в подтасовке результатов испытаний с целью проталкивания своей конструкции. Дабы разрешить этот спор (а заодно и снять обвинения с себя - ведь кто-то закрыл глаза на подтасовку), министерство обороны Чехословакии приняло решение производить танк S-II-a, уже получивший к тому времени армейское обозначение LT vz.35, на заводах обеих фирм. Это поистине "соломоново решение" примирило стороны. Однако военные и не подозревали, что скандал был ни чем иным, как инсценировкой, поскольку между двумя фирмами существовало тайное соглашение о взаимопомощи в производстве вооружения. В части танков это означало, что объемы их производства на обеих фирмах должны быть одинаковыми. Поэтому первый заказ на 160 машин поделили поровну.
Несмотря на гарантированное таким образом участие в производстве танков для чехословацкой армии, ЧКД продолжила разработку новых образцов, причем сориентированных в основном на экспортные поставки. Одной из таких машин стал легкий танк TNH. В 1935-1937 годах 50 единиц этого типа было изготовлено для армии Ирана. Танк TNH представлял собой модернизированный вариант LT vz.34 с измененной ходовой частью, в которой, в отличие от прототипа, использовались опорные катки большого диаметра. (В иранской армии танки TNH использовались вплоть до 1957 года.)
В 1938 году этим танком заинтересовались и чехословацкие военные. Испытания улучшенной версии TNHP завершились удачно, и 1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного легкого танка чехословацкой армии. Всего было заказано 150 танков, из которых первые 20 нужно было сдать к концу года, а остальные 130 - к концу мая 1939-го.
Выполнению этих планов сильно мешали экспортные поставки, отвлекавшие фирму ЧКД от выполнения заказа для чехословацкой армии. Речь здесь идет об изготовлении партий танков для Перу, Швейцарии и Литвы. Первые боевые машины для перуанской армии были готовы 8 августа 1938 года. После объявления мобилизации в сентябре 1938 года танки были реквизированы чехословацкой армией, но затем все-таки отправлены в Перу. Эта страна получила 24 машины LTP.
Первым в эту латиноамериканскую страну прибыл танк, названный "Лима". После сборки и регулировки узлов и агрегатов, проведенных под руководством чешского инженера Чевички, машина подверглась испытаниям на высоте 3725, а позднее - 4500 м над уровнем моря.
Свою службу в частях перуанской армии LTP начали с участия в... военном перевороте. В 1946 году Перу собиралась закупить еще 24 машины этого типа, поскольку, по мнению военных, они были лучше американских "стюартов". Готовых танков в Чехословакии в то время уже не нашлось, а вот поставки запчастей продолжались вплоть до 1950 года.
Поразительно, но последние, правда не подтвержденные, упоминания о службе LTP в перуанской армии относятся к 1988 году!
Контракт со Швейцарией на поставку танков LTH заключили 16 декабря 1937 года. С августа 1938 по апрель 1939 года ЧКД изготовила 24 машины, вооруженные, в отличие от чехословацкого прототипа, 20-мм пушками "Эрликон".
Такими же пушками предполагалось вооружить и 21 машину LTL для Литвы, изготовление которых планировалось начать в апреле 1939 года.
В результате всех этих экспортных усилий к 15 марта 1939 года - началу оккупации Чехии и Моравии немецкими войсками было выпущено только три танка LT vz.38 для чехословацкой армии. Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода БММ (немцы переименовали ЧКД в Богемско-Моравскую машиностроительную фабрику) 22 мая 1939 года. Интерес, проявленный руководством панцерваффе к чехословацкой боевой машине, оказался не случайным.
При массе 9,7 т LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой "Шкода" А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.35. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов.
На танке использовался двигатель "Прага" ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л.с. при 2200 об/мин. Это позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересеченной местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперед и одна - назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.
Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо.
В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт - 0,57 кг/см2.
Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой - 15, кормы - 12, крыши - 10, днища - 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15-25 мм.
Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам легкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк Pz.III, выпускавшийся в то время в мизерных количествах. К явным недостаткам чехословацкой машины можно отнести устаревшую для конца 30-х годов технологию изготовления корпуса и башни - клепкой на каркасе из уголков. Экипаж танка состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения труда.
Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных еще для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Экипаж был увеличен до четырех человек.
Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.
Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и измененным расположением глушителя.
На 105 машинах модификации D был введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.
С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е - вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни - 50 мм, борта корпуса и башни - 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.
Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы вермахтом.
Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее, в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941 - 1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.
Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960-1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортеров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 70-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.
Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика ЗИП. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года, после выпуска 1414 танков всех модификаций, производство Pz.38(t) прекратили.
Кроме того, БММ изготовила 21 танк LT-40 для словацкой армии, а также 15 танков TNH n.А. в 1942 году. Последний был предложен вермахту в качестве скоростного разведывательного; он имел 37-мм орудие и скорость 60 км/ч при броневой защите 35 мм. Боевая машина была испытана, но в серию так и не пошла. В дальнейшем БММ выпускала уже только самоходные орудия.
Кроме линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 процентов от общего числа произведенных машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемета в корпусе.
Уцелевшие башни от подбитых и недостроенных танков использовались для вооружения дотов. Всего с 1941 по 1944 год было использовано 435 таких башен со штатным вооружением.
Боевое крещение танки Pz.38(t) получили во время польской кампании; в ней участвовали 59 машин 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии вермахта. К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух немецких танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).
На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка Pz.38(t). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года оставшиеся машины этого типа объединили во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г. Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943-1944 годах оставшиеся в строю танки Pz.38(t) использовались, главным образом, в полицейских и учебных целях. Часть танков, снятых с вооружения панцерваффе, немцы передали своим союзникам - Венгрии, Болгарии, Румынии и Словакии.
Классификация: лёгкий танк
Боевая масса, т: 9,7
Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди
Экипаж, чел.: 3—4
История
Годы производства: 1938—1942
Годы эксплуатации: 1939 — начало 1950-х
Количество выпущенных, шт.: 1396
Размеры
Длина корпуса, мм: 4619
Ширина корпуса, мм: 2135
Высота, мм: 2252
Клиренс, мм: 400
Бронирование
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25
Лоб корпуса (середина), мм/град.: 12
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 25
Борт корпуса, мм/град.: 15 / 0°
Корма корпуса, мм/град.: 15
Днище, мм: 8
Крыша корпуса, мм: 8
Лоб башни, мм/град.: 25
Маска орудия, мм/град.: 25
Борт башни, мм/град.: 15
Корма башни, мм/град.: 15
Крыша башни, мм: 8
Вооружение
Калибр и марка пушки: 37-мм A7
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 50,0
Боекомплект пушки: 72
Углы ВН, град.: −10…+25
Пулемёты: 2 × 7,92-мм vz.37
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 125
Скорость по шоссе, км/ч: 48
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15
Запас хода по шоссе, км: 230
Запас хода по пересечённой местности, км: 160
Удельная мощность, л. с./т: 12,9
Тип подвески: сблокированная попарно, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град.: 29
Преодолеваемая стенка, м: 0,8
Преодолеваемый ров, м: 2,1
Преодолеваемый брод, м: 0,8