История этого необычного танка — по сути дела первого серийного танка с противоснарядным бронированием, — началась в 1921 году, когда комиссия генерала Этьена привлекла 5 компаний к разработке хорошо вооружённого и бронированного танка весом 15 т. В 1924 году 4 образца были показаны в Рюэйле, а три года спустя было заказано три танка для последующего конкурса. Участвовали фирмы Schneider-Renault, FCM, FAHM и Delaunne-Belleville, первым трем из которых удалось пройти стадию предварительного проектирования и получить заказы на постройку прототипов. Все представленные машины имели одну общую черту – согласно техническому заданию в состав вооружения обязательно должна быть включена 75-мм гаубица, которую смонтировали в лобовом листе корпуса. Напротив, в башне с круговым обстрелом разместили только пулеметы. Ещё одной особенностью было стремление повысить проходимость танка, из-за чего прототипы фирм FCM и Schneider-Renault получили ходовую часть, гусеницы которой полностью охватывали корпус. Бронирование опытных танков доходило до 30 мм при массе 17-19 тонн. В 1925 г., когда ходовые испытания всех прототипов подходили к концу, армейское командование решило остановиться на танках фирмы Schneider-Renault (SRA и SRB), как наиболее соответствующих требованиям. На следующий год были намечены испытания более совершенного варианта, который имел ряд существенных отличий. Изменениям подверглась в первую очередь ходовая часть и башня. Полный вес танка после модернизации составил уже 25 тонн. Броня танка надежно защищала от всех снарядов германских орудий (за исключением 88-мм зенитной пушки). Корпус состоял из литых бронесекций, свинчивающихся болтами. Водитель находился спереди слева и управлял танком посредством рулевого колеса, соединенного с гидросистемой. Справа от него располагалась 75-мм пушка SA-35 с коротким стволом (17,1 калибров), угол возвышения которой достигал 25, а склонения — 15 градусов. По горизонтали пушка фиксировалась жёстко и наводилась водителем, который, действуя рулем, направлял машину точно на цель. Особенностью орудия являлось то, что его воздушный компрессор действовал от пороховых газов, отводимых из ствола). 7,5-мм пулемёт Шательро крепился справа, несколько ниже пушки. Стрелять из него, пользуясь электроспуском, мог не только водитель, но и командир. Верхняя пушечная цельнолитая башня была идентична башне танка Somua S-35. 47-мм пушка имела 18-ти градусный угол склонения и возвышения. 7,5-мм. башенный пулемёт имел независимую установку и мог поворачиваться влево-вправо на 10 градусов. Боекомплект составлял 74 фугасных снарядов калибра 75 мм и 50 фугасных и бронебойных снарядов калибра 47 мм., а также 5100 патронов к пулемётам. Для входа в танк имелась одна большая бронедверь справа, имелись также люки в башне, над сиденьем водителя, и два аварийных — один в днище танка и один над моторным отделением. Танк имел даже гироскоп направления, словно корабль или торпеда. В 1936 танк подвергся очередной модернизации, после которой все выпускаемые далее экземпляры обозначались как B-1bis. Перед началом войны на испытания был представлен улученный танк B-1ter, имевший улучшенное бронирование, экипаж из 5 человек и горизонтального наведения корпусной пушки по пять градусов в обе стороны. Их было выпущено всего 5 и в бою побывать они так и не смогли. Всего, до 1940 года, было выпущено 365 машин всех вариантов.
В своих мемуарах Гейнц Гудериан одновременно и с ужасом и с восхищением описывал свою встречу с этими танками под Седаном в 1940 году, когда танки В-1 предприняли контратаку, отбросив немцев на несколько километров назад. По воспоминаниям Гудериана тяжелые французские танки были совершенно не чувствительны к снарядам 25-мм и 47-мм трофейных противотанковых пушек. Лучше обстояли дела с немецкими 75-мм орудиями, но у немцев их было не так много. Непосредственно танковые бои были редкими, но и в них В-1 показали существенное преимущество перед Pz.III и Pz.IV любой модификации. Как уже говорилось ранее, самым надежным средством вывести В-1 из строя была 88-мм зенитная пушка. И все же, из-за своей малочисленности и нерационального применения в боях с танками вермахта эти машины существенной роли не сыграли.
Многие танки летом 1940 г. были захвачены немцами во вполне исправном состоянии, но без боеприпасов и топлива. Поскольку часть французской промышленности осталась у них в руках было принято решение ввести В-1 в строй Вермахта под новым обозначением Panzerkampfwagen B-2 740 (f). Немцы не спешили использовать В-1bis, из-за особенностей французского танкостроения. К примеру, башня рассчитанная на одного человека считалась недостатком, а гусеницы охватывающие корпус и пушка в лобовом листе – анахронизмами. Единственным большим плюсом оставалось мощное бронирование танка. В этой ситуации немцы решили переделать часть В-1. В марте 1941 г. была заказана серия из 25 огнеметных танков (Flammwagen auf Panzerkampfwagen B-2(f)), пять из которых планировали получить в октябре и по 10 в ноябре и декабре, в зависимости от наличия пригодных машин. Впоследствии заказ увеличили ещё на 35 единиц. От обычных танков они отличались отсутствием 75-мм гаубицы, вместо которой в шаровой установке монтировался огнемет фирмы “Кёбе”, приводимый в действие мотоциклетным мотором. Над огнеметом устанавливалась будка с прицелом для огнеметчика. Огнесмесь перевозилась в большом баке, собранным из 30-мм бронелистов, в корме корпуса. Их боевое применение в немецкой армии было достаточно скромным. Часть танков отправили служить на оккупированные британские острова Гернси и Джерси, несколько единиц направили в 14-ю и 21-ю танковые дивизии в момент их переформирования. По настоящему они воевали только в 221-й (4 обычных танка) и 223-й (12 огнеметных) танковой роте на южном участке Восточного фронта и семь танков отдали в распоряжение дивизии “Принц Евгений” боровшейся с партизанами в бывшей Югославии. Девять огнеметных машин дожили в 223-й роте до 1945 г.
Кроме того, весной 1941 г. начались работы по превращению танка в САУ. На шасси танка ставилась стандартная германская 105-мм гаубица leFH 18\3 (Sf). Переделка выполнялась фирмой Рейнметалл-Борзиг, которая к началу 1942 г. выпустила всего 16 таких самоходок (они обозначались как 10,5cm leFH 18\3 (Sf) auf Geschutzwagen B-2(f)) и все они служили во Франции. Часть под маркой PzKpFW B1(R) — без башни и пушки, с одним пулемётом, использовались в качестве учебных.
Интересно, что танки B-1bis под конец войны послужили французам — несколько этих машин, собранных, видимо, на каких-то складах или в учебных подразделениях, приняли участие в освобождении порта Руан в 1944 году. Впоследствии шасси танка В1bis послужило основой для создания танка AMR 44, находившегося в ограниченном производстве уже после войны.
Тактико-технические характеристики Char de bataille B1bis:
Классификация: пехотный танк
Боевая масса, т: 32
Экипаж, чел.: 4
История
Годы производства: 1935—1940
Количество выпущенных, шт.: 403
Размеры
Длина корпуса, мм: 6520
Ширина корпуса, мм: 2500
Высота, мм: 2790
Клиренс, мм: 450
Бронирование
Тип брони: стальная литая и катаная
Лоб корпуса, мм/град.: 60
Борт корпуса, мм/град.: 60
Корма корпуса, мм/град.: 55
Днище, мм: 20
Крыша корпуса, мм: 25
Лоб башни, мм/град.: 56
Борт башни, мм/град.: 56
Корма башни, мм/град.: 56
Крыша башни, мм: 30
Вооружение
Калибр и марка пушки: 75-мм SA 32; 47-мм SA 34
Тип пушки: нарезные
Длина ствола, калибров: 17,1 для 75-мм; 34 для 47-мм
Боекомплект пушки: 74 × 75-мм; 50 × 47-мм
Углы ВН, град.: −15…+25 для 75-мм; −18…+18 для 47-мм
Углы ГН, град.: 0 для 75-мм
Пулемёты: 2 × 7,5-мм Chatellerault mod. 1931
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 307
Скорость по шоссе, км/ч: 28
Запас хода по шоссе, км: 150
Удельная мощность, л. с./т: 9,6
Тип подвески: сблокированная по четыре или три катка и индивидуальная, на спиральных рессорах
Преодолеваемый подъём, град.: 40
Преодолеваемая стенка, м: 0,95
Преодолеваемый ров, м: 2,75
Преодолеваемый брод, м: 1,45
Источники:
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.