Международный интерес к
Do.17 после успеха в Цюрихе в июле 1937 г был подогрет год спустя появлением Do.17Z. Еще на ранней стадии работ над ним правительство Югославии рассматривало его в качестве потенциальной замены в производстве предыдущей версии Do.17K, для которого государственный авиазавод только еще готовил задел. В результате Дорнье получила разрешение на экспорт. Эта модель практически не отличалась от поставляемой люфтваффе, кроме состава оборудования, но РЛМ все же решило присвоить самолету новое обозначение специально для экспортной версии.
Предсерийный Do.17Z-0 получил гражданскую регистрацию D-АIIВ и был переименован в Do.215 V1. Самолет использовался для демонстрационных полетов. Учитывая интерес, проявленный Югославией, второй Do.17Z-0 вместо двигателей Брамо 323А-1 Фафнир получил 14-цилиндровые Гном-Рон 14Н1/2. Под обозначением Do.215 V2 самолет демонстрировался югославским ВВС. Однако он не показал особых преимуществ перед Do.17K, уже выпускающимся в Югославии. В результате V3 был оснащен двумя двигателями Даймлер-Бенц DB 601А жидкостного охлаждения взлетной мощностью 1075 лс. Демонстрация Do.215 V3 весной 1939 г показала заметное улучшение летных характеристик.
Do.215 V3 демонстрировался нескольким иностранным делегациям. Осенью 1939 г, после того как французское правительство разорвало контракт со шведами на поставку Бреге 694, последние разместили на Дорнье заказ на 18 Do.215A-1. Самолет был в целом аналогичен V3, экипаж состоял из четырех человек, а бомбовая нагрузка была до 1000 кг. Производство по шведскому контракту началось в конце 1939 г, но еще до начала поставок на экспорт бомбардировщика был наложен запрет. Сами машины стали переделывать в дальние разведчики, получившие в люфтваффе обозначение Do.215B-0 и B-1. Они поступили на вооружение в январе-феврале 1940 г и были быстро включены в состав 3.Aufkl.St./Ob.D.L. - одной из зскадрилий, входящей в разведывательный полк под непосредственным командованием штаба люфтваффе. Эта часть приступила к действиям из Ставангера в Норвегии практически сразу после захвата аэродрома в апреле 1940 г, имея в своем составе 13 Do.215B-0 и В-1 и три
Не.111.
К этому времени Дорнье получила задание продолжить производство для люфтваффе. В марте 1940 г начались поставки Do.215B-4, отличавшихся установкой фотокамер - Rb 50/30 монтировалась под нижней стрелковой установкой, а Rb 20/30 на входном люке. При сочетании бомбардировочных и разведывательных заданий самолет нес 5*50 кг бомб, а на близкие расстояния и десять. Для дальних полетов два 775 л крыльевых бака дополнялись 900 л топливным баком в бомбоотсеке. Оборонительное вооружение состояло из двух пулеметов
МG-15 вперед, двух таких же пулеметов в боковых окнах кабины экипажа и двух пулеметов в верхней и нижней позициях назад. Обозначение Do.215B-2 относилось к чисто бомбардировочному варианту, который так и не появился. B-3 обозначались два самолета, проданных Советскому Союзу по советско-германскому соглашению.
В мае 1940 г все три зскадрильи Аufkl.Gr./Ob.D.l. получили Do.215B. 1-я эскадрилья имела три Do.215B, два
Bf.110 и семь Не.111. 2-я и 3-я эскадрильи были полностью перевооружены на Do.215, имея соответственно 10 и 11 машин. Ограниченное производство Do.215B продолжалось до начала 1941 г, когда был сдан последний 101 самолет. К этому времени кроме единственной части люфтваффе с Do.215B - 4./NJG 1, самолет все еще состоял на вооружении 2. и 3.Aufkl.Gr./Ob.D.L. вместе с
Ju.88A.
Успешная модернизация в конце осени 1940 г Do.17Z-3 в ночной истребитель Кауц II позволила переоборудовать Do.215B-4 специально для ночной охоты. Заметно лучшие летные данные по сравнению с Do.17Z определили и более широкие возможности для ночных операций. Под обозначением Do.215B-5 переоборудованные самолеты поставлялись с конца 1940 г в 4./NJG 1 в Лееувардене, заменив там Do.17Z-10, сданные в I/NJG 2.
Do.215B-5 получил такую же носовую часть, как и на Do.17Z-10 с четырьмя пулеметами
МG-17 и двумя
МG-FF, плюс инфракрасный локатор "Шпаннер-анлаг" с Q-экраном в кабине. ИК искатель имел очень низкие боевые характеристики, а его надежность была невысокой. К счастью для ночных истребителей, Телефункен создала радиолокатор, пригодный для установки на самолет. Известный как "Лихтенштейн Герат", локатор работал на частоте 490 MHz и имел минимальную дальность 200 м, а максимальную - 4 км, обеспечивая целеуказание по азимуту и склонению вращением фазы при быстром переключении различных антенн.
Локатор прошел первые испытания еще в июле 1939 г, но вызвал у Технического департамента мало интереса. Так продолжалось до конца июля 1941 г, когда предсерийный FuG 202 Лихтенштейн ВС был установлен на Do.215B-5 из состава 4./NJG 1 н Лееувардене. Массивный "Матрацен" антенны снижал скорость самолета на 25 км/ч. 9 августа 1941 г обер-лейтенант Людвиг Беккер, который девятью месяцами ранее одержал первую победу с использованием теплопеленгатора, осуществил первый успешный перехват с помощью "Лихтенштейна". Победы были также зафиксированы 15 и 23 августа, 11 сентября, 2 октября. Последняя была одержана с дистанции 3 км! К этому времени в возможностях новой техники никто не сомневался - уже готовилось проведение войсковых испытаний (операция Адлер) с использованием Bf.110E-1/U-1 из I/NJG 1 в Вентло. Потребовался еще целый год пока весь II/NJG 1 был оснащен "Лихтенштейнами". При этом результативность перехватов росла пропорционально оснащенности новой техникой.
Производство Do.215B было завершено в начале 1941 г. Последние 20 машин были закончены в варианте истребителей. Они оставались на вооружении II/NJG 1 до начала 1944 г, постепенно уменьшаясь в численном составе.
В начале 1942 г четыре бывших немецких Do.215B-4 были переданы венгерским ВВС вместе с шестью Не.111P-6 в состав 1-й эскадрильи дальней разведки, действовавшей на Восточном фронте с июля 1942 г вплоть до перевооружения на Ju.88. С вооружения люфтваффе Do.215B были практически сняты к 1942 г, а оставшиеся самолеты в основном использовались для проведения различных испытаний.
Тактико-технические данные Do.215B-1
Тип - четырехместный разведчик-бомбардировщик
Двигатели - два DB 601Аа, 12-цилиндровые жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 1100 лс
Вооружение:
6 х 7,9 мм пулеметов МG-15: два вперед (один на подвижной установке), два в боковых окнах, два назад сверху и снизу
20 х 50 кг или 4 х 250 кг бомб
Максимальная скорость:
382 км/ч у земли
462 км/ч на высоте 4000 м
467 км/ч на высоте 5000 м
Крейсерская скорость - 410 км/ч на высоте 4000 м
Радиус действия (с 1000 кг бомб) - 380 км
Максимальная дальность полета (с 900 л топливным баком в бомботсеке) - 2400 км
Начальная скороподъемность - 6 м/сек
Потолок - 9000 м
Вес:
пустой - 5780 кг
максимальный - 8800 кг
Размеры:
размах крыла - 18 м
длина - 15,8 м
высота - 4,6 м
площадь крыла - 53,3 кв.м