В соответствии с постановлением Комитета обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК ("Сергей Миронович Киров"). Разработкой еще одного тяжелого танка, получившего название Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№185).
Ведущим конструктором танка СМК был А.С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК группа дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, разработала проект однобашенного тяжелого танка КВ ("Клим Ворошилов"). По сути дела, КВ представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем.
В августе 1939 года танки СМК и КВ изготовили в металле. В конце сентября оба танка приняли участие в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке, а 19 декабря тяжелый танк КВ был принят на вооружение Красной Армии.
Несколько ранее опытные тяжелые танки придали 20-й тяжелой танковой бригаде, учавствовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона "линии Маннергейма". При этом танк СМК подорвался на мине и был оставлен экипажем.
Танк КВ показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76,2-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152,4-мм гаубицей М-10. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.
Фактически, серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня к выпуску КВ должен был подключиться и ЧТЗ. 31 декабря была произведена опытная сборка первого КВ уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков. Следует отметить, что начиная с ноября, в танк КВ-1 вместо пушки Л-11 начали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-32 производства Горьковского завода №92.
Планом на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так, к 1 ноября предполагалось построить два КВ с бронированием толщиной в 90 мм: один с пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой, а к 1 декабря - два КВ со 100-мм броней и аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-3 (объекты 220, 221, 222).
План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 таких машин. Из них 1000 (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) на Кировском заводе и 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако поражения первых месяцев внесли свои коррективы, в частности к производству КВ-3 так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня там собрали всего несколько танков. Всего же в 1940 году было построено 243 машины, а в первом полугодии 1941 года - 393.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Башня изготавливалась в двух вариантах - сварном и литом. Максимальная толщина брони сварных башен - 75 мм, литых - 95 мм. В 1941 году толщину брони башни довели до 105 мм. На танках более раннего выпуска броневую защиту усиливали 25-мм экранами, которые крепились к корпусу и башне болтами (не совсем понятно, для чего это делалось - в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным). На танках первых выпусков устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года - 76,2-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами - спаренным, курсовым и кормовым. На части танков ставился и зенитный пулемет ДТ.
Во втором полугодии 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, завод "Русский дизель" и другие. Из-за отсутствия дизелей В-2 танки КВ-1, также как и Т-34, некоторое время выпускались с бензиновыми двигателями.
Однако в условиях блокады продолжать массовый выпуск танков было невозможно, поэтому с июля по декабрь в несколько этапов проводилась эвакуация Кировского завода из Ленинграда в Челябинск. 6 октября Челябинский тракторный был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома - ЧКЗ, ставший единственным заводом-изготовителем тяжелых танков вплоть до конца Великой Отечественной войны.
За период с 1940 по 1943 год Ленинградский Кировский и Челябинский Кировский заводы выпустили 4775 танков КВ всех модификаций. Они состояли на вооружении танковых бригад смешанной организации, а затем были сведены в отдельные танковые полки прорыва. Тяжелые танки КВ принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершающего этапа.
Основные модификации танка КВ и машины на его базе:
КВ-1 - опытный тяжелый танк с 76,2-мм пушкой (1939 г.)
КВ-2 - опытный тяжелый танк с 152,4-мм гаубицей М-10 (1940 г.)
КВ-1 - тяжелый танк с 76,2-мм пушкой Л-11 (1940-1941 гг.)
КВ-2 - тяжелый танк (1940-1941 гг.)
КВ-3("объект 150") - тяжелый танк с усиленным бронированием (опытный обр. 1940 г.)
КВ-1 - тяжелый танк с 76,2-мм пушкой Ф-32 (ЗИС-5)(1941-1942 гг.)
КВ-3("объект 220") - тяжелый танк с 85-мм пушкой (2 опытных образца, 1940-1941 гг.)
ЭКВ - тяжелый танк с электромеханической трансмиссией (опытный обр, 1941-1944гг.)
КВ-222("объект 222") - тяжелый танк с усиленным бронированием (1941 г.)
КВ-6 - тяжелый танк с 76,2-мм пушкой Ф-32 и огнеметом (опытный обр, 1941 г.)
КВ-7 - тяжелый танк (два опытных образца 1941-1942 гг.)
КВ-1С - тяжелый танк с 76,2-мм пушкой ЗИС-5 (1941-1942 гг.)
КВ-8 - тяжелый огнеметный танк с огнеметом АТО-41 (1941-1942 гг.)
КВ-8С - тяжелый огнеметный танк с огнеметом АТО-42 (1942-1943 гг.)
КВ-9 - тяжелый танк с 122-мм гаубицей М-30 (выпущено 10 машин, 1941-1942 гг.)
КВ-1К - тяжелый ракетный танк (выпущены опытные образцы, 1942 г.)
КВ-12 - тяжелый химический танк (опытный образец, 1942 г.)
КВ-13 - универсальный средний танк с 76,2-мм пушкой ЗИС-5 (2 образца, 1942 г.)
КВ-85Г - тяжелый танк с 85-мм зенитной пушкой С-18 (1942 г.)
КВ-14 (СУ-152) - тяжелая САУ с 152,4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 (выпущена 671 машина, 1943 г.)
КВ-85 - тяжелый танк с 85-мм пушкой Д-5 (выпущено 143 машины, 1943 г.)
Тактико-технические характеристики КВ-1 обр. 1941 года:
Масса в снаряженном состоянии: 47500 кг
Экипаж: 5 чел
Длина: 6570 мм
Ширина: 3320 мм
Высота: 2710 мм
Клиренс: 430 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4330 мм
Ширина траков: 650 мм
Удельное давление на грунт: 0,77 кг/см кв.
Бронирование
Лоб корпуса/угол наклона: 75 мм/60°
Башня/угол наклона: 75 (95)мм/70-75°
Борт/угол наклона: 75 мм/90°
Корма/угол наклона: 60-75 мм/90°
Крыша: 30-40 мм
Днище: 30-40 мм
Вооружение: 76.2мм пушка Л-11 обр. 1939г (Ф-32 обр.1940г), четыре 7.62мм пулемета ДТ
Боекомплект: 135 выстрелов, 2772 патронов
Углы вертикального наведения: -4°; +25°
Двигатель: В-2К, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения
Количество передач: 5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 600 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км.: 240 л.
Мощность двигателя: 500-600 л.с. при 2000 об/мин
Скорость по шоссе: 34 км/ч.
Запас хода по шоссе: 250 км
Преодолеваемые препятствия
Подъем: 36 град.
Ширина рва: 2,7 м
Высота стенки: 0,87 м
Глубина брода: 1,6 м