К началу второй мировой войны эра гидросамолетов-торпедоносцев уже близилась к закату. Самолеты этого типа практически не сыграли никакой в последующих боях. Эффективность авиационных торпед возрастала так же стремительно, как устаревали их носители - тяжелые и уязвимые гидросамолеты. Но последнее еще не было очевидно для командования морской авиации, когда оно принимало в сентябре 1939 г новый Не.115, и тем более это не было очевидно четырьмя годами ранее, когда Технический департамент министерства авиации вырабатывал требования, воплотившиеся в двухмоторный гидросамолет Хейнкеля.
Разработанные Техническим департаментом требования к многоцелевому гидросамолету делали основной упор на способность нести торпеду и предусматривали создание двухмоторного, двухпоплавкового моноплана по последнему слову аэродинамики. Оба конкурсанта - фирмы Гамбургер флюгцойгбау и Эрнст Хейнкель флюгцойгверке должны были представить свои предложения, и 1 ноября 1935 г обе компании получили заказ на три опытных самолета -
На.140 и Не.115.
Изящный цельнометаллический среднеплан Не.115-V1 (D-AEHF) имел монококовый фюзеляж овального сечения и двухлонжеронное трехсекционное крыло. Первый полет состоялся в августе 1937 г - на неделю раньше конкурента. Не.115 был оснащен двумя 9-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения ВМW-132К. Два однореданных поплавка монтировались прямо под двигательными гондолами на паре вертикальных обтекаемых стоек с проволочными расчалками. В фюзеляжном отсеке размещалась либо одна 700 кг торпеда, либо три 250 кг бомбы. Экипаж предусматривался из трех человек - пилота, штурмана и радиста. Оборонительное вооружение состояло из пары пулеметов
МG-15. Остекленная, несколько угловатая носовая часть фюзеляжа впервые была испытана в январе 1937 г на изготовленном на Арадо Не.59D. В ней монтировалась шаровая пулеметная установка. Второй пулемет был в конце кабины над задней кромкой крыла.
Первоначальные испытания в Травемюнде были в целом успешными, и в ноябре 1937 г к первому самолету присоединился Не.115-V2 (D-APDS). С теми же двигателями он весил на 150 кг больше и отличался капотами HАСА, тогда как на V1 имелись 18 небольших обтекателей над цилиндрами. Носовая стрелковая установка была несколько опущена вниз, фонарь кабины получил сдвижную часть, несколько изменились триммеры и оперение. Кроме того на V2 радист получил двойное управление. Позже эти изменения были внесены и на V1, который в начале 1938 г был подготовлен для побития рекордов. На нем вместо носовой кабины был установлен деревянный обтекатель, задний уступ кабины был закрыт, а запас топлива был увеличен до 4000 л при взлетном весе 15 000 кг. V1 также получил киль по образцу V2. 20 марта 1938 г на V1 были установлены восемь мировых рекордов для гидросамолетов: дистанции 1000 и 2000 км с грузом 500, 1000 и 2000 кг были пройдены со скоростью 326 км/ч.
По результатам испытаний в начале 1938 г Не.115 победил своего конкурента На.140. Хейнкель получила контракт на эталон для серии и 10 предсерийных машин. Третий Не.115-V3 (D-ABZV) рассматривался прототипом для серии А. Первый полет состоялся в марте 1938 г. Самолет имел некоторые изменения в конструкции крыла и фюзеляжа. Носовая секция была полностью перепроектирована, общая длина фюзеляжа возросла с 17,1 до 17,3 м. Кабина бомбардира получила уступ и была закрыта двумя прозрачными панелями - одна откидывалась вперед, другая назад. "Парник" остекления кабины пилота был удлинен до кабины стрелка. Поперечное V крыла было уменьшено на 3°, форма крыла также изменилась. Эти доработки практически не повлияли на размеры крыла - размах сократился на пять сантиметров, а площадь на 0,5 кв.м, до 84,8 кв.м.
Через семь недель после V3 полетел V4 (D-АНМЕ), отличавшийся килем оперения. На рулевых поверхностях появилась роговая компенсация, триммеры были изменены, законцовки стабилизатора с круглых были заменены на эллиптические, киль стал более угловатым. В течение лета 1938 г войсковые испытания проходили 10 предсерийных Не.115A-0, которые отличались от V4 отсутствием расчалок, замененных N-образными стойками поплавков и двумя подкосами к фюзеляжу. Пустой вес составлял 5415 кг, взлетный - 9400 кг. Максимальная скорость была 315 км/ч, крейсерская - 300 км/ч на высоте 3400 м, дальность полета 2000 км.
Рекордный полет Не.115-V1 в марте 1938 г привлек к нему внимание за рубежом. Норвежское правительство посчитало, что этот тип идеально подходит для их морской авиации, и тут же заказало шесть гидропланов. Контракт был подписан 28 августа 1938 г. За ним последовал контракт на 12 самолетов для Швеции. Одновременно РЛМ указало готовить серийное производство самолета для своей береговой авиации.
Первая серийная модель Не.115A-1 выпускалась с января 1939 г. Это был чистый торпедоносец, правда, была предусмотрена возможность подвески в отсек трех 250 кг бомб. Кроме того, были два держателя под крылом. Взлетный вес с максимальной бомбовой нагрузкой достигал 9600 кг, пустой - 6440 кг. Недостаток твердой валюты заставил отдать предпочтение поставкам за рубеж в Данию и Швецию. Поставки начались летом 1939 г. Экспортная модель Не.115A-2 отличалась в основном радиооборудованием, бомбоприцелом и вооружением. Так был установлен прицел Герц, а пулеметы МG-15 были заменены на Кольт-Браунинг или М/22 в зависимости от страны, куда поставлялся самолет. В результате перевооружение береговой авиации на Не.115A-1 началось только в сентябре 1939 г - первой их получила 1./Ku.Fl.Gr.106 в Норденейе.
Вслед за 18 экземплярами Не.115A-2 завод в Мариэнэ до конца года выпустил 34 Не.115A-1. В конце года Хейнкель передала производство на Везер флюгцойгбау в Эйнсвардене. Этот концерн выпустил все остальные гидросамолеты этого типа. Последние Не.115A-1 уже на сборочной линии получили новое радиооборудование и новые механизмы бомбосброса. Этот вариант назывался Не.115A-3.
Не.115B и Не.115C Летом 1939 г один из предсерийных Не.115A-0 модифицировали в Не.115-V5 - прототип серии В. Главный целью было расширение круга задач, решаемых самолетом, некоторое усиление конструкции, увеличение запаса топлива, что довело дальность полета до 3300 км. В результате в ноябре 1939 г Везер выпустил 10 предсерийных Не.115B-0. Пустой и взлетный вес возросли до 6700 и 10 430 кг, площадь крыла сократилась на 1,7 кв.м.
В декабре 1939 г было развернуто производство Не.115B-1, на котором можно было использовать несколько "наборов вооружения полевой установки", позволявших приспособить самолет к решению специальных задач. Так Не.115B-1/R-1 имел две фотокамеры. Не.115B-1/R-2 - держатели на одну 500 кг бомбу. Не.115B-1/R-3 мог нести две 500 кг мины LMA III или одну 1000 кг LMB III. Пустой вес Не.115B-1 был 6720 кг, а максимальный взлетный в варианте минного заградителя - 10 815 кг. Вскоре после начала операции Везерюбунг (вторжения в Данию и Норвегию) Везер получила указание усилить поплавки на последних 18 Не.115B-1 и оснастить их стальными лыжами, чтобы позволить использовать самолет со снега или льда. Вариант получил обозначение Не.115B-2. На нем использовались те же наборы вооружения.
До того времени Не.115 имели оборонительное вооружение из носового МG-15 с 525 патронами и верхнего МG-15 с 1500 патронами, но в начале 1940 г на V5 была испытана пушка
МG-FF в носовой установке. Огневые испытания прошли не совсем успешно, но весной 1940 г, когда уязвимость гидросамолета стала очевидной, на следующей серийной модели Не.115C-1 в носовой части дополнительно к МG-15 была установлена неподвижно пушка
МG-151/15, а в конце двигательных гондол - неподвижные пулеметы
МG-17, стреляющие назад. Параллельно с Не.115C-1 выпускался С-2, имевший усиленные поплавки с лыжами по образцу В-2. Самолеты серии С использовали те же наборы вооружения, что и серии В. Кроме того использовался R4 - вариант дымзавесчика с дымоаппаратурой SV 300 для прикрытия конвоев. Восемнадцать гидросамолетов, построенных в качестве специализированных минных заградителей, получили обозначение Не.115C-3. Специально для действий в Арктике был подготовлен торпедоносец Не.115C-4, не имевший переднего пулемета и пушки.
К лету 1940 г гидросамолет в качестве торпедоносца явно устарел. Его задачи могли прекрасно решать более скоростные и менее уязвимые сухопутные самолеты. В результате производство Не.115 на Везере было прекращено уже после выпуска 76 самолетов, так что общий выпуск (включая экспортные) составил 138 машин.
В начале 1939 г Хейнкель предложил новый вариант Не.115 в качестве разведчика, бомбардировщика, минного заградителя и даже пикировщика, правда, для бомбометания с небольших углов пикирования. Один из планеров серии В был усилен и оснащен 14-цилиндровыми BMW-801МА взлетной мощностью 1600 лс и 1380 лс на высоте 4600 м. Самолет получил обозначение Не.115D. Экипаж был увеличен до четырех человек. Вооружение состояло из неподвижной пушки МG-151/20 вперед, пулемета
МG-81J на подвижной установке в носу, спарки МG-81Z на верхней и нижней подвижных установках. Взлетный вес возрос до 12 650 кг, а максимальная скорость до 378 км/ч. Дальность полета была 3100 км, а потолок 7100 м. Дальше опытного самолета дело не пошло. После испытаний единственный самолет был в 1941 г поставлен в береговую авиацию. В течение 1942-43 гг большинство оставшихся Не.115 получило пушку МG-151/20 под фюзеляж в носовой части и спарку МG-81Z в задней части кабины.
Боевая карьера К началу боевых действий в сентябре 1939 г в 1./Ku.Fl.Gr.106 имелось только восемь самолетов этого типа - больше в люфтваффе их просто не было. Первоначально они вели патрулирование на морских коммуникациях в Северном море. До апреля 1940 г Не.115 практически не участвовали в боях. К этому времени на Не.115 были перевооружены с Не.60 или вновь сформированы эскадрильи 506-ой и 706-ой групп береговой авиации. Кu.Fl.Gr.506 базировалась на Листе и имела вновь сформированную 2-ю эскадрилью с Не.115.
К 24 апреля 1940 г 506 группа была уже в Тронхейме. Использование норвежцами самолетов такого же типа привело к путанице. К моменту немецкого нападения норвежцы уже пришли к заключению, что оборонительное вооружение Не.115 недостаточно. Они планировали установить в носу 20 мм Эрликон. До начала боев эти планы реализовать не удалось. К этому времени три Не.115A-2 базировались на юге Норвегии во 2-й эскадрилье, а три на севере в 3-й. Один Не.115A-2 из первой части был захвачен немцами в Ставангере. Во время оккупации южной части Норвегии один Не.115A-2 перелетел на север и присоединился к 3-й эскадрилье, а другой перелетел в Шотландию. Одновременно два полностью загруженных бомбами и боеприпасами Не.115B-1 из 1./Кu.Fl.Gr.506 были захвачены норвежцами в Броннойзунде и Орнесе. Они также вошли в состав 3-й эскадрильи. Эти шесть норвежских Не.115 довольно активно использовались в районе Нарвика. Они бомбили немецкие позиции к северу от Лайгастинда и Гратангcейдета. Последним был налет на немецкий штаб к югу от Бьюрнефилла. 7 июня последовало перемирие.
К моменту окончания боев в Норвегии один бывший немецкий Не.115B-1 уже был разобран на запчасти. Другой еще пригодный к полету Не.115A-2 перелетел в Финляндию, где и был интернирован. Оставшиеся три Не.115A-2 и один В-1 перелетели в Шотландию. Один Не.115A-2 так и не дотянул до цели из-за нехватки горючего и был потоплен своим экипажем. Оставшиеся были перегнаны в Хеленсбер, где вместе с самолетом, перелетевшем ранее, в феврале вошли в состав шотландской авиации. Три Не.115A-2 получили номера ВV-184 -186, а Не.115B-1 стал ВV-187. ВV-184, 185 и 187 в июне 1941 г были перегнаны в Гальшот, где два из них (185 и 187) были приспособлены для специальных операций. Вооружение было усилено до восьми 7,7 мм пулеметов Браунинг на крыле и четырех назад, а остекление большей части кабины было заменено непрозрачными панелями.
В октябре 1941 г лейтенант Хаакон Оффердаль перелетел на Не.115A-2 (ВV 185) на Мальту. Самолет получил опознавательные знаки люфтваффе и использовался для тайных операций, вроде принятия на борт среди белого дня в Триполи двух агентов. Самолет чаще совершал полеты к побережью Северной Африки ночью. В конце концов он был уничтожен во время налета на Мальту. Не.115B-1 (ВV 187) совершал такие же полеты в Норвегию, но риск использования немецкого самолет вблизи Британских островов был слишком велик и от таких полетов отказались.
В конце апреля в Датских проливах резко осложнилась минная обстановка в результате действия английских подводных лодок. Серьезная ситуация заставила перевооружить 1./Ku.Fl.Gr.706 с Не.60 на
Ar.196A и Не.115B. Они были переведены в Аальборг в Дании и осуществляли прикрытие конвоев и поиск подводных лодок. 1./Кu.Fl.Gr.706 действовала с баз в Дании и Норвегии до августа 1941 г, когда возвратилась в Германию для перевооружения.
506-я группа береговой авиации, доведенная до полного состава перед норвежской операцией, участвовала в битве за Англию в составе V воздушного флота. Не.115 действовали над Северным морем - нападали на суда, вели патрулирование, ставили мины. 1./Кu.F1.Gr.106 была переведена во Францию в состав II воздушного флота для постановки мин и действий по судам англичан. В составе IX воздушного корпуса последняя эскадрилья поучаствовала в битве за Англию, ставя мины у Гарвича и в устье Темзы, а в августе 1940 г и в Бристольском заливе. Тем временем личный состав 1./Ku.Fl.Gr.506 был переведен из Норвегии в Хернум для получения ВV.138A-1. С октября эскадрилья действовала в Бискайском заливе на Не.115B и ВV.138A-1.
В январе 1941 г Не.115 имели:
1. и 3./Ku.Fl.Gr.106 - 10 (пять летных) и 9 (5) самолетов
1./Ku.Fl.Gr.506 - смешанный состав из Не.115, ВV.138 и Do.24
2. и 3./Кu.Fl.Gr.506 - 8 (8) и 8 (2)
1./Кu.Fl.Gr.406 - в процессе перевооружения на Не.115
1./Кu.Fl.Gr.706 - смешанный состав Не.115 и Ar.196; всего 9 машин
В марте 1941 г, с созданием воздушного командования Атлантик Кu.Fl.Gr.506 была выведена из Франции для перевооружения на ВV.138B. Не.115 в Бискайском заливе имелись только в Бресте в составе Кu.Fl.Gr.606 вместе с
Ju.88.
Легковооруженные Не.115 оказались слишком медлительными, неповоротливыми и уязвимыми, чтобы действовать в районах британских истребительных патрулей. В результате они в основном применялись в Арктике с баз в Норвегии. Однако самолет задержался в командовании Атлантик в 1./Кu.Fl.Gr.906, совершая разведывательные полеты из Бреста с июня по декабрь 1941 г, когда их всех перевели в Норвегию для участия в атаках на конвои, идущие в Мурманск и Архангельск.
К началу 1942 г, когда 1./Кu.Fl.Gr.906 прибыл в Норвегию, еще только одна эскадрилья была полностью вооружена Не.115 - 1./Кu.Fl.Gr.406 в Сорренса под Тромсе. 3./Кu.Fl.Gr.906 использовала Не.115 вместе с ВV.138. Конвои РQ несли сравнительно небольшие потери вплоть до РQ-17, отошедшего от берегов Исландии 27 июня 1942 г. Первую атаку на этот злосчастный конвой провели в 18.00 2 июля восемь Не.115C из 1./Кu.Fl.Gr.406. Самолет командира эскадрильи капитана Герберта Фатера был подбит зенитным огнем во время торпедной атаки, но, несмотря на сильное волнение, его экипаж был подобран другим самолетом. Атака была сорвана, но через два дня в 05.00 Не.115C из 1./Кu.Fl.Gr.906 потопили транспорт Кристофер Ньюпорт. Вскоре после этого, опасаясь подхода немецких кораблей, караван был распущен, а корабли конвоя покинули его. В результате Не.115C из 406-ой и 906-ой групп и Не.111 из KG.26 вместе с Ju.88 и подводными лодками устроили настоящую охоту за практически беззащитными судами, продолжавшими идти в Архангельск. 23 из 36 судов были потоплены.
В августе 1942 г 1./Кu.Fl.Gr.906 была выведена из Норвегии и перевооружена, поступив в состав КG.26. Так что Не.115 остались только в 1./Кu.Fl.Gr.406. Это подразделение использовало их в качестве торпедоносцев. На 10 мая 1944 г в нем из 12 Не.115 десять были боеспособными, но через несколько месяцев они окончательно были сняты с вооружения. Несмотря на то, что самолет устарел еще в момент поступления на вооружения, он заслужил неплохую репутацию за свою надежность. Самолет хорошо управлялся в воздухе и на воде, отлично летал с большой нагрузкой на одном моторе, прочная конструкция хорошо держала повреждение от огня противника и буйства стихии.
Тактико-технические характеристики Не.115C-1
Тип - трехместный многоцелевой гидросамолет и торпедоносец
Двигатели - два BMW-132К; 9-цилиндровые воздушного охлаждения, взлетной мощностью 960 лс и 830 лс на высоте 850 м
Вооружение:
1*15 мм MG-151 неподвижно вперед
2*7,9 мм MG-15 - в носовой установке (525 патронов) и на задней турели (1500 патронов)
2*7,9 мм МG-17 - по одному в хвосте каждой мотогондолы
одна торпеда LTF-5 или LTF-6b, или 1*920 кг мина LMB-III, или 2*500 кг LMA, или 3*250 кг бомбы в отсеке + 2*250 кг под крылом
Максимальная скорость:
290 км/ч у воды
300 км/ч на 1000 м
290 км/ч на 2000 м
Крейсерская скорость:
o 270 км/ч у воды
280 км/ч на 1000 м
285 км/ч на 2000 м
Дальность полета:
нормальная - 2500 км
максимальная на 3000 м - 2800 км
Время подъема на высоту:
1000 м - 5,1 мин
2000 м - 11,4 мин
3000 м - 22,3 мин
Потолок - 3200 м
Вес:
пустой - 6880 кг
взлетный - 10 690 кг
Размеры:
размах крыла - 22,3 м
длина - 17,3 м
высота - 6,3 м
площадь крыла - 86,8 кв.м