В 1938 г доктор Сеевальд из ДФЛ в Берлин-Адлершофе обратился к Николаусу из Хеншель флюгцойгверке с предложением совместно создать высотный исследовательский самолет для отработки спроектированной также совместно гермокабины и турбокомпрессоров. Конструкторские работы шли в тесном взаимодействии при полном одобрении исследовательского департамента РЛМ. Работа началась с изготовления двух высотных самолетов под обозначением Нs.128.
По первоначальной схеме, выбранной для Нs.128-V1, самолет получил два двигателя Даймлер-Бенц DB-601 с турбокомпрессорами ТК-9 разработки ДФЛ. Ожидалось, что с ними рабочий потолок самолета составит 9км. Второй Нs.128-V2 с двигателями Jumo-210 и двухступенчатым нагнетателем ТК-16 должен был достигнуть высоты 15км.
Нs.128 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с однолонжеронным крылом большого удлинения размахом 26 м. Фюзеляж круглого сечения с работающей обшивкой имел длину 14,8 м. Гермокабина совместной разработки ДФЛ и Хеншель обеспечивала размещение двух членов экипажа и поддерживала давление, эквивалентное высоте 2500 м. Кабина была типа "горячие стенки" и представляла собой отдельную конструкцию, крепящуюся к фюзеляжу на посадочном кольце на половине длины. Отсек имел клепанную конструкцию из тонких дюралевых листов. Обогрев кабины обеспечивался горячим воздухом, циркулирующим между кабиной и обшивкой фюзеляжа. Кабина была утеплена алюминиевой фольгой. В ее носу имелись круглые иллюминаторы с двойными стеклами. Шасси было неубирающимся.
Оба опытных самолета были закончены в 1939 г. Первые полеты проводились без турбокомпрессоров, но были получены ценные данные по герметичным кабинам. Оба самолета впоследствии испытывались с турбокомпрессорами ДФЛ и Хирт и с двигателями DB-601 и DB-605. Испытывались и различные системы форсирования, включая впрыск водно-метаноловой смеси и закиси азота.
Серия Нs.130A Хотя испытания Нs.128 сопровождались постоянными проблемами с двигательной установкой, хорошие высотные характеристики привлекли внимание командира специальной группы дальней разведки Теодора Ровеля. Последний предложил министерству авиации довести машину в качестве высотного разведчика. Его предложение с энтузиазмом было принято, и Хеншель получила указание создать разведывательный вариант самолета под обозначением Нs.130A. Контракт предусматривал изготовления трех опытных и семи предсерийных самолетов.
Работа над Нs.130 шла очень быстро, все три опытных самолета были закончены и полетели до конца 1940 г. По сравнению с опытными Нs.128 новый самолет имел крыло меньшего размаха - 22,1 м, убираемые стойки шасси и возможность установки пары фотокамер Rb-75/30. Первоначально самолет планировалось оснастить двигателями Даймлер-Бенц DB-601D; 12-цилиндровыми жидкостного охлаждения, с двухступенчатыми нагнетателями. Так как они еще не были доведены до необходимой степени надежности, Хеншель была вынуждена установить двигатели DB-601R с одноступенчатым нагнетателем, с соответствующим снижением летных данных, что не позволяло использовать его в группе Ровеля.
Предсерийные Нs.130A-0 отличались крылом увеличенного до 25,5 м размаха. Все пять самолетов были поставлены в первой половине 1941 г в Эхтердинген для испытаний и доводки. Самолеты постоянно дорабатывались ДФЛ и Хеншелем, чтобы поднять потолок. Изменения вносились на так называемой Верфи Люфтганзы в Эхтердингене. Самолеты с этими доработками получили обозначение Нs.130A-0/U6. Первые два самолета были готовы и полетели в ноябре 1943 г.
Нs.130A-0/U6 был оснащен двумя двигателями DB-605В взлетной мощностью 1475 лс. На двигатель поставили турбокомпрессор Хирт-2281А и систему форсажа GM-1. Впрыск в турбонагнетатель закиси азота повышал высотность двигателя. Размах крыла был увеличен до 29 м. Запас закиси азота был 830 кг. Емкость топливных баков составляла 2525 л (в баках перед лонжероном крыла) и еще имелись два 300 л сбрасываемых бака. Экипаж состоял из двух человек, оборудование включало два фотоаппарата Rb-75/30.
Серия Hs.130B В начале 1941 г Хеншель предложила разработать на базе Нs.130A высотный бомбардировщик, получивший обозначение Нs.130B. Сохранив планер Нs.130A, бомбардировщик должен был отличаться только заменой фотооборудования на бомбоотсек, вмещавший 1000 кг бомб. Макет Нs.130B был уже готов на Хеншеле, но трудности с двигательной установкой на Нs.130A привели к прекращению работ по этому проекту.
Серия Нs.130C Несмотря на свое обозначение, Нs.130C имел мало общего с предыдущими самолетами. Сохранение обозначения было чистым обманом штаба люфтваффе, чтобы не пугать его появлением еще одного конкурента в программе бомбардировщика Б. Эта программа определяла создание двухмоторного самолета с размещением экипажа из трех-четырех человек в гермокабине и с установкой дистанционно-управляемого вооружения. Министерство авиации согласилось со штабом ВВС, что это задание следует направить только четырем авиафирмам: Арадо, Дорнье, Фокке-Вульфу и Юнкерсу. Однако, учитывая важность программы и опыт, имевшийся у Хеншеля по работе с гермокабинами, РЛМ предложило последнему создать бомбардировщик на базе Нs.130.
Конструкторы Хеншеля приступили к работам по Нs.130C в конце 1940 г. Цельнометаллический с работающей обшивкой самолет предполагалось оснастить двумя двигателями DB-603ААМ с турбонагнетателями большой мощности и впрыском водно-метаноловой смеси. Необходимость разместить четырех членов экипажа в кабине с хорошим обзором и дистанционным управлением вооружением заставила отойти от конструкции, использованной на Нs.130A. Жесткая герметичная конструкция кабины имела четыре точки крепления, напоминавшие способ крепления двигателя. Довольно сложная конструкция и большие нагрузки на конструкцию заставили использовать усиленный внешний набор из сварного электрона. Оборонительное вооружение состояло из двух дистанционно-управляемых башен Рейнметалл-Борзиг с парой
МG-131 в каждой, установленных на и под кабиной. Предусматривалась и установка одного дистанционно-управляемого пулемета
МG-15 в хвостовой части.
Были заказаны три опытных Нs.130C. Первые два из них - Нs.130C-V1 и V2 полетели в конце 1942 г с двигателями ВМW-801А с трехлопастными винтами. Летом 1943 г Нs.130C-V2 был переоснащен на двигатели ВМW-801J с турбокомпрессорами и четырехлопастными винтами. Нs.130C-V3 полетел в начале 1943 г с двигателем DB-603А и полным вооружением.
К лету 1943 г стало очевидно, что ни один из вариантов бомбардировщика Б не сможет преодолеть технических проблем. Обсуждался вопрос о выпуске первой серии из 100-130 бомбардировщиков Нs.130C-1, но в конце 1943 г все работы по программе были прекращены, как и планы серийного производства Нs.130C.
Серия Нs.130D В 1941 г планировалось выпустить Нs.130D - вариант Нs.130A с двигателями DB-605, оснащенными специальными двухступенчатыми турбокомпрессорами, разработанными ДФЛ и производящимися на Аргусе. Турбокомпрессор оказался очень сложным и работал ненадежно даже на стенде. В результате РЛМ решило приостановить дальнейшие работы.
Серия Нs.130E Во время работ по созданию турбокомпрессоров высотных двигателей возникло предложение использовать так называемый "Хохен-централе" - установку третьего двигателя наддува в фюзеляже, обеспечивающего необходимую высотность маршевых двигателей. Схема считалась многообещающей, а в 1941 г Хеншель решила перепроектировать Нs.130A под центронаддув.
Такая силовая установка, использовавшаяся еще на Дорнье Do.217P, состояла из двух Даймлер-Бенц DB-603В с четырехлопастными винтами фиксированного шага, нагнетаемыми от третьего двигателя DB-605Т, установленного в фюзеляже под крылом. Радиаторы двигателей располагались под фюзеляжем, а промежуточные охладители под центропланом. Суммарная мощность всей двигательной установки была 3500 лс на взлете, 3720 лс на высоте 2100 м и 3240 лс на высоте 5700 м. На боевом режиме мощность на высоте 13 700 м была 2880 лс. Мощность на номинале на той же высоте была 2460 лс. Суммарный вес двигательной установки был 2860 кг.
Первоначально проект предусматривал создание самолета с размахом крыла 28 м, длиной 17 м, с гермокабиной подобной Нs.130A. Потом фюзеляж был удлинен на 5 м, а крыло стало по образцу создаваемого параллельно Нs.130C, достигнув размаха 33 м. Шасси было по образцу Нs.130C. Главные стойки убирались назад в гондолы. Гермокабина обеспечивала размещение трех членов экипажа. Емкость баков была: фюзеляжного за кабиной - 1700 л, двух центропланных - по 840 л, двух консольных - по 385 л. Можно было подвесить еще два дополнительных 900 л бака. Между кабиной и фюзеляжными баками размещались три фотокамеры.
Первый опытный Нs.130E-V1 должен был полететь в апреле 1942 г, но многочисленные технические проблемы задержали первый полет до сентября 1942 г. Первые шесть полетов были проведены без установки Хохенцентрале. В ноябре 1942 г полетел Нs.130e-V2. Первые два полета были также без установки центрального наддува, но когда она была смонтирована, потолок достиг 12 500 м. На седьмом полете Нs.130E-V2 возник пожар двигателя, и самолет разбился, оставленный экипажем. Программа испытаний была продолжена на Нs.130E-V3. К началу 1943 г уже шли активные работы по выпуску установочной партии из семи Нs.130E-0.
Весной 1943 г Нs.130-V1 и V3 постоянно совершали полеты до высоты в 14 500 м, а с полупустыми баками достигали 15 000 м. Эти достижения позволили РЛМ выдать заказ на 100 Hs.130E-1, которые должны были нести оборонительное вооружение в двух дистанционно управляемых башнях на и под фюзеляжем с парой пулеметов
МG-17 каждая. Предусматривалась подвеска под каждым крылом вместо бензобака 1800 кг бомбы. Первый Нs.130E-0 полетел в мае 1943 г. Он вместе с остальными шестью самолетами должен был поступить для войсковых испытаний. К этому времени возник проект высотного истребителя с парой башен под спарки пушек
МG-151/20. Но проблемы с двигателем и нагнетателем не позволяли довести самолет до необходимой степени надежности. Заказ на Нs.130E-1 постоянно сокращался, дойдя в 1943 г только до 30 машин, а в 1944 г все работы были прекращены.
Серия Нs.130F Проблемы с доводкой системы центрального наддува, не последней из которых был большой расход топлива, заставили в 1943 г приступить к разработке проекта Нs.130F с четырмя двигателями ВМW-801TJ, развивавшими с турбокомпрессорами мощность 1800 лс и 1500 лс на высоте 12 000 м. Планер был практически как у Hs.130E за исключением изменений, продиктованных установкой еще пары двигателей. Проектный департамент РЛМ приказал незамедлительно строить самолет, но отсутствие необходимых стратегических материалов и недоведенность двигателей ВМW-801ТJ заставили свернуть проект.
Модификация | Hs.130A-0/U6 | Hs.130C-V3 | Нs.130E-0
|
Тип | двухместный высотный разведчик
| четырехместный высотный средний бомбардировщик | трехместный высотный разведчик |
Двигатели | два DB-605B; 12-цилиндровые жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 1475 лс | два DB-603А; 12-цилиндровые жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 1750 лс и 1830 лс на высоте 2,1 км | два DB-603B; 12-цилиндровые жидкостного охлаждения, (наддув от DB-605Т) взлетной мощностью 1750 лс, 1860 лс на высоте 2,1 км, 1440 лс на высоте 14 км |
Максимальная скорость
| 418 км/ч на высоте 6 км 467 км/ч с GM-1
| 445 км/ч на высоте 5,1 км | при весе 14 250 кг - 605 км/ч на высоте 13 км
|
Крейсерская скорость
| -
| -
| 510 км/ч на высоте 12 км
|
Вооружение | -
| 3 х 13 мм пулемета МG-131 с 250 патронами на ствол попарно в верхней и нижней дистанционно управляемых установках; 1 х 7,9 мм пулемет МG-15 с 500 патронами в хвосте; до 4 т бомб
| -
|
Дальность полета
| со сбрасываемыми баками - 2200 км, включая 540 км при скорости 450 км/ч на высоте 13 500 м; без дополнительных баков - 1400 км
| с максимальной взлетным весом - 2300 км; с 2 т бомб и двумя 900 л сбрасываемыми баками - 3300 км | с двумя 900 л дополнительными баками - 3000 км
|
Продолжительность полета на высоте 13 500 м | 3 ч | - | - |
Потолок | с использованием GМ-1 - 15,5 км | при весе 18 т - 7930 м | при весе 14,25 т - 15 км |
Вес | взлетный - 11,19 т максимальный - 11,69 т
| нормальный взлетный - 18 т максимальный - 20 т | взлетный - 16,66 т максимальный - 18,1 т
|
Размеры | размах крыла - 29 м длина - 15 м высота - 4,9 м площадь крыла - 81,4 кв.м
| размах крыла - 24,7 м длина - 18,6 м площадь крыла - 75 кв.м | размах крыла - 33 м длина - 22 м высота - 5,6 м площадь крыла - 85 кв.м |