СТЗ-5 со 152-мм гаубицей М-10
|
|
В соответствии с Системой артиллерийского вооружения на 1933–1937 гг. предусматривалось создать и принять на вооружение новую 152-мм гаубицу с дальностью стрельбы 14–15 км, небольшой массой и высокой скорострельностью. Орудие, удовлетворяющее этим требованиям, было разработано КБ под руководством Ф.Ф. Петрова и кардинально отличалось от аналогичных образцов устаревшей концепции. Благодаря раздвижным станинам был расширен угол горизонтальной наводки, а за счет использования подрессоренных колес сильно выросла скорость транспортировки гаубицы.
В соответствии с Системой артиллерийского вооружения на 1933–1937 гг. предусматривалось создать и принять на вооружение корпусных артполков новую 152-мм гаубицу с дальностью стрельбы 14–15 км. Вес системы в боевом и походном положениях не должен был превышать 4,5 и 6,5 т соответственно, а скорострельность должна была составлять 3 выстрела в минуту. Группе конструкторов во главе с Ф.Ф. Петровым удалось создать гаубицу, которая по своим характеристикам полностью соответствовала тактико-техническим требованиям, а по ряду показателей даже превосходила их.
Новая гаубица, получившая название «152-мм гаубица обр. 1938 г.», радикально отличалась от состоявших в то время на вооружении Красной Армии 152-мм гаубиц обр. 1909/30 гг. и обр. 1910/37 гг. Прежде всего, она имела новый лафет с двумя раздвижными станинами. Благодаря этому угол горизонтального обстрела был увеличен с 5–6° до 50°. Конструкция лафета позволила также увеличить и углы вертикального обстрела. Наличие в ходовой части гаубицы подрессоривания и колес с резиновыми шинами позволило повысить скорость транспортирования гаубицы с 6–7 км/ч до 35 км/ч, что могло значительно повысить мобильность корпусных артиллерийских полков, вооруженных этой гаубицей.
Гаубица имела ствол с очень хорошими баллистическими характеристиками. Для стрельбы из гаубицы использовались выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядом. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом весом 40 кг с начальной скоростью 508 м/с дальность стрельбы составляла 12390 м, то есть почти в полтора раза больше, чем у гаубиц обр. 1909/30 гг. и 1910/37 гг.
Однако в предвоенные годы это хорошее по своей конструкции орудие не удалось как следует освоить в производстве (была выпущена лишь небольшая партия этих гаубиц) из-за сложившегося у руководителей ГАУ мнения, что для дивизионной артиллерии оно слишком тяжело и маломаневренно, а для корпусной артиллерии недостаточна его мощность. В начальный период войны гаубица также не выпускалась из-за отсутствия потребности, а когда Красная Армия перешла к наступательным действиям и для разрушения оборонительных рубежей противника потребовались гаубицы калибром 152 мм, за счет наложения ствола 152-мм гаубицы обр. 1938 г. на лафет 122-мм гаубицы М-30 была создана знаменитая 152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1. Интересно, что вес новой гаубицы в боевом положении оказался всего на 500 кг меньше, чем у М-10, а дальность стрельбы и вес снарядов у обоих гаубиц одинаковы. Модификации Помимо стандартного буксируемого варианта, в 1940—1941 годах под названием 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т) выпускалась модификация орудия, предназначенная для установки в башню тяжёлого танка КВ-2. От базовой конструкции ствольной группы М-10 это орудие отличалось меньшей длиной ствола, более слабой баллистикой с целью уменьшения отдачи и длины отката, а также рядом других изменений. По своим характеристикам орудие М-10Т фактически уже не было гаубицей, поскольку его угол возвышения не превышал 18°.
Также в единственном экземпляре был построен опытный вариант гаубицы М-10 с картузным заряжанием. Его заводские испытания прошли в 1939 году, но дальнейшего развития эти работы не получили.
Боевое применение На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц обр. 1938 г. имелось, по разным источникам, 1128 или 1058 шт. С первых же дней Великой Отечественной войны это орудие вступило в бой. Гаубица использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Большой угол горизонтальной наводки и достаточно мощная баллистика позволяли орудию успешно бороться с танками. Однако в ходе летних боёв 1941 года гаубицы М-10 понесли большие потери (в западных военных округах перед войной было 773 таких орудия, практически все они были потеряны) и в том же году их серийное производство было прекращено. Уцелевшие М-10 использовались в течение всей войны. Оценка проекта На момент принятия на вооружение орудие М-10 было современным образцом, отвечающим всем предъявляемым РККА требованиям к тяжёлым гаубицам. При сравнении с зарубежными аналогами М-10 как минимум не уступает лучшим мировым образцам. Для сравнения, наиболее массовая немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя М-10 почти на километр; но одновременно была на тонну тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало её подвижность. Обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) более совершенную гаубицу s.F.H.36 немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чехословацкая 150-мм гаубица K4 (немецкое название s.F.H.37[t]) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя М-10 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про 149-мм итальянскую гаубицу фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M1 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 г. уступали М-10 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году. Сравнение с более поздней 152-мм гаубицей Д-1 показывает, что оба орудия имели свои преимущества и недостатки — при одинаковой баллистике Д-1 была на тонну легче, но имела на 15° меньший угол горизонтальной наводки, а также была снабжена дульным тормозом, сильно демаскирующим орудие при стрельбе.
Тем не менее, в 1941 году, после начала войны, серийное производство М-10 было прекращено. Обычно причинами этого называется следующее:
* Большая масса гаубицы М-10, которая затрудняла её использование в дивизионной артиллерии; * Сложившееся к 1941 году мнение, что для корпусной артиллерии мощность М-10 недостаточна; * Неотлаженный технологический процесс выпуска М-10 и её трудное освоение в войсках; * Отсутствие надобности в таком орудии при оборонительных боях 1941 года.
Однако эти аргументы уязвимы для критики. Безусловно, для дивизионного орудия М-10 была тяжела, но летом 1941 года все 152-мм гаубицы были исключены из дивизионной и корпусной артиллерии. Ссылки на недостаточную мощность М-10 также не очень убедительны — принятая на вооружение в 1943 году гаубица Д-1 имела аналогичную с М-10 баллистику, и её мощность для корпусной артиллерии считалась вполне достаточной. Более того, в корпусной артиллерии состояли и существенно менее мощные орудия — например, 107-мм пушки обр. 1910/30 гг.. К 1941 году М-10 уже почти два года выпускалась крупной серией и, соответственно, была отлажена в производстве. В обороне тяжёлые гаубицы вполне могут использоваться для контрбатарейной стрельбы, постановки заградительного огня, огневой мощи М-10 даже при стрельбе осколочно-фугасными снарядами или шрапнелью «на удар» (не говоря уже о бетонобойных снарядах) было достаточно против любого образца бронетехники вермахта в 1941 году. Также надо учитывать, что в 1941 году РККА не вставала в глухую оборону, а при каждом удобном случае пыталась перейти в наступление либо контратаковать.
Известный российский военный историк М. Свирин предлагает следующие причины снятия этого орудия с производства:
* дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10; * высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета; * сложность ремонта и обслуживания орудия; * занятость заводов № 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.
Также стоит отметить, что после исключения летом 1941 года 152-мм гаубиц из состава дивизионной артиллерии и упразднения корпусной артиллерии (вместе с корпусами) М-10 фактически потеряла назначение. Тяжёлые орудия в тот период концентрировались в частях РВГК, где уже находилась гаубица-пушка МЛ-20, с которой М-10 конкурировать не могла. Однако в 1943 году, с формированием корпусной артиллерии, вновь возникла потребность в 152-мм гаубицах, которую пришлось удовлетворять разворачиванием производства нового орудия — гаубицы Д-1, представляющей собой «гибрид» ствольной группы М-10 и лафета М-30. Однако производство Д-1 началось лишь в конце 1943 года и носило мелкосерийный характер — за 1943—1944 годы было произведено всего 342 орудия. В результате корпусная артиллерия РККА столкнулась с острым дефицитом орудий, который пришлось удовлетворять (да и то далеко не полностью) в основном за счёт 107-мм пушек обр. 1910/30 гг., существенно менее мощных чем Д-1 и М-10. Учитывая это, прекращение производства М-10 стоит признать в целом негативным обстоятельством для Красной армии, хотя освободившиеся производственные мощности после сворачивания её выпуска внесли большой вклад в оснащение дивизионной артиллерии РККА современной отличной гаубицей М-30. Масса в боевом положении, кг: 4100 Масса в походном положении, кг: 4550 Калибр, мм: 152 Начальная скорость снаряда, м/с: 508 Угол возвышения: от -1° до 65° Угол горизонтального обстрела: 50° Скорострельность, выстр/мин: 3–4 Скорость транспортировки, км/ч: до 35 Дальность стрельбы, м: до 12390 Вес осколочно-фугасного снаряда, кг: 40 Высота линии огня, мм: 1300 Длина ствола, мм/клб: 3700/24,3 Длина канала ствола, мм/клб: 3527/23,1 Клиренс, мм: 305 Расчёт, чел.: 10 Экземпляры, шт: 1522
|