Cамый известный самолет компании Republic P-47 Thunderbolt, спроектированный Александром Картвели, сыграл важную роль во Второй мировой войне. Всего было выпущено 15677 машин. Самолет Р-47 явился продолжением семейства машин, которое началось с аппарата Р-35 Александра Северского и продолжилось самолетами Р-43 Lancer и аппаратом с более высокими летными характеристиками Р-44, существовавшим только в проекте. Первоначальные планы США заказать проекты легких истребителей Republic АР-4 и АР-10 с обозначениями ХР-47 и ХР-47А, соответственно, были отменены, как только поступили первые сообщения об опыте боевых действий в Европе. Тогда Картвели предложил свой тяжелый истребитель, который отвечал новым требованиям. В своем проекте он исходил из использования поршневого двигателя с турбокомпрессором Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp и получил заказ на опытный образец ХР-47В на основе этого проекта. Новый самолет представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с полотняной обшивкой рулевых поверхностей, убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом и откидывающимся фонарем, под которым размещался пилот. Потенциальные возможности аппарата ХР-47В выявились во время первого полета 6 мая 1941 г.
Вскоре поступил заказ от Армии США на 171 серийный истребитель Р-47В. Самолеты начали выходить из сборочных цехов в марте 1942 г. Однако первые столкновения с германскими истребителями показали, что Тандерболт не обладает достаточно высокими летными качествами и маневренностью на малой и средней высотах, а его дальность полета не позволяла использовать самолет в качестве истребителя сопровождения. Эти недостатки были устранены в последующих вариантах. В итоге на один уничтоженный в бою Р-47 приходилось 4,6 самолета противника. Неудивительно, что истребитель Р-47 часто упоминается в истории авиации Второй мировой войны. Варианты Р-47D и Р-47N оставались на вооружении ВВС США в течение ряда лет после войны, и были сняты с вооружения только в 1954 г.; к этому времени они получили новые обозначения F-47D и F-47N, соответственно. Даже после этого они могли эксплуатироваться еще много лет и состояли на вооружении 16 стран.
Модификации самолета:
ХР-47В - опытный образец с двигателем ХR-2800 мощностью 1850 л.с., позднее мощностью 2000 л.с. (1 машина).
Р-47В - первоначальный серийный вариант с двигателем R-2800-21 мощностью 2000 л.с., сдвижным фонарем и рулевыми поверхностями с металлической обшивкой (171 машина).
Р-47С - переделанный серийный вариант, сначала c таким же двигателем, что и Р-47В, а затем c двигателем R-2800-59 мощностью 2300 л.с.; с удлиненной передней частью фюзеляжа, предусмотрены сбрасываемые баки и бомбы под фюзеляжем (602 машины).
Р-47D - основной серийный вариант с двигателем R-2800-21W мощностью 2300 л.с. или R-2800-59W мощностью 2535 л.с. с впрыском воды (12602 машины).
ХР-47D - единичный экспериментальный вариант, переделанный (в 1943г.) из варианта Р-47D, с герметичной кабиной.
ХР-47F - единичный экспериментальный вариант, переделанный (в 1943г.) из варианта Р-47В; крылья с ламинарным обтеканием.
Р-47G - обозначение раннего варианта Р-47D, построенного компанией Сurtiss-Wright (выпущено 354 машины).
ХР-47Н - новое обозначение двух самолетов Р-47D, использовавшихся в качестве испытательных стендов для перевернутого V-образного двигателя Chrysler XIV-2220-1 мощностью 2300 л.с.
ХР-47J - единичный экспериментальный самолет на основе Р-47D с облегченной конструкцией и специальным двигателем R-2800-57(C) мощностью 2800 л.с. с турбонагнетателем; 2 августа 1944г. достиг скорости горизонтального полета 811 км/час - самой высокой скорости, достигаемой самолетом с поршневым двигателем.
ХР-47K - вариант, переделанный из Р-47D, с каплевидным фонарем с хорошим обзором, взятым с самолета Hawker Typhoon; с укороченной задней частью фюзеляжа; эта модификация была запущена в производство параллельно с Р-47D.
ХР-47L - переделан из Р-47D, с увеличенной емкостью топливных баков фюзеляжа.
YP-47M - три опытных образца, переделанных из Р-47D для получения скоростного варианта, с силовой установкой как на XP-47J.
P-47M - серийный вариант YP-47M (130 машин).
XP-47N - переделан из YP-47M, с усиленным крылом увеличенного размаха, содержавшим топливные баки, усиленным шасси и другими модернизациями, позволявшими использовать самолет на Тихоокеанском театре военных действий, где требовалась большая дальность полета.
P-47N - серийный вариант XP-47N, последние серийные самолеты выпускались с двигателем R-2800-77 мощностью 2800 л.с. (1816 машин).
Тактико-технические характеристики P-47:
Год принятия на вооружение - 1942
Размах крыла - 12,43 м
Длина - 11,02 м
Площадь крыла - 27,87 кв.м
Масса, кг - пустого самолета - 4513; нормальная взлетная - 7938
Тип двигателя - 1 ПД Pratt & Whitney R-2800-59W Double Wasp
Мощность - 2535 л.с.
Максимальная скорость - 697 км/ч
Практическая дальность с ПТБ - 3060 км
Практический потолок - 12495 м
Экипаж, чел. - 1 чел
Вооружение: 8*12.7мм пулеметов бомбы, напалм или РС весом до 1134 кг на внешней подвеске.