В 1929 г. штаб польской армии, не удовлетворенный отзывами об эксплуатации бронеавтомобилей типа Wz.28, заказал разработчикам новую модель для кавалерии только на колесном ходу. Инженер Рудольф Гандлак вполне успешно справился с заказом, представив свою разработку, созданную на основе имеющихся автомобильных узлов и агрегатов. За основу было взято шасси от 2-тонного грузовика Ursus (тот же итальянский SPA 25C, строившийся в Польше по лицензии), на которое установили броневую коробку. Создаваемый под влиянием броневиков Первой Мировой войны польский образец имел несколько схожих черт с зарубежными машинами аналогичного класса. К примеру, от союзников "позаимствовали” идею башни с передними и задним пулеметами, а также место заднего водителя. Вместе с тем, отсутствие полного привода на все колеса отрицательно сказался на маневренности и проходимости бронеавтомобиля. Заднее место водителя тоже было недостаточно проработано и броневик не мог развивать достаточной скорости, как и при движении вперед. В добавок, машина обладала высоким силуэтом.
Испытания машины прошли в том же 1929 г. Оказалось, что при всех своих недостатках броневик Гандлака несколько лучше Wz.28 и хотя его приняли на вооружение, обозначив как Wz.29 (или CWS) было заказано всего 10 экземпляров. По всей видимости, это не совсем точное число, поскольку встречаются утверждения о выпуске 8 боевых и 5 учебных машин. Несколько позже был подготовлен проект бронеавтомобиля Wz.31, с колесной формулой 6х4 и несколько лучшими ТТХ, но штаб армии его отклонил.
Зато более широкое распространение получила пулеметная башня. В 1930-е гг. её устанавливали на канонерские лодки типа "Z”, речные катера и речные минные заградители.
Впервые Wz.29 опробовали на маневрах кавалерийских частей летом 1931 г. совместно с легкими танкетками Carden-Lloyd Mk.VI и TK-1. В середине 1930-х гг. все 10 выпущенных бронеавтомобилей распределили между дивизионами в Львове, Познани, Быдгоще и Журавице. С 1936 г. машины типа Wz.29 вновь собрали вместе и направили в учебный центр в Модлине, где из них сформировали 11-й броневой дивизион. В августе 1939 г. восемь машин включили в Мазовецкую кавалерийскую Бригаду. Семь из них вошли в бронированный автобатальон, а восьмой использовался как командирская машина майором Стефаном Маевским. С первых дней войны бронемашины активно использовались для ведения разведки и помогали при отступлении польских войск, сдерживая натиск немцев. Приведем основные моменты их боевого применения.
1 сентября, устроив засаду на пути следования авангарда немцев, польские экипажи подбили три вражеские бронемашины, не потеряв ни одной своей.
3 сентября одна машина была потеряна во время боя с бронедивизией "Kempf”, позже другие бронемашины поддержали оборону 11-го уланского полка, сражавшихся с дивизией СС "Deutchland”.
4 сентября Wz.29 участвовали в атаке 7-го уланского полка у деревни Щуки. В бою им удалось подбить два танка Pz.Kpfw.I, а лейтенант Нахорский поджег штабную машину, захватив карты противника.
7 сентября машины Ursus и 7-й уланский полк сражались с 1-й кавалерийской бригадой. В бою они подбили две вражеские машины, но и сами потеряли одну.
13 сентября в состав батальона включили несколько бронемашин Wz.34 из 61-го (81-го ?) батальона. Около города Серочин это подразделение встретилось с колонной немецких грузовиков, шедших в охранении мотоциклистов и бронеавтомобилей. Бой закончился уничтожением двух вражеских транспортных средств, но и поляки потеряли один Wz.29 от огня противотанкового орудия. Оставляя преимущество в числе за немцами поляки отошли за реку Свидер и на следующий день предприняли контратаку. Хорошо подготовившиеся немецкие части устроили им неприятный сюрприз – как только головной автомобиль въехал на мост его сразу поразило ПТ-орудие. Проход оказался заблокированным и атака захлебнулась. В то же время на фланге танкетки TKS с трудом преодолевали болотистую местность и тоже отступили. Не причинив врагу существенного вреда польские части лишились двух Wz.29, двух Wz.34 и нескольких танкеток. Пришлось отойти назад, но это помогло кавалерийской группе генерала Андерса избежать окружения. Вечером того же дня в перестрелке с немецкой пехотой был потерян командирский броневик.
В итоге, значительно ослабленный батальон присоединился к группе армии "Люблин”. Собирая новые силы для наступления поляки так и не смогли достичь положенной концентрации сил. Даже наоборот, из-за невозможности машин Wz.29 передвигаться по песчаным дорогам, почти все они 16 сентября были уничтожены своими экипажами. Остатки батальона 18 сентября участвовали в сражении у Томашув Любельским, где и были окончательно разбиты.
Тактико-технические характеристики Samochód pancerny Wz.29 "Ursus":
Классификация: лёгкий бронеавтомобиль
Боевая масса, т: 4,8
Экипаж, чел.: 4
История
Год производства: 1931
Годы эксплуатации: 1931—1939
Количество выпущенных, шт: 13
Размеры
Длина корпуса, мм: 5490
Ширина корпуса, мм: 1850
Высота, мм: 2475
База, мм: 3500
Колея, мм: 1510
Клиренс, мм: 350
Бронирование
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.: 6—9
Борт корпуса, мм/град.: 6—9
Корма корпуса, мм/град.: 6—9
Днище, мм: 4
Крыша корпуса, мм: 4
Лоб башни, мм/град.: 10
Борт башни, мм/град.: 10
Корма башни, мм/град.: 10
Крыша башни, мм: 4
Вооружение
Калибр и марка пушки: 37-мм SA 18
Тип пушки: нарезная
Боекомплект пушки: 96
Прицелы: телескопический Wz.29
Пулемёты: 3 × 7,92-мм «Гочкисс»
Боекомплект пулемётов: 4032
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Модель двигателя: Ursus 2A
Мощность двигателя, л.с.: 35 (кВт. - 25,7)
Удельная мощность, л.с/т: 7,3
Колёсная формула: 4 × 2
Тип подвески: на листовых рессорах
Скорость по шоссе, км/ч: 35
Запас хода по шоссе, км: 380
Преодолеваемый подъём, град.: 10
Преодолеваемый брод, м: 0,35
Источник:
М. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы 1939—1945. — Москва: Моделист-конструктор, 1999.