Як-7А
| Як-7Б |
В марте 1940 года ОКБ А.С.Яковлева получило официальное
задание на разработку учебно-тренировочного самолёта на базе истребителя
И-26. Но проектирование И-27 (УТИ-26) началось
ещё до этого - 25 января. От истребителя учебный самолёт отличала двухместная
кабина, закрытая общим фонарём с индивидуальными сдвижными частями. Вооружение
состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС. Для сохранения центровки крыло
пришлось сдвинуть вперёд на 100 мм. Изготовление первого прототипа УТИ-26-I
на заводе №115 было завершено 17 июня. 1 июля лётчик-испытатель П.Я.Федрови
впервые поднял его в воздух. Испытания первого прототипа выявили ряд недостатков
конструкции. 16 сентября начались заводские испытания второго прототипа
УТИ-26-II, доработанного по результатам испытаний первого. В марте 1941
года началось серийное производство самолёта на заводе №301 в Химках под
обозначением Як-7УТИ. Производство продолжалось до эвакуации завода в
Новосибирск в сентябре 1941 года. Летом 1941 года выявилась острая нехватка истребителей на фронте.
Ведущий инженер ОКБ Яковлева К.В.Синельщиков предложил переделать учебный
самолёт в боевой истребитель. Сам Яковлев вначале отнёсся к этой идее
отрицательно, но после более внимательного рассмотрения предложения
Синельщикова согласился. Проектирование было осуществлено бригадой
конструкторов во главе с Синельщиковым на заводе №301. На самолёте
установили мотор-пушку ШВАК, по 3 направляющих для реактивных снарядов
под каждым крылом, бронеспинку, протектированные бензобаки. Задняя
кабина осталась, но второе управление было демонтировано. По своим
характеристикам новый самолёт не уступал Як-1, кое в чём и превосходил.
После проведения испытаний незамедлительно последовало постановление
ГКО о начале производства. Согласно приказам НКАП от 14 и 26 августа
началось производство Як-7 на заводах №301 и №153 (Новосибирск). До
эвакуации завод №301 успел изготовить 51 Як-7. Як-7 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция смешанная. Фюзеляж овального сечения имел ферменный каркас
из стальных труб, фанерную обшивку носовой части и полотняную хвостовой.
Капоты двигателя, обтекатели, щитки и зализы дюралевые. Неразъёмное крыло
было деревянным с обшивкой из фанеры, оклееной полотном. Хвостовое оперение
металлическое. Шасси убирающееся (на Як-7В неубирающееся), трёхопорное,
с хвостовым неубирающимся костылём (позже убирающимся колесом). Силовая
установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя
жидкостного охлаждения ВК-105П (ВК-105ПА, ВК-105ПФ) с трёхлопастным винтом
изменяемого шага. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом. Топливо
размещалось в крыле в 4 протектированных баках (на учебных модификациях
устанавливались непротектированные баки). Фонарь кабины аналогичен УТИ-26.
Начиная с Як-7А в задней сдвижной части фонаря вместо плексигласа
использовалась фанера. Самолёты Як-7Б поздних выпусков имели каплевидный
фонарь. Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 7,62-мм
пулемётов ШКАС, установленных в фюзеляже над двигателем, 6 реактивных снарядов
РС-82 под крылом. В отсеке за кабиной могли истанавливаться фотоаппараты
или подвешиваться бомбы. Во время перелёта с аэродрома на аэродром здесь
оборудовалось место для техника. На Як-7Б вместо пулемётов ШКАС устанавливались
12,7-мм пулемёты УБС. Существовали следущие модификации: -
УТИ-26-I - первый прототип учебно-тренировочного самолёта. Отличался двухместной
кабиной с двойным управлением. Вооружение состояло из 2 пулемётов ШКАС.
Первый полёт 1 июля 1940 года.
-
УТИ-26-II - второй прототип. Отличался соотношение площадей стабилизатора
и рулей высоты, новым шасси. Первый полёт 16 сентября 1940 года.
-
Як-7 - серийный истребитель. Отличался протектированными баками, бронеспинкой
в кабине пилота. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 2 пулемётов ШКАС,
6 реактивных снарядов РС-82. В сентябре-декабре 1941 года на заводах №301
и №153 изготовлено 62 самолёта.
-
Як-7-37 - истребитель с 37-мм пушкой НС-37 (на прототипе МПШ-37). Оличался
сдвинутой назад на 40 мм кабиной. Первый полёт в апреле 1942 года. В августе
1942 года изготовлено 22 самолёта.
-
Як-7 М-82А - опытный со звездообразным двигателем воздушного охлаждения
М-82А. Отличался крылом с автоматическими предкрылками, радиополукомпасом,
отсутствием гаргрота за кабиной. Вооружение состояло из 2 синхронных пушек ШВАК в крыле и 1 синхронного пулемёта УБС. Изготовлен в конце 1941 года.
-
Як-7А - доработанный. Отличался системой нейтрального газа, улучшенной
аэродинамикой, фанерным колпаком вместо фонаря второй кабины, возможностью
подвески бомб калибра 100 кг. Разработан в начале 1942 года. В январе-мае
1942 года на заводе №153 изготовлено 277 самолётов.
-
Як-7Б - модернизированный. Отличался двигателем М-105ПА (позже М-105ПФ),
элементами конструкции, убирающимся хвостовым колесом, наличием радиостанции
РСИ-4. Пулемёты ШКАС заменены на УБС. Первый полёт 28 января 1942 года. С
апреля 1942 до июля 1944 годах на заводах №153 и №82 изготовлено 5120 самолётов.
-
Як-7Б - разведчик. Отличался фотокамерой в закабинном отсеке. Выпускался с
1943 года. Изготовлено 350 самолётов.
-
Як-7Б - опытный с гермокабиной А.Я.Щербакова.
-
Як-7Б - опытный с 2 ПВРД ДМ-4с конструкции И.А.Меркулова. Прошёл испытания
в марте-декабре 1944 года.
-
Як-7Б МПВО - истребитель для авиации ПВО. Отличался радиополукомпасом РПК-10
и посадочной фарой.
-
Як-7В - вывозной. Отличался двухместной кабиной, неубирающимся шасси, отсутствием
вооружения. Разработан в Новосибирске в феврале-марте 1942 года. Первый полёт
18 февраля 1942 года. С мая 1942 по декабрь 1943 года на заводе №153 изготовлено
697 самолётов.
-
Як-7Д - дальний истребитель-разведчик (опытный). Отличался крылом с металлическими
лонжеронами, увеличенным запасом топлива. Изготовлен в 1942 году.
-
Як-7ДИ - дальний истребитель, прототип Як-9. Отличался
крылом с металлическими лонжеронами, увеличенным запасом топлива. Вооружение
состояло из 1 пушки ШВАК и 1 пулемёта УБС. Первый полёт в конце июня 1942 года.
-
Як-7Л - опытный с ламинарным профилем крыла (впервые в СССР), разработанным
Г.П.Свищевым. Изготовлен летом 1944 года.
-
Як-7М - вариант истребителя Саратовского завода №292 (опытный). Отличался
вооружением из 3 пушек ШВАК, крылом уменьшенного размаха с автоматическими
предкрылками и изменёнными законцовками. Прошёл испытания в НИИ ВВС в октябре-декабре
1941 года, но серийно не строился.
-
Як-7ПД - высотный (опытный). Отличался двигателем М-105ПД мощностью 1160 л.с.,
каплевидным фонарём. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. Изготовлен летом 1942 года.
-
Як-7Р - реактивный (проект). Отличался дополнительными 2 ПВРД конструкции
И.А.Меркулова и 1 ЖРД конструкции Л.С.Душкина. Разрабатывался в 1942 году.
-
Як-7УТИ - серийный учебно-тренировочный. Отличался неубираемым задним костылём,
пониженными оборотами двигателя, непротектированными топливными баками.
Вооружение состояло из 1 пулемёта ШКАС. Первый полёт 18 мая 1941 года.
В апреле-сентябре 1941 года на заводе №301 изготовлено 186 самолётов.
Як-7 внёс значительный вклад в ход воздушной войны на восточном фронте.
Его применение не ограничивалось только боевыми действиями. Учебные модификации
использовались для подготовки лётного состава для современных по тому времени
истребителей. Использовался и для опробывания различных новшеств. Он стал одним
из первых советских истребителей, на котором устанавливалось крупнокалиберное
пушечное вооружение. На базе Як-7 создавалист летающие лаборатории для отработки
прямоточных реактивных двигателей, герметичных кабин, крыла с ламинарным профилем,
изучалась возможность увеличения дальности за счёт максимального использования
внутреннего объёма для размещения топлива. Дальнейшим развитием Як-7 стал самый
массовый советский истребитель периода войны Як-9. Серийное производство продолжалось до июля 1944 года. Всего изготовлено
6399 самолётов Як-7 всех модификаций. Из них на заводе №301 построено 186
самолётов, на заводе №82 (Москва) - 1300, на заводе №21 (Горький) - 2,
остальные (около 4900) - на зваде №153 в Новосибирске. В процессе производства
Як-7 постоянно дорабатывался. Широко применялся во время Великой Отечественной
войны с зимы 1941-1942 годов до 1944 года на всех фронтах и в авиации ПВО.
Снят с вооружения в 1946 году. Лётно-технические характеристики Модификация
| Як-7
| Як-7Б
| Двигатель
| М-105П
| М-105ПФ
| Взлётная мощность, л.с.
| 1050
| 1180
| Габариты, м: размах крыла длина высота
| 10,0 8,48 2,9
| 10,0 8,48 2,9
| Площадь крыла, м²
| 17,15
| 17,15
| Масса, кг: пустая взлётная нормальная
| 2477 2960
| 2490 3010
| Запас топлива, л
| 408
| 408
| Скорость, км/ч максимальная у земли максимальная на высоте посадочная
| 495 571 136
| 530 593 143
| Практический потолок, м
| 9250
| 9900
| Время набора высоты 5000м, мин
| 6,4
| 5,8
| Дальность полёта, км
| 643
| 645
| Длина разбега, м пробега
| 410 610
| 430 620
| Экипаж, чел
| 1
| 1
| Вооружение:
| 1 ШВАК 2 ШВАС 6 РС-82
| 1 ШВАК 2 УБС 6 РС-82
|
Список использованных источников- Игнатий А. Як-9 на вашей полке. // Авиационное обозрение. - Вып. 3. - С. 14-21.
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 58-59.
- Кондратьев В.П. Як-истребитель. // Моделист-конструктор. - 1983. - №5. - С. 17-20.
- Косминков К.Ю. Многоликий Як-7. // Авиация и Время. - 1996. - №№ 2, 3.
- Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 33.
- Никольский М. Як-истребитель. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6. - С. 2-34.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 197-199.
Перейти в Галерею
|