Хотя самолет Р-63 выглядит как увеличенный
истребитель «Аэркобра», на самом деле это абсолютно новая конструкция,
которая имеет превосходные скоростные качества на всех высотах.
Прозванный «Кингкобра» (Kingcobra) истребитель многое взял от самолета
ХР-39Е. Тем не менее, в отличие от последней конструкции Р-бЗ был
больше, чем «Аэркобра» с новым крылом, набранным их ламинарных
профилей, отличался двигателем V-1710-93 компании «Эллисон» (на
модификации Р-63А), с режимом «форсаж», увеличивавшим мощность до 1500
л. с. Хотя было построено около 3300 самолетов различных модификаций,
но к моменту, когда первые серийные экземпляры попали в ВВС США в
октябре 1943 года, самолеты Р-51В, Р-38Н и Р-47С удовлетворили
потребности ВВС во фронтовом истребителе. Поэтому большинство самолетов
Р-63 стали доступны для приобретения по ленд-лизу, и советские ВВС
удачно прихватили 2400 экземпляров. Еще 300 самолетов пошли во
французские части в Средиземноморье, но первый их потребитель — ВВС США
— ограничил использование самолетов «Кингкобра» в Америке учебными
эскадрильями. Последней модификацией, попавшей в серийное производство
в конце войны, была Р-63Е, но из заказанных 2930 самолетов до
аннулирования контракта в связи с Днем Победы было поставлено только 13
экземпляров. Шесть самолетов осталось в состоянии летной годности до
1990-х годов, пять из них летают в США, а один — в Великобритании.
Всего по ленд-лизу нам было поставлено 2400 самолетов P-63 "Кингкобра".
В США «Кингкобры» не вернулись. Этот самый современный истребитель
ленд-лиза занял после войны прочное место в советской авиации—это была
самая массовая импортная машина. «Кингкобры» получили и части,
базировавшиеся за рубежом—в Германии, Австрии, Китае. Так, их имели
части 1-й гвардейской истребительной дивизии в Нойхаузене, и 83-го
корпуса в Порт-Артуре. Переучивание личного состава и комплектацию, в
основном, обеспечивали 4-я и 6-я запасные бригады.
На Р-63 летали и морские летчики. Сколько самолетов этого типа попало в
морскую авиацию, до сих пор неизвестно, но уже после войны ими
пополняли полки ВВС Черноморского и Северного флотов, ранее вооруженные
Р-39. На Черном море их частично получили 6-й и 11-й гвардейские полки.
На Балтике на этих машинах летали 314-й (ранее 21-й) и 246-й
гвардейские полки.
Советские летчики уважали «Кингкобры» за удобство в эксплуатации, просторную
комфортабельную отапливаемую кабину с прекрасным обзором, хорошие
приборы и стрелковый прицел. Однако во многих авиачастях уже после 1948
года начала сказываться изношенность двигателей. Использование
форсированных режимов запретили, законтрив ограничители сектора газа. В
Сибири и на Дальнем Востоке отмечались случаи отказа моторов на взлете
из-за замерзания бензосистемы. Вот что писал о Р-63 маршал авиации
Пстыго, в 1952 году—заместитель командира корпуса на Камчатке: «Был
самолетом хорошим, но в связи с изношенностью и устарением мотора
наддув был уменьшен до предела, и он был уже не способен выполнять
вертикальные фигуры».
«Кингкобры» оставались в строю вплоть до поступления реактивных
истребителей. Их замена началась с 1950 года. Напоследок они сыграли
важную роль в массовом переучивании летчиков на реактивную технику—
истребители МиГ-9, а затем МиГ-15. Дело в том. что оба они имели шасси
с носовым колесом, как у Р-63. а все советские поршневые
истребители—шасси старой схемы с хвостовой опорой. На «Кингкобре» и
наладили обучение взлету и посадке на новый манер. Кое-где задачу еще
усложняли: отрабатывали заход на посадку без выпуска щитков на скорости
400-500 км/ч, имитируя МиГ-15. Уже после снятия Р-63 с вооружения
боевых частей они еще надолго задержались в летных училищах как
переходные машины: кое-где их видели даже в конце 50-х годов.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение: 1943
Размах крыла: 11,68 м
Длина: 9,96 м
Высота: 3,84 м
Площадь крыла: 23,04м²
Масса, кг: пустого самолета - 2892; нормальная взлетная - 4763
Тип двигателя: 1 ПД Allison V-1710-93
Мощность: 1325 л.с.
Максимальная скорость: 660 км/ч
Крейсерская скорость: 608 км/ч
Практическая дальность: 3540 км
Боевая дальность: 724 км
Практический потолок: 13110 м
Экипаж: 1 чел
Вооружение: 1× 37мм пушка M4, 58 патронов; 2× 12.7мм пулемёта Browning
M2 по 200 патронов на ствол в носу; 2× 12.7мм пулемёта Browning M2 по
900 патронов на ствол в крыльях. Подвески для 3*237-кг бомб.