Martin 167 был разработан конструкторским коллективом «Glenn L. Martin Company » под руководством инженера Джеймса С. Макдонелла. Самолет проектировался для использования в качестве легкого фронтового бомбардировщика, разведчика и даже штурмовика.
Конструкция. Конструктивно «Мартин 167» представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гладкой дюралевой обшивкой всех поверхностей, за исключением рулей и элеронов, обшитых полотном. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Конструкторы стремились максимально «обжать» мидель с целью снижения аэродинамического сопротивления. Ради этого им пришлось отказаться от переходов между кабинами, хотя это и являлось явным отступлением от американских традиций бомбардировочного самолетостроения. Члены экипажа могли общаться между собой только по переговорному устройству.
Крыло двухлонжеронное кессонного типа. Основные стойки шасси бесподкосные, с масляно-пневматической амортизацией убирались поворотом назад в мотогондолы. Хвостовое колесо неубирающееся. В целом самолет получился весьма изящным, аэродинамичным и легким, что обеспечило ему относительно неплохие летные данные.
Экипаж состоял из штурмана-бомбардира (он же командир), сидевшего в хорошо остекленной носовой кабине, пилота и стрелка-радиста. Иногда в состав экипажа включали еще одного человека - штурмана-навигатора. Прежде всего, это касалось французских морских эскадрилий.
Управление самолетом было дублировано. В кабине штурмана-бомбардира стоял второй штурвал и педали, которыми он мог воспользоваться для точной наводки» на цель или в случае выхода из строя пилота.
Силовая установка. На первой модификации машины стояли 14-цилиндровые двухрядные звездообразные моторы «Пратт-Уитни» R-183SC3G «Твин Уосп» с одноступенчатыми нагнетателями мощностью по 1050 л.с. Винты - трехлопастные ВИШ-автоматы «Хэмилтон-стандард» с «вентиляторными» накладками у ступицы для улучшения охлаждения цилиндров двигателей.
Вооружение. Для действий в роли бомбардировщика в фюзеляже сделали небольшой бомбоотсек, вмещавший бомбы малого и среднего калибра (от 10 до 100 кг). Общая бомбовая нагрузка даже по тогдашним меркам оказалась мала. Конструкторы планировали в дальнейшем установить дополнительно наружные подкрыльевые бомбодержатели.
Помимо бомб, «Мартин» мог атаковать противника пулеметным огнем, для чего в центроплане крыла установили четыре курсовых пулемета «Браунинг» винтовочного калибра.
Согласно проекту экипаж для самозащиты располагал тремя подвижными пулеметами «Виккерс». Один из них размещался в носовой установке (впрочем, ни на прототипе, ни на на серийных машинах его не ставили), еще один - в верхней башенной турели, а третий - в задней нижней «кинжальной» установке. В целом можно сказать, что как наступательное, так и оборонительное вооружение самолета было для того времени уже явно слабым. Положение усугублялось полным отсутствием пассивной защиты. Разработчики не захотели утяжелять машину броней и уменьшать объем топливных баков за счет их протектирования. Предполагалось, что главным защитным средством самолета будет его высокая скорость. Но на практике этот расчет не оправдался, поскольку большинство вражеских истребителей, с которыми «мартинам» вскоре пришлось иметь дело, обладали над ними неоспоримым преимуществом в скоростных характеристиках.
Во Францию, согласно договору, «Мартины» поступали без вооружения, французы сами на месте оснащали их пулеметами и бомбосбрасывателями, рассчитанными под местную номенклатуру боеприпасов. При этом, очевидно, с целью дальнейшего облегчения машины и повышения летных данных, они отказались от носовых и кинжальных пулеметных установок, еще сильнее ухудшив тем самым защищенность бомбардировщика. В крыле и в верхней турели они ставили пулеметы собственного производства МАС-34 калибра 7,5 мм. Иногда, вместо одного пулемета, в башне монтировали спарку.
«Мартин» 167 находился в совершенно неопределенном положении, пока Франции не потребовался в 1939 г. легкий бомбардировщик/штурмовик. Контракт подписали на 215 «Мартинов» 167F-3 в двух партиях (F-France).
В связи с капитуляцией Франции в июне 1940 г. Британия согласилась приобрести часть французского заказа (50 машин) и оформила заказ еще на 150, которые производились под обозначением «Мартин» 167В-4 (B-Britain) и оснащались двигателями «Пратт-Уитни» R-1830-SC3G. Они обозначались «Мериленд» Mk I и «Мериленд» Mk II соответственно. Дополнительно 32 «Мериленда» поступили в RAF и были.
Лётно-технические характеристики:
Модификация: Maryland Mk.II
Размах крыла, м: 18.69
Длина, м: 14.22
Высота, м: 3.01
Площадь крыла, м2: 50.03
Масса, кг: пустого самолета - 5700; нормальная взлетная - 7624
Тип двигателя: 2 ПД Pratt Whitney R-1830-S3C4G Twin Wasp
Мощность, л.с.: 2 х 1200
Максимальная скорость , км/ч: 508
Крейсерская скорость , км/ч: 399
Практическая дальность, км: 2890
Практический потолок, м: 9450
Экипаж, чел.: 3
Вооружение: четыре установленных в крыле 7,62-мм пулемета Browning; по одному 7,7-мм пулемету Vickers 'К' на верхней и нижней поверхностях фюзеляжа
Бомбовая нагрузка: до 907 кг
варианты окраски
|
|
|