Curtiss O-52 Owl - армейский разведчик и
самолет наблюдения, разработанный американской фирмой Curtiss-Wright.
Проект этой машины под названием «Model 85» разработали в
конструкторском бюро фирмы Curtiss Aeroplane в 1940 г. Новый ближний
разведчик и корректировщик (по американской классификации «обсервер» -
«наблюдатель») должен был продолжить длинную череду самолетов подобного
назначения, сменявших друг друга в рядах американской военной авиации
около двадцати лет. Его непосредственным предшественником являлся North
American 0–47А, принятый на вооружение в 1937 г.
Конструкторы сделали упор на взлетно-посадочные качества,
маневренность, надежность и дешевизну конструкции. Они выбрали для
своего самолета схему подкосного высокоплана, ранее отработанную на
опытных палубных истребителях XF12C-1 и XF13С-1. Такая схема обеспечила
отличный обзор обоим членам экипажа - пилоту и летчику-наблюдателю,
сидевшим в общей закрытой просторной кабине. Получился легкий и
компактный самолет несколько своеобразного вида - короткий
бочкообразный фюзеляж и длинное прямое крыло, усиленное идущими к
фюзеляжу подкосами. Для достижения хороших взлетно-посадочных качеств
крыло оснастили предкрылками и закрылками. В схему его механизации
включили и элероны зависающего типа: когда закрылки открывались на
максимальный угол, оба элерона так же шли вниз и отклонялись на 15°. И
предкрылки, и закрылки приводились в действие гидравликой.
Общую схему характерного втягивающегося в фюзеляж шасси
позаимствовали у палубного истребителя BF2C-1, но колеса теперь
убирались не ручной лебедкой, а гидроприводом. Они укладывались в
специальные ниши на бортах за двигателем. Узкая колея шасси,
безусловно, являлась недостатком для самолета, которому предстояло
работать на примитивных передовых аэоодромах. Но верхнее расположение
крыла избавляло от опасности зацепиться за грунт при возможном
раскачивании. Хвостовое колесо не убиралось.
Управление машиной было двойным - летнаб, при необходимости, мог
пилотировать самолет, вставив в гнездо съемную ручку управления. Педали
для него сделали откидными.
Для нового разведчика выбрали звездообразный мотор Pratt &
Whitney R-1340–51 Wasp взлетной мощностью 600 л.с., вращающий
трехлопастной винт-автомат Hamilton Standard. Запас бензина (408 л)
находился в двух непротектированных баках в корневых отсеках консолей.
Сравнительно небольшой самолет хорошо оснастили приборами, снабдили
посадочной фарой, радиостанцией, переговорным устройством и даже
радиополукомпасом. Предусматривалась установка фотоаппарата и двух
парашютных ракет для ночных полетов. В аварийной ситуации пилот
сбрасывал входную дверь, а стрелок покидал свое место, открыв фонарь.
O-52 получился легче всех машин аналогичного класса, состоявших на
вооружении европейских армии - английского Westland Lisander, немецкого
Henshel Hs 126B и нашего Р-10. Малый вес получился отчасти из-за отказа
от вторичной роли самолета непосредственной поддержки. O-52, в отличии
от других ближних разведчиков не мог нести бомбовую нагрузку.
Вооружение ограничивалось двумя 7.62-мм пулеметами «Кольт-Браунинг».
Один из них, синхронный, стоял неподвижно спереди (с боезапасом 200
патронов), а второй (с 500 патронами) - на шкворневой установке за
местом летнаба, выполнявшего также функции стрелка. В походном
положении установка прикрывалась гаргротом, при стрельбе опускавшимся
вниз. Фонарь над местом летнаба при этом сдвигался вперед. Эту
конструкцию в свое время разработали для морского разведчика SOC и
впоследствии неоднократно применяли на разных машинах. Бронезащиты
самолет не имел.
ВВС американской армии заказали серию из 203 O-52 еще до первого
полета опытного образца, поднявшегося в небо в 1941 г. Сразу за ним
пошли серийные машины. «Оул» получился маневренным, приятным в
пилотировании и довольно быстроходным. Сочетание малого веса и хорошей
аэродинамики привело к тому, что O-52 со своим 600-сильным мотором не
уступал по скорости O-47А с двигателем в 975 л.с. Однако практика
боевых действий в Европе показала, что сама идея классического ближнего
разведчика уже устарела. Ему не под силу было действовать в условиях
мощной ПВО, большой концентрации вражеских истребителей в воздухе.
Тихоходные и слабо вооруженные «универсальные» бипланы и монопланы
начали сменяться скоростными машинами, как правило, переделанными из
истребителей.
Лётно-технические характеристики O-52A:
Размах крыла, м: 12.43
Длина, м: 8.03
Высота, м: 2.83
Площадь крыла, м2: 19.55
Масса пустого самолета, кг: 1919
Масса нормальная взлетная, кг: 2433
Тип двигателя: 1 ПД Pratt Whitney R-1340-51 Wasp
Мощность, л.с.: 1 х 600
Максимальная скорость , км/ч: 354
Крейсерская скорость , км/ч: 309
Практическая дальность, км: 1127
Практический потолок, м: 5940
Экипаж: 2
Вооружение: два 7.62-мм пулемета