A-36 Apache - штурмовик, разработанный американской фирмой North American на базе истребителя P-51 Mustang.
Только после налета на Перл Харбор, командование армейской авиации США наконец согласилось на заказ партии Mustang для собственного использования. Начальник штаба USAAF, генерал "Хап" Арнольд (H. H. "Hap" Arnold) с большим трудом добился разрешения на заказ Mustang. 16 апреля 1942 года армия заказала партию машин NA-97, представлявших собой вариант штурмовика на базе Р-51. Штурмовой вариант получил обозначение в армии A-36A. Всего было заказано 500 машин с серийными номерами от 42-83663 до 42-84162.
A-36 известен под несколькими различными именами - первоначально самолет получил имя Apache, который первоначально было дано армией P-51, затем, после вторжения на Сицилию, имя изменили на Invader. Однако большинство военных чаще называло А-36 именем Mustang.
A-36A отличался от предыдущих версий Mustang наличием перфорированных аэродинамических тормозов с гидравлическим приводом, установленных на верхней и нижней поверхностях крыла приблизительно на середине хорды за пулеметами. В горизонтальном полете тормоза были обычно утоплены в крылья. С помощью гидропривода тормоза разворачивались на 90 градусов для снижения скорости пикирования до 250 миль в час. Под каждым крылом имелась возможность подвески или 500 фунтовой бомбы, или сбрасываемого топливного бака емкостью 75 американских галлонов, или оборудования для постановки дымовых завес. Стандартным стрелковым вооружением было шесть 12,7 мм пулеметов (два с синхронизаторами в нижней части капота двигателя и четыре в крыльях). Однако в частях два носовых пулемета зачастую снимались. Крыльевые пулеметы размещались ближе к основным стойкам шасси для снижения напряжений в конструкции в ходе взлета и посадки. На самолете применялся двигатель Allison V-1710-87 (F21R) развивавший номинальную мощность 1325 л.с. на высоте 3000 футов. Из-за всех изменений взлетный вес самолета вырос до 8370 фунтов, а максимальный - до 10700 фунтов. Максимальная скорость без внешних подвесок снизилась до 356 миль в час на высоте 5000 футов и до 310 миль в час на той же высоте с двумя 500-фунтовыми бомбами. Дальность полета и практический потолок с двумя 500-фунтовыми бомбами составляли 550 миль и 25100 футов соответственно.
Первый A-36A был готов к 21 сентября 1942 года. Поставки оставшихся A-36A закончились к марту следующего года. А-36А поступили на вооружение 27-й и 86-й групп истребителей-бомбардировщиков (FBG - Fighter Bomber Group), базировавшихся на аэродромах на Сицилии и в Италии. Верхняя часть фюзеляжа и крыльев самолетов окрашивались в оливково-зеленый цвет, а нижние части - в светло-серый. Вокруг опознавательных знаков были нанесены круги желтого цвета. Полосы такого же цвета имелись на крыльях. Обе группы прибыли в Северную Африку в апреле 1943 года вскоре после завершения Тунисской кампании. Первый боевой вылет состоялся 6 июня 1943 года на цели на острове Пантеллерия (Pantelleria). А-36А принимали участие во взятии Monte Cassino и потоплении итальянского лайнера Conte di Savoia.
Кроме 27-й и 86-й групп А-36А были на вооружении только 311-й FBG, базировавшейся в Индии. Самолеты этой группы нашли широкое применение на Индокитайско-Бирманском ТВД.
Несмотря на достаточно высокие потери, А-36А проявил себя достаточно хорошо в роли пикирующего бомбардировщика и в атаках с бреющего полета. Двигатель самолета работал достаточно тихо, что иногда позволяло осуществлять неожиданные атаки. Самолет вводился в пике обычно на высоте от 10000 до 12000 футов. В течении пикирования посредством аэродинамических тормозов скорость выдерживалась в пределах 300 миль в час. Бомбы сбрасывались на высоте порядка 3000 футов, а выход из пике - на высоте приблизительно 1500 футов. А-36А оказался довольно простым в обслуживании в полевых условиях. Из-за небольших габаритов, самолет легко маскировался между деревьев или домов. Но несмотря на достаточно высокую боевую живучесть, в ходе боев было потеряно 177 А-36А.
A-36А практически не участвовал в воздушных боях, поскольку он был оптимизирован для низковысотных действий и почти полностью терял эффективность на высотах более 10000 футов. Если воздушный бой становился неизбежным, то пилоты А-36А старались вести его на высотах не более 8000 футов, т.е. пока скоростные характеристики оставались на приемлемом уровне. Пилоты А-36А заявили о 101 вражеском самолете, сбитах в ходе воздушных боев. Один из пилотов 27-й FBG, лейтенант Майкл Руссо (Michael T. Russo), стал единственным acом на Mustang, оснащенном двигателем Allison. По несколько побед на А-36А одержал еще ряд пилотов.
В марте 1943 года один A-36A был передан для экспериментальных целей RAF, где получил серийный номер был EW998. До настоящего времени сохранился только один A-36A (серийный номер 42-83665), который демонстрируется в Музее WPAFB в Дайтоне (штат Огайо).
Лётно-технические характеристики:
Модификация А-36А
Тип: пикирующий бомбардировщик
Разработчик: North American Aviation
Производитель: «North American» (Инглвуд)
Главный конструктор: Эдгар Шмуед
Размах крыла, м: 11.28
Длина, м: 9.83
Высота, м: 3.70
Взлетная масса, кг: 4535
Тип двигателя: 1 ПД Allison V-1710
Мощность, л.с.: 1 х 1325
Максимальная скорость , км/ч: 587
Крейсерская скорость , км/ч: 402
Практическая дальность, км: 885
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м: 7650
Экипаж: 1
Вооружение: шесть 12.7мм пулеметов; 454 кг бомб