С 1933 г. фирма Buessing-NAG вела разработку
полугусеничного тягача с тяговым усилием 5 т. В результате в 1934 г.
был создан полугусеничный тягач L4, который получил военное обозначение
Sd.Kfz.6.
Однако после изготовления всего 8 тягачей этого типа в производство
был запущен доработанный фирмой Krauss-Maffei его вариант KM I 4, а в
1935 году появилась новая модификация фирмы Buessing-NAG BN I 5,
которая строилась также по лицензии на предприятиях фирмы Daimler-Benz
под обозначением DB I 5. После создания в 1936 г. фирмой Buessing-NAG
еще одного промежуточного варианта BN I 7 с более мощным двигателем
Maybach NL 38 (100 л.с.) в 1938 г. появился окончательный вариант BN L
8, выпущенный фирмой Buessing-NAG серией в 465 машин, и фирмой
Daimler-Benz серией в 227 машин (тягачи фирмы Daimler-Benz имели
обозначение DB I 8). С сентября 1939 г. изготавливался еще один
"окончательный” вариант - BN I 9 с двигателем Maybach НЕ 54 TUKRM (115
л.с). Производство тягача продолжалось до 1943 г., общее количество
выпущенных тягачей составило 3660 единиц.
Полугусеничный тягач среднего класса BN I 9 по своей компоновочной
схеме не отличается от легких тягачей D7 и Hl Kl 6: двигатель и
неведущий автомобильный мост смонтированы на сварной раме впереди, за
ними оборудовано отделение управления, а на средней и кормовой частях
рамы закреплен кузов. Здесь же смонтирован и гусеничный движитель. В
зависимости от предназначения тягач выпускался с кузовом одного из двух
типов: артиллерийский тягач Sd.Kfz.6/1 имел кузов с оборудованным в его
кормовой части зарядным ящиком, в котором перевозились боеприпасы к
буксируемому орудию, а машины для инженерных войск PF 10, 11 и 12
оснащались кузовом, предназначенным в основном для перевозки личного
состава; инженерное оборудование находилось, как правило, на
буксируемом прицепе. На обоих типах кузовов скамьи для размещения
личного состава устанавливались поперек продольной оси машины, с обеих
сторон кузова имелись вырезы для быстрой посадки десантников.
Большинство тягачей Sd.Kfz.6 было выпущено в варианте BN I 9 с
6-цилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach
HL 54 TUKRM мощностью 115 л.с. (при 2600 об/мин). В состав трансмиссии
входили сухое двухдисковое сцепление, четырехступенчатая коробка
передач, демультипликатор и двойной дифференциал. Подвеска колес
переднего автомобильного моста была выполнена на поперечной
полуэллиптической листовой рессоре, а сдвоенные обрезиненные опорные
катки гусеничного движителя имели торсионную подвеску.
С каждого борта имелось по шесть опорных катков, расположенных в
шахматном порядке. Снабженные механизмом для натяжения гусениц ведущие
колеса находились впереди. Ширина гусениц составляла 280 мм. При
движении по шоссе тягач развивал максимальную скорость 52 км/ч, на
пересеченной местности он преодолевал подъемы крутизной 24 градуса, рвы
шириной 2 м, броды глубиной 0,6 м. Топливный бак вмещал 190 л бензина,
запас хода по шоссе составлял 290 км.
К 1 марта 1945 г. в частях вермахта и войск СС насчитывалось 757 тягачей этого типа
Модификации:
Sd.Kfz.6 (PF 10, 11 и 12) - машина для инженерных войск.
Sd.Kfz.6/1 - артиллерийский тягач.
Sd.Kfz.6/2 - зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической зенитной пушкой
Sd.Kfz.6 mit 7,62 см Fk (r) "Диана” - самоходная противотанковая установка с 76,2-мм советской пушкой Ф-22.
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.6:
Классификация: полугусеничный артиллерийский тягач
Боевая масса, т: 7,5 — 9
Экипаж, чел.: 1
Десант, чел.: 6 — 14
Размеры
Длина корпуса, мм: 6325
Ширина корпуса, мм: 2260
Высота, мм: 2500
Подвижность
Тип двигателя: карбюраторный, 6-цилиндровый, водяного охл-я
Модель двигателя: «Maybach» HL 54 TUKRM
Мощность двигателя, л.с.: 115 (кВт.- 84,6)
Колёсная формула: полугусеничный
Тип подвески: торсионная (катков гусениц)
Ширина гусеницы, мм: 280
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 290
Преодолеваемый подъём, град.: 24°
Ширина преодолеваемого рва, м: 2
Преодолеваемый брод, м: 0,6