Пятница, 22.11.2024, 02:14 Приветствую Вас Гражданский

Навигация
Категории раздела
Бомбардировщики [68]
военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения
Истребители [56]
военные самолёты, предназначенные для уничтожения воздушных целей
Разведчики [35]
предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Транспортные [17]
летательный аппарат, предназначенный для выполнения транспортировки грузов
Штурмовики [10]
боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для штурмовки наземных целей
Авиационное вооружение [19]
оружие, устанавливаемое на летательный аппарат
Случайная статья
Deacon
Deacon
Ваше мнение
Лучший средний танк Второй мировой войны
Всего ответов: 1227
Статистика

Счетчик PR-CY.Rank


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Наш баннер


Weapons of War, Оружие войны

Weapons of War, Оружие войны

Реклама
-->





"."
Партнёры
Главная » Статьи » Армейская авиация » Истребители

И-16

И-16 тип 5 из 4 аэ республиканских ВВС Испании

И-16 тип 10 ВВС Китая

И-16 тип 24 из 4 гв.иап ВВС КБФ

И-16 тип 29 Героя Советского Союза П.А.Бринько

Разработку перспективного скоростного истребителя-моноплана Н.Н.Поликарпов начал летом 1932 года в инициативном порядке. В мае 1933 года ВВС проявляют интерес к проектируемому самолёту и выдают Поликарпову на него задание. В ноябре 1933 года руководству ВВС показан деревянный макет ЦКБ-12. 22 ноября Совет Труда и Обороны СССР принимает решение о запуске самолёта в серийное производство под обозначением И-16. В конце года были построены 2 прототипа: с отечественным двигателем М-22 и американским Райт "Циклон" F-2. 30 декабря лётчик-испытатель завода №39 В.П.Чкалов впервые поднял ЦКБ-12 с двигателем М-22 в небо. В январе 1934 года состоялся полёт и второго прототипа. Испытания продолжались до октября. Одновременно шло освоение производства истребителя на заводах №39 в Москве и №21 в Горьком. В 1935 году И-16 экспонировался на международной выствке в Милане (как спортивный самолёт АСБ).

И-16 представляет собой свободнонесущий низкоплан с веретёнообразным коротким фюзеляжем и убирающимся шасси. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения, закрытым капотом NASA, с двухлопастным воздушным винтом. В процессе производства тип двигателя менялся. Начиная с типа 18 устанавливался винт переменного шага. Конструкция планера смешанная. Фюзеляж имел деревянный каркас (сосна, ясень), усиленный стальными подкосами, с обшивкой из берёзового шпона и миткалевого полотна. Основной силовой частью конструкции самолёта был центроплан, связывающий между собой крылья, фюзеляж, шасси и двигатель. Центроплан имел жёсткую ферменную конструкцию с деревянной и дюралевой обшивкой. Отъёмные части крыла имели аналогичную конструкцию. Лобовые части крыла обшивались дюралюминием, после чего всё крыло обтягивалось полотном. Место сочленения крыла и центроплана закрывалось дюралевой лентой шириной 100 мм. Элероны и хвостовое оперение имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Самолёты первых серий имели фонарь кабины, сдвигающийся вперёд. Начиная с типа 10 устанавливался неподвижный козырёк. Состав вооружения у самолётов разных типов был различным.

Существовали следующие модификации:

  • ЦКБ-12 - прототип. Изготовлен на заводе №39.
  • ЦКБ-12П (И-16П) - прототип пушечного истребителя. Изготовлен на заводе №39.
  • ЦКБ-18 - опытный штурмовик. Отличался увеличенным размахом крыльев, бронезащитой кабины пилота, 4 крыльевыми пулемётами ШКАС или ПВ-1, бомбовым вооружением. Изготовлен в 1935 году.
  • ЦКБ-29 (СПБ, "изделие164") - скоростной пикирующий бомбардировщик. Изготовлен в 1936 году.
  • И-16 тип 4 (ЦКБ-12бис) - первый серийный вариант. Оснащался мотором М-22. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов ШКАС. Выпускался в 1934-1935 годах на заводах №39 и №21. Изготовлено 400 экземпляров. В 1934 году на заводе №21 выпускались самолёты И-5, ХАИ-1 и И-14. И-16 стал четвёртым типом, откуда и пошло его официальное обозначение.
  • И-16 тип 5 - самолёт с двигателем М-25 (лицензионный Райт "Циклон" F-3). Капот двигателя оснащён лобовыми жалюзи, изменён механизм уборки шасси. Поставлялся в Испанию и Китай.
  • И-16 тип 6 - истребитель с 3 пулемётами ШКАС (1 синхронный в нижней части фюзеляжа). В 1937 году на заводе №21 изготовлено 30 самолётов.
  • И-16 тип 9 - штурмовик. Вооружение состояло из 6 пулемётов ШКАС. Испытывался в конце 1937 года.
  • И-16 тип 10 - истребитель с 4 пулемётами ШКАС (2 синхронных в верхней части фюзеляжа). Оснащался форсированным двигателем М-25В и посадочными щитками. В зимнее время могли устанавливаться лыжи. Поставлялся в Испанию и Китай. В Испании часть самолётов (эскадрилья №4 под командованием А.Ариаса) была оснащена американскими двигателями Райт "Циклон" F-54 и кислородными приборами. Всего изготовлено 934 самолёта.
  • И-16 тип 11 - штурмовик. Отличался неубирающимся шасси. Разработан на заводе №21.
  • И-16 тип 12 - истребитель с пушечным вооружением. Оснащался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС и 2 пушками ШВАК. Выпускался на заводе №21 в 1937-1938 годах.
  • И-16 тип 17 - пушечный истребитель. Отличался размещением пулемётов ШКАС в фюзеляже и форсированным двигателем М-25В. Выпускался в 1938 году на заводе №21. Изготовлено 314 самолётов.
  • И-16 тип 18 - истребитель с двигателем М-62. На заводе №21 в 1939 году изготовлено 177 самолётов. В тип 18 переоборудовано 134 ранее выпущенных И-16. Впервые применён на Халхин-Голе.
  • И-16 тип 19 - вариант И-16 тип 10 с крыльевыми пулемётами СН. Выпускался с 1939 года.
  • И-16 тип 20 - истребитель сопровождения с подвесными баками. Прошёл испытания в 1939 году.
  • И-16 тип 24 - истребитель с двигателем М-63. Вооружение состояло из 4 пулемётов ШКАС. Выпускался на заводах №21 и №153.
  • И-16 тип 27 - пушечный истребитель с двигателем М-62. Изготовлено 59 самолётов.
  • И-16 тип 28 - пушечный истребитель с двигателем М-63. Изготовлено 293 самолёта.
  • И-16 тип 29 - истребитель с 12,7-мм пулемётом БС и 2 синхронными ШКАС. Выпускался с 1940 года.
  • И-16В - высотный. Отличался наличием турбокомпрессора. На заводе №156 переоборудовано несколько самолётов.
  • И-16П - пушечный. Отличался двигателем Райт "Циклон". Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС и 2 пушек ШВАК. Переоборудован из И-16 тип 5.
  • И-16П (ЦКБ-12П) - пушечный. Отличался установкой 2 пушек в торцах центроплана. Переоборудован из И-16 тип 10.
  • И-161 - модернизированный. Вооружение состояло из 4 крыльевых пулемётов ШКАС и 4 20-кг бомб. Разработан в 1935 году.
  • И-161 (второй с таким обозначением) - облегчённый вариант И-16. Разработан в 1937 году.
  • И-163-1 - эталон 1937 года. Отличался посадочными щитками. Масса снижена до 1600 кг.
  • И-163-2 - вариант с посадочными щитками увеличенной площади.
  • И-164 (И-16с) - истребитель сопровождения (сопроводитель). Оснащался двигателем М-25В и 2 дополнительными топливными баками. Испытывался в феврале 1938 года.
  • И-165 (И-16бис) - модернизированный. Отличался двигателем М-62, новой конструкцией крыла, имненённой формой фюзеляжа, новым капотом двигателя и дополнительными топливными баками. Изготовлено 2 самолёта.
  • И-166 - облегчённый до 1383 кг. Отличался двигателем М-25В, капотом NASA с регулируемой задней щелью и лобовым кольцевым маслорадиатором.
  • УТ-2 (8211) - учебно-тренировочный (опытный). Отличался двухместной кабиной с общим фонарём. Разработан в начале 1935 года на заводе №21. Изготовлено 3 самолёта.
  • УТИ-2 тип 14 - серийный учебно-тренировочный. Отличался раздельными кабинами и неубирающимся шасси. Оснащался двигателем М-22. Выпускался в 1935-1937 годах на заводе №21.
  • УТИ-3 - учебно-тренировочный с двигателем М-58 (опытный). Построен и испытан в 1935 году.
  • УТИ-4 тип 15 - учебно-тренировочный с двигателем М-25. Отличался убирающимся шасси. Выпускался на заводах №21, №153 и №458. Изготовлено 3189 самолётов.
  • УТИ-4Б тип 15Б - боевой вариант УТИ-4. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов БС, 6 РС-82 и 2 50-кг бомб. Вторая кабина закрывалась дюралевым колпаком. Разработан на заводе №458 (эвакуированном в Баку) в 1941 году.
  • C.8 - испанский вариант И-16. Вооружался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС. Занимал промежуточное положение между типами 5 и 10. В 1938-1939 годах изготовлено 14 самолётов. Находился на вооружении в ВВС Испании до 1953 года.
  • "Чжун 28-Цзя" - китайский вариант И-16. Отличался двигателем Райт "Циклон" R-1820-F, обшивкой из бамбука. В 1938-1939 годах изготовлено 3 истребителя и 30 двухместных учебно-тренировочных самолётов.

И-16 стап первым в мире массовым истребителем. Он выпускался на 5 заводах: №39 (Москва), №21 (Горький), №153 (Новосибирск, построен специально для И-16), №458 (Ростов-на-Дону) и №600 (Урумчи, Западный Китай). Ещё 14 самолётов изготовлены в Испании на заводе SAF-15 в Аликанте. Всего в 1934-1942 годах было выпущено 10292 самолёта различных модификаций (включая учебные). И-16 различных типов применялся в Испании, Китае, на Халхин-Голе, в совеско-финляндской войне и в начальный период Великой Отечественной. На 22 июня 1941 года И-16 всех типов составляли 26% истребителей в западных округах и почти половину в морской авиации). Истребители новых типов (ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1) ещё только начали поступать в войска и летать на них умели, в лучшем случае, командиры полков и эскадрилей. И-16 был самым освоеным рядовыми лётчиками истребителем и отражать первый натиск врага пришлось именно ему (вместе с поликарповским же И-153). В некоторых частях эти самолёты эксплуатировались до 1944 года. На Дальнем Востоке И-16 оставались в строю до августа 1945 года (на вооружении 888 иап).

Лётно-технические характеристики

Модификация
Тип 5
Тип 10
Тип 17
Тип 24
Тип 29
Двигатель
М-25А
М-25
М-25В
М-63
М-63
Взлётная мощность, л.с.
730
750
750
900
900
Габариты, м:
                 размах крыла
                 длина
                 высота

9,0
5,985
3,25

9,004
6,074
3,25

9,004
6,074
3,25

9,004
6,13
3,25

9,004
6,13
3,18
Площадь крыла, м²
14,54
14,54
14,54
14,54
14,54
Масса, кг:
                 пустая
                 взлётная нормальная

1118,5
1508

1327
1716

1425,5
1810

1382,5
1882

1396,5
1940
Время виража, с
14-15
16-18
17-18
17-18
16-17
Скорость, км/ч
                 максимальная у земли
                 максимальная на высоте
                 посадочная

390
445
117

398
448
126

385
425
131

410
462
130,5

419
470
131
Практический потолок, м
9100
8470
8240
9700
9800
Время набора высоты 5000м, мин
7,7
6,9
<8,9
6,0
5,8
Дальность полёта, км
540
525
417
440
440
Длина разбега, м
                 пробега
220
200
260
288
280
405
260
300
260
300
Экипаж, чел
1
1
1
1
1
Вооружение:
2 ШКАС
4 ШКАС
2 ШКАС
2 ШВАК
4 ШКАС
2 ШКАС
2 БС

Список использованных источников
  1. Берсенёв Л., Спивак И. Боевой долгожитель // Крылья Родины. - 1984. - №8. - С. 28-30.
  2. Иванов В. Неизвестный И-16 // Крылья Родины. - 1993. - №12. - С. 20-21.
  3. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 52-53.
  4. Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8-9.
  5. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 19-20.
  6. Маслов М. Истребитель И-16. - М.: М-Хобби, 1997.
  7. Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 12-13.
  8. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 275.
  9. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 491-497.













Категория: Истребители | Добавил: Weapons-of-War (25.06.2009)
Просмотров: 6638 | Теги: и-16, самолёт, самолет, штурмовик, истребитель, И16, Советский | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0
Другие статьи:
Венгерская зенитная самоходная установка 40M Nimrod
Венгерский лёгкий танк 38M Toldi
Американская самоходно-артиллерийская установка, класса самоходных гаубиц M43
Истребитель–бомбардировщик Messerschmitt Me.262
Французский сверхтяжёлый танк Char 2C (FCM 2C)
7.92мм авиационный ручной пулемет MG-81
9мм пистолет-пулемет системы Шмайссера MP-28.II
7.92мм станковый пулемет ZB-53 / Vz.37
Немецкий одноместный планер-истребитель Blohm & Voss Bv.40
Немецкий 8-тонный полугусеничный артиллерийский тягач MittlererZugkraftwagen Sd.Kfz.7

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по сайту
Язык сайта/Language
Случайное фото
Друзья сайта
Электронная Книга Памяти Украины Cкачать бесплатно книги, журналы, документальные фильмы о ВМФ война в книгах и фотографиях Сайт по истории family-history.ru. История, биографии, ономастика
Ключевые слова
танк (186)
ss (42)
Waffen (42)
СС (42)
mk (35)
37мм (32)
1945 (29)
9мм (29)
pistole (28)
20мм (25)
Т-34 (23)
PaK (19)
Carro (18)
ил-2 (18)
45мм (16)
Armato (16)
Pzkpfw (16)
як-3 (16)
m3 (14)
Як (14)
СУ (13)
ил2 (12)
Mauser (11)
ЯК3 (10)
ИС (9)
M1 (8)
Pz (8)
ил 2 (8)
май (8)
30мм (7)
Panzer (7)
M2 (6)
PzB (6)
Steyr (6)
ил (6)
PzB-39 (5)
StuG (5)
ИС-2 (5)
ИСУ (5)
т34 (5)
1910 (4)
23мм (4)
Berlin (4)
Gewehr (4)
III (4)
M11/39 (4)
mas (4)
Mk.IV (4)
mp (4)
P-35 (4)
Вся информация взята из открытых источников
и предназначена только для ознакомления. © 2009-2024