И-16 тип 5 из 4 аэ республиканских ВВС Испании
| И-16 тип 10 ВВС Китая
| И-16 тип 24 из 4 гв.иап ВВС КБФ
| И-16 тип 29 Героя Советского Союза П.А.Бринько
|
Разработку перспективного скоростного истребителя-моноплана
Н.Н.Поликарпов начал летом 1932 года в инициативном порядке. В мае 1933 года
ВВС проявляют интерес к проектируемому самолёту и выдают Поликарпову на
него задание. В ноябре 1933 года руководству ВВС показан деревянный макет
ЦКБ-12. 22 ноября Совет Труда и Обороны СССР принимает решение о запуске
самолёта в серийное производство под обозначением И-16. В конце года были
построены 2 прототипа: с отечественным двигателем М-22 и американским Райт
"Циклон" F-2. 30 декабря лётчик-испытатель завода №39 В.П.Чкалов впервые
поднял ЦКБ-12 с двигателем М-22 в небо. В январе 1934 года состоялся полёт
и второго прототипа. Испытания продолжались до октября. Одновременно шло
освоение производства истребителя на заводах №39 в Москве и №21 в Горьком.
В 1935 году И-16 экспонировался на международной выствке в Милане (как
спортивный самолёт АСБ). И-16 представляет собой свободнонесущий низкоплан с веретёнообразным
коротким фюзеляжем и убирающимся шасси. Силовая установка состояла из
поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения, закрытым капотом
NASA, с двухлопастным воздушным винтом. В процессе производства тип двигателя
менялся. Начиная с типа 18 устанавливался винт переменного шага. Конструкция
планера смешанная. Фюзеляж имел деревянный каркас (сосна, ясень), усиленный
стальными подкосами, с обшивкой из берёзового шпона и миткалевого полотна.
Основной силовой частью конструкции самолёта был центроплан, связывающий
между собой крылья, фюзеляж, шасси и двигатель. Центроплан имел жёсткую
ферменную конструкцию с деревянной и дюралевой обшивкой. Отъёмные части
крыла имели аналогичную конструкцию. Лобовые части крыла обшивались дюралюминием,
после чего всё крыло обтягивалось полотном. Место сочленения крыла и центроплана
закрывалось дюралевой лентой шириной 100 мм. Элероны и хвостовое оперение
имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Самолёты первых серий имели
фонарь кабины, сдвигающийся вперёд. Начиная с типа 10 устанавливался неподвижный
козырёк. Состав вооружения у самолётов разных типов был различным. Существовали следующие модификации: -
ЦКБ-12 - прототип. Изготовлен на заводе №39.
-
ЦКБ-12П (И-16П) - прототип пушечного истребителя. Изготовлен на заводе №39.
-
ЦКБ-18 - опытный штурмовик. Отличался увеличенным размахом крыльев, бронезащитой
кабины пилота, 4 крыльевыми пулемётами ШКАС или ПВ-1, бомбовым вооружением.
Изготовлен в 1935 году.
-
ЦКБ-29 (СПБ, "изделие164") - скоростной пикирующий бомбардировщик. Изготовлен
в 1936 году.
-
И-16 тип 4 (ЦКБ-12бис) - первый серийный вариант. Оснащался мотором М-22.
Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов ШКАС. Выпускался в 1934-1935
годах на заводах №39 и №21. Изготовлено 400 экземпляров. В 1934 году на
заводе №21 выпускались самолёты И-5, ХАИ-1 и И-14. И-16 стал четвёртым
типом, откуда и пошло его официальное обозначение.
-
И-16 тип 5 - самолёт с двигателем М-25 (лицензионный Райт "Циклон" F-3).
Капот двигателя оснащён лобовыми жалюзи, изменён механизм уборки шасси.
Поставлялся в Испанию и Китай.
-
И-16 тип 6 - истребитель с 3 пулемётами ШКАС (1 синхронный в нижней части
фюзеляжа). В 1937 году на заводе №21 изготовлено 30 самолётов.
-
И-16 тип 9 - штурмовик. Вооружение состояло из 6 пулемётов ШКАС. Испытывался
в конце 1937 года.
-
И-16 тип 10 - истребитель с 4 пулемётами ШКАС (2 синхронных в верхней части
фюзеляжа). Оснащался форсированным двигателем М-25В и посадочными щитками.
В зимнее время могли устанавливаться лыжи. Поставлялся в Испанию и Китай.
В Испании часть самолётов (эскадрилья №4 под командованием А.Ариаса) была
оснащена американскими двигателями Райт "Циклон" F-54 и кислородными приборами.
Всего изготовлено 934 самолёта.
-
И-16 тип 11 - штурмовик. Отличался неубирающимся шасси. Разработан на заводе №21.
-
И-16 тип 12 - истребитель с пушечным вооружением. Оснащался 2 крыльевыми
пулемётами ШКАС и 2 пушками ШВАК. Выпускался на заводе №21 в 1937-1938 годах.
-
И-16 тип 17 - пушечный истребитель. Отличался размещением пулемётов ШКАС
в фюзеляже и форсированным двигателем М-25В. Выпускался в 1938 году на
заводе №21. Изготовлено 314 самолётов.
-
И-16 тип 18 - истребитель с двигателем М-62. На заводе №21 в 1939 году
изготовлено 177 самолётов. В тип 18 переоборудовано 134 ранее выпущенных
И-16. Впервые применён на Халхин-Голе.
-
И-16 тип 19 - вариант И-16 тип 10 с крыльевыми пулемётами СН. Выпускался
с 1939 года.
-
И-16 тип 20 - истребитель сопровождения с подвесными баками. Прошёл испытания
в 1939 году.
-
И-16 тип 24 - истребитель с двигателем М-63. Вооружение состояло из 4 пулемётов
ШКАС. Выпускался на заводах №21 и №153.
-
И-16 тип 27 - пушечный истребитель с двигателем М-62. Изготовлено 59 самолётов.
-
И-16 тип 28 - пушечный истребитель с двигателем М-63. Изготовлено 293 самолёта.
-
И-16 тип 29 - истребитель с 12,7-мм пулемётом БС и 2 синхронными ШКАС.
Выпускался с 1940 года.
-
И-16В - высотный. Отличался наличием турбокомпрессора. На заводе №156 переоборудовано
несколько самолётов.
-
И-16П - пушечный. Отличался двигателем Райт "Циклон". Вооружение состояло
из 2 синхронных пулемётов ШКАС и 2 пушек ШВАК. Переоборудован из И-16 тип 5.
-
И-16П (ЦКБ-12П) - пушечный. Отличался установкой 2 пушек в торцах центроплана.
Переоборудован из И-16 тип 10.
-
И-161 - модернизированный. Вооружение состояло из 4 крыльевых пулемётов
ШКАС и 4 20-кг бомб. Разработан в 1935 году.
-
И-161 (второй с таким обозначением) - облегчённый вариант И-16. Разработан
в 1937 году.
-
И-163-1 - эталон 1937 года. Отличался посадочными щитками. Масса снижена
до 1600 кг.
-
И-163-2 - вариант с посадочными щитками увеличенной площади.
-
И-164 (И-16с) - истребитель сопровождения (сопроводитель). Оснащался двигателем
М-25В и 2 дополнительными топливными баками. Испытывался в феврале 1938 года.
-
И-165 (И-16бис) - модернизированный. Отличался двигателем М-62, новой конструкцией
крыла, имненённой формой фюзеляжа, новым капотом двигателя и дополнительными
топливными баками. Изготовлено 2 самолёта.
-
И-166 - облегчённый до 1383 кг. Отличался двигателем М-25В, капотом NASA
с регулируемой задней щелью и лобовым кольцевым маслорадиатором.
-
УТ-2 (8211) - учебно-тренировочный (опытный). Отличался двухместной кабиной
с общим фонарём. Разработан в начале 1935 года на заводе №21. Изготовлено
3 самолёта.
-
УТИ-2 тип 14 - серийный учебно-тренировочный. Отличался раздельными кабинами
и неубирающимся шасси. Оснащался двигателем М-22. Выпускался в 1935-1937
годах на заводе №21.
-
УТИ-3 - учебно-тренировочный с двигателем М-58 (опытный). Построен и испытан
в 1935 году.
-
УТИ-4 тип 15 - учебно-тренировочный с двигателем М-25. Отличался убирающимся
шасси. Выпускался на заводах №21, №153 и №458. Изготовлено 3189 самолётов.
-
УТИ-4Б тип 15Б - боевой вариант УТИ-4. Вооружение состояло из 2 крыльевых
пулемётов БС, 6 РС-82 и 2 50-кг бомб. Вторая кабина закрывалась дюралевым
колпаком. Разработан на заводе №458 (эвакуированном в Баку) в 1941 году.
-
C.8 - испанский вариант И-16. Вооружался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС. Занимал
промежуточное положение между типами 5 и 10. В 1938-1939 годах изготовлено
14 самолётов. Находился на вооружении в ВВС Испании до 1953 года.
-
"Чжун 28-Цзя" - китайский вариант И-16. Отличался двигателем Райт "Циклон"
R-1820-F, обшивкой из бамбука. В 1938-1939 годах изготовлено 3 истребителя
и 30 двухместных учебно-тренировочных самолётов.
И-16 стап первым в мире массовым истребителем. Он выпускался на 5 заводах:
№39 (Москва), №21 (Горький), №153 (Новосибирск, построен специально для
И-16), №458 (Ростов-на-Дону) и №600 (Урумчи, Западный Китай). Ещё 14 самолётов
изготовлены в Испании на заводе SAF-15 в Аликанте. Всего в 1934-1942 годах
было выпущено 10292 самолёта различных модификаций (включая учебные). И-16
различных типов применялся в Испании,
Китае, на Халхин-Голе,
в совеско-финляндской войне и в начальный
период Великой Отечественной. На 22 июня 1941 года И-16 всех типов составляли
26% истребителей в западных округах и почти половину в морской авиации).
Истребители новых типов (ЛаГГ-3,
МиГ-3, Як-1)
ещё только начали поступать в войска и летать на них умели, в лучшем случае,
командиры полков и эскадрилей. И-16 был самым освоеным рядовыми лётчиками
истребителем и отражать первый натиск врага пришлось именно ему (вместе
с поликарповским же И-153). В некоторых частях
эти самолёты эксплуатировались до 1944 года. На Дальнем Востоке И-16 оставались
в строю до августа 1945 года (на вооружении 888 иап). Лётно-технические характеристики Модификация
| Тип 5
| Тип 10
| Тип 17
| Тип 24
| Тип 29
| Двигатель
| М-25А
| М-25
| М-25В
| М-63
| М-63
| Взлётная мощность, л.с.
| 730
| 750
| 750
| 900
| 900
| Габариты, м: размах крыла длина высота
| 9,0 5,985 3,25
| 9,004 6,074 3,25
| 9,004 6,074 3,25
| 9,004 6,13 3,25
| 9,004 6,13 3,18
| Площадь крыла, м²
| 14,54
| 14,54
| 14,54
| 14,54
| 14,54
| Масса, кг: пустая взлётная нормальная
| 1118,5 1508
| 1327 1716
| 1425,5 1810
| 1382,5 1882
| 1396,5 1940
| Время виража, с
| 14-15
| 16-18
| 17-18
| 17-18
| 16-17
| Скорость, км/ч максимальная у земли максимальная на высоте посадочная
| 390 445 117
| 398 448 126
| 385 425 131
| 410 462 130,5
| 419 470 131
| Практический потолок, м
| 9100
| 8470
| 8240
| 9700
| 9800
| Время набора высоты 5000м, мин
| 7,7
| 6,9
| <8,9
| 6,0
| 5,8
| Дальность полёта, км
| 540
| 525
| 417
| 440
| 440
| Длина разбега, м пробега
| 220 200
| 260 288
| 280 405
| 260 300
| 260 300
| Экипаж, чел
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| Вооружение:
| 2 ШКАС
| 4 ШКАС
| 2 ШКАС 2 ШВАК
| 4 ШКАС
| 2 ШКАС 2 БС
| Список использованных источников- Берсенёв Л., Спивак И. Боевой долгожитель // Крылья Родины. - 1984. - №8. - С. 28-30.
- Иванов В. Неизвестный И-16 // Крылья Родины. - 1993. - №12. - С. 20-21.
- Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 52-53.
- Косминков К.Ю., Гринюк Д.В. Самолёты сталинских соколов. - СПб.: "Аэромузей", 1992. - С. 8-9.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 19-20.
- Маслов М. Истребитель И-16. - М.: М-Хобби, 1997.
- Оружие Победы. - М.: "Молодая гвардия", 1975. - С. 12-13.
- Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 275.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. - 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994. - С. 491-497.
|