8 декабря 1933 года Управление ВВС РККА подготовило
новый план опытного строительства авиапромышленности СССР на 1934-1935
годы, где среди прочих заданий значился ближний бомбардировщик ББ.
Через некоторое время обозначение самолёта в документах сменяется на
средний бомбардировщик (СБ). Специально для его разработки в АГОС ЦАГИ
в феврале 1934 года создаётся конструкторская бригада №5 во главе с
главным конструктором А.А.Архангельским. Общее руководство проектом
ЦАГИ-40 (АНТ-40) осуществлял
А.Н.Туполев. При проектировании был учтён опыт создания самолётов
АНТ-21, АНТ-29 и АНТ-30, что позволило избежать многих осложнений и
ошибок. Самолёт получился с чистыми аэродинамическими формами без
каких-либо резко выступающих частей. Вся полезная нагрузка размещалась
внутри фюзеляжа. Эскизный проект был представелен Управлению ВВС на
утверждение уже 8 марта. 25 апреля началась постройка первого прототипа. Первый
прототип АНТ-40РЦ впервые поднялся в небо 7 октября 1934 года
(лётчики-испытатель К.К.Попов). 30 декабря совершил первый полёт второй
прототип с двигателями "Испано-Сюиза" (лётчик-испытатель И.С.Журов).
Испытыния подтвердили высокие лётные характеристики самолёта, после
чего аббревиатуру СБ стали расшифровывать как "скоростной
бомбардировщик". В марте 1935 года началась подготовка к серийному
производству на заводе №22 в Москве (решение об этом было принято ещё
в апреле 1934 года). Первые 10 серийных машин были сданы в феврале 1936
года. В середине 1936 года бригада Архангельского была переведена на
завод №22 и преобразована в самостоятельное ОКБ. В 1936 году к
производству СБ присоединился завод №125 в Иркутске. Больших
трудностей в серийном производстве самолёт не вызывал, а требовал лишь
небольших доработок конструкции. Он был быстро освоен строевыми
лётчиками, что позволило продемонстрировать его широкой публике уже на
воздушном параде над Красной площадью 7 ноября 1936 года. Самолёт
СБ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана со
среднерасположенным крылом. Фюзеляж цельнометаллический, овального
сечения, переходящий в центроплан широкими зализами. Шасси трёхопорное
с хвостовым колесом. Основные стойки убираются в мотогондолы. В зимнее
время на шасси устанавливались лыжи. Силовая установка состояла из 2
поршневых двигателей жидкостного охлаждения М-100 (позже М-100А, затем
М-103, М-103У, М-104, М-105). Винты применялись двухлопастные
фиксированного
шага ВФШ или трёхлопастные изменяемого шага ВИШ-2. Бомбы могли
размещаться в бомбоотсеке и под крылом (на самолётах поздних выпусков).
Оборонительное вооружение состояло из 4 пулемётов ШКАС: 2 у штурмана, 1
у стелка в турели ТУР-9 и 1 в нижней люковой установке. Впервые в мире
применено ленточное боепитание пулемётов (ранее использовалось
магазинное). На некоторых самолётах под крылом могли подвешиваться
реактивные снаряды РС-132. Существовали следующие модификации: АНТ-40РЦ - первый
прототип. Отличался звездообразными двигателями Райт "Циклон".
Изготовлен в 1934 году. Первый полёт 7 октября 1934 года. АНТ-40ИС -
второй прототип. Отличался крылом увеличенной площади и двигателями
"Испано-Сюиза" 12Y. Изготовлен в 1934 году. Первый полёт 30 декабря
1934 года. Ар-2 (СБ-РК, РК, КР) - пикирующий бомбардировщик.
Отличался новой носовой частью фюзеляжа, двигателями М-105Р с винтами
ВИШ-22Е,
крылом уменьшенной площади, наличием аэродинамических тормозов-решёток,
установкой радиаторов в консолях крыла. Разработан в 1939 году.
Выпускался в 1940-1941 годах. Изготовлено около 200 самолётов. ММН
- вариант СБ с двигателями М-105 (опытный). Отличался уменьшенной
площадью крыла и оперения, дополнительными топливными баками на 205 л.
Вооружение сокращено до 3 пулемётов ШКАС. Изготовлен в 1939 году. ММН-2М-104 - дублёр. Отличался двигателями М-104. ПС-40
- транспортный самолёт. Отличался наличием
3 грузовых отсеков в фюзеляже общим объёмом 2,58 м3. Выпущен малой
серией в 1938 году на заводе №22. Переоборудовано также несколько ранее
выпущенных СБ. Применялся в ГВФ. ПС-41
- транспортный и почтовый самолёт. Отличался двигателями М-103У,
отсутствием вооружения. Изготовлен 1 самолёт на заводе №89 ГВФ и
переоборудовались снимаемые с вооружения и СБбис3. ПС-41бис - вариант ПС-41 с подвесными баками. СБ-2М-100 - серийный скоростной бомбардировщик. Отличался крылом с профилем NASA-230 и двигателями
М-100 (лицензионный вариант "Испано-Сюиза" 12Y). Выпускался в 1936-1937 годах. СБ-2М-100А - серийный с двигателями М-100А. Выпускался в 1937-1938 годах. СБ-2М-100А
модернизированный - опытный. Отличался экранированной пулемётной
установкой Тур МВ-3, новой люковой установкой с коленным оптическим
прицелом. Изготовлен в 1937 году. СБ-2М-100А "крейсер" - ночной
истребитель. Отличался носовой установкой из 4 пушек ШВАК. В 1941 году
изготовлено 2 самолёта. Применялся при отражении
налётов на Москву. СБ-2М-103 1939 года - развитие СБбис3. Выпускался массовой серией с 1939 года. СБ-2М-103 (СН) - опытный со скорострельными пулемётами СН. СБ-2М-103
"прожекторный" - самолёт для подсветки бомбардировщиков противника. В
1941 году переоборудован 1 самолёт. Использовался в ПВО Москвы. СБ-2М-103 "тральщик" - воздушный тральщик. Переоборудован 1 самолёт. СБ-2М-104 - самолёт с двигателями М-104. Выпущен малой серией. СБ-2М-105 - самолёт с двигателями
М-105. Выпущен в 1940 году малой серией. СБ-2М-105ТК - опытный с турбокомпрессорами. Изготовлено 3 самолёта. СБбис
(СБ-2М-103) - модернизированный. Отличался увеличенной кабиной
штурмана, двигателями М-103, составом оборудования и увеличеной до 1500
кг бомбовой нагрузкой. Для улучшения обзора из кабины пилота
мотоустановка несколько опущена вниз. Выпускался с сентября 1938 года. СБбис2 - опытный. Отличался полированной обшивкой крыла. Изготовлен в марте 1938 года. СБбис3
- модернизированный.
Отличался новыми капотами двигателей, туннельными радиаторами, заменой
водомасляных радиаторов на воздушно-масляные. Выпускался малой серией в
1938 году. СБ с трёхколёсным шасси - опытный. Отличался шасси с носовой стойкой. Изготовлен в 1940 году. СББ-1 - пикирующий бомбардировщик (опытный). Отличался двухкилевым оперением. Изготовлен в 1940 году. СБ-Н - опытный. Отличался установкой в носовой турели пушки ШВАК вместо пулемётов. СБ-Ш - штурмовик (опытный). Отичался установкой 2 подвижных
пшек ШВАК под фюзеляжем. УСБ
(СБ-УК) - учебный. Отличался специальной кабиной инструктора,
устанавливаемой вместо кабины штурмана. Выпускался с 1938 года.
Изготовлено 29 самолётов. Ещё 81 самолёт переоборудован в войсках. B-71
- чехословацкий вариант СБ. Отличался двигателями Авиа HS 12 Ydrs и
вооружением. В 1938-1940 годах на заводах Авиа, Аэро и Летов
изготовлено 160 самолётов.
СБ выпускался в 1936-1941 годах на двух заводах в СССР и
на трёх в Чехословакии. Всего изготовлен 6831 самолёт различных
модификаций. В процессе производства он постоянно модернизировался.
Кроме ВВС РККА самолёты поставлялись на вооружение республиканской
Испании, Китая и Чехословакии (61 самолёт). В Испании СБ получил
обозначение "Катюшка" - по имени героини популярной тогда оперетты
(официально BK, т.е. "Бомбардьеро Катюшка"). Первое боевое примение
состоялось днём 28
октября 1936 года, когда четвёрка СБ нанесла удар по франкистскому
аэродрому в Табладе (близ Севильи). Долгое время (до появления Bf109)
они были практически неуязвимы для немецких и итальянских истребителей.
СБ применялся также потив японцев в Китае, на Хасане и Халхин-Голе, в
финскую войну. К началу Великой Отечественной войны он уже считался
устаревшим, но составлял основу советской фронтовой бомбардировочной
авиации. Активно применялся на фронте до 1943 года. При этом
использовался не только по прямому назначению
как бомбардировщик, но и для буксировки планёров и мишеней, в качестве
связного, для полётов за линию фронта к партизанам, применялся в ГВФ в
качестве почтового и транспортного. На СБ в 1936-1937 годах установлен
ряд отечественных и международных авиационных рекордов. До настоящего
времени сохранился единственный экземпляр СБ, который экспонируется в
музее ВВС в Монино. Большинство чешских B-71 достались немцам, которые
использовали их как вспомогательные и учебные, а позже передали своим
союзникам: Болгарии (24 самолёта), Венгрии, Словакии, Финляндии. ВВС
Финляндии эксплуатировали также несколько трофейных СБ советского
производства. На СБ совешили тараны
экипажи: Жук А.И., Гуменников А.В.; Малиенко Т.С., Катин С.И., Петров
Н.Д.; Протасов А.С., Ярулин А.К., Бесарабов; Сиволобов В.И. Всего было создано 6656 самолетов СБ. Лётно-технические характеристики модификация СБ-2М-100А СБ-2М-103 Экипаж, чел
3 3 Двигатели М-100А М-103 Мощность, л.с.: 2х850 2х960 Габариты, м: длина 12,27
12,27 размах крыла 20,33 20,33 высота
4,735 4,735 Площадь крыла, м3 56,7
56,7 Масса взлётная, кг 5732 6175 Скорость максимальная, км/ч
423 419 Дальность полёта, км 2150
1500 Потолок, м 9560 9600 Бомбовая нагрузка,
кг: нормальная 500 500 максимальная 600 1600 Пулемётное вооружение
4 ШКАС 4 ШКАС
|