В 1935 г. Рейхсминистерство авиации Германии выдало техническое задание
на проектирование скоростного бомбардировщика. Скорость машины должна
была быть не менее 500 км/час. В конкурсе приняли участие четыре фирмы:
Фокке-Вульф, Хеншель, Мессершмитт и Юнкерс. Фирма Юнкерс представила на
рассмотрение два проекта: Ju.85 с двухкилевым оперением и Ju.88 обычной
схемы. В проектировании принимали участие американские специалисты по
применению легких сплавов в авиастроении. Руководство Люфтваффе
остановило свой выбор на самолете обычной схемы Ju.88. Первый вылет
Ju.88V-1 c двигателем DB600A совершил 23 декабря 1936 г. Фюзеляж
овального сечения для удобства действий экипажа имел значительную
площадь остекления носовой части. На одном из следующих образцов, -
Ju.88V-3, - был установлен мотор Jumo 211A. В связи с требованием ВВС
обеспечить возможность бомбардировки с пикирования был изготовлен
Ju.88V-6, послуживший прототипом предпромышленной серии А-0. На этой
модели был установлен пикировочный тормоз и усилена конструкция.
Аналогичная машина, но с незастеклённым носом и усиленным вооружением
стала основой для выпуска истребителя-бомбардировщика Ju.88C.
Первые машины Ju.88A стали поступать в части в начале 1939 г.
Производство новой машины было развернуто на многих предприятиях разных
фирм. Самой массовой машиной стал Ju.88A-4. По сравнению с первыми
моделями на нем были установлены более мощные двигатели - Jumo 211J-1 в
1340 л.с. Крыло имело размах 20 м вместо 18,37 м. Стандартное
вооружение состояло из 7,9-мм пулемета
MG-81 в носовой части самолета, спаренный MG-81Z или 13-мм
MG-131
для стрельбы вперед и два пулемета 7,9-мм для стрельбы назад из кабины,
MG-131 или MG-81Z, установленный в кормовой части подфюзеляжной
гондолы. Внутри бомбоотсека помещалось 10 бомб по 50 кг и на внешней
подвеске четыре 250 кг или две 500 кг бомбы. В перегрузочном варианте
самолет мог нести на внешней подвеске четыре 500 кг бомбы. Всего было
разработано 17 вариантов серии А (не считая подвариантов), в том числе
А-15 с бомбовой нагрузкой 3000 кг и А-17, -
торпедоносец-бомбардировщик, способный нести две торпеды F5b. В 1939 г.
был разработан разведчик Ju 88B с двигателями воздушного охлаждения BMW
801MA мощностью 1600 л.с.
Следующий вариант Ju.88C, -
истребитель-бомбардировщик, - планировалось выпускать в двух вариантах:
с моторами BMW 801MA и Jumo 211B-1. В серию пошел только Ju.88C-2 с
двигателем воздушного охлаждения в 1200 л.с. Вооружение состояло из
20-мм пушки
MG/FF и три 7,9-мм пулеметов
MG-17.
Скорость машины достигала 502 км/час, что примерно соответствовало
данным истребителя Ме.110. В дальнейшем самолеты серии С оснащались и
более мощными двигателями. Ju.88C-6 с двумя 1340-сильными Jumo 211J
стал самым массовым истребительным вариантом "юнкерса-88". Вооружение
было очень мощным: три пулемета 7,9-мм и три 20-мм пушки. Самолеты
серии Ju.88R оснащались двигателями BMW 801MA (а затем и BMW 801D) и
поисковыми РЛС. Конструкция машины была аналогична Ju.88C. По
требованию ВВС Ju.88A-1 был переделан в разведчик Ju.88D. Машина
оснащалась фотокамерами и подвесными топливными баками.
Оригинальной конструкцией явился Ju.88P - штурмовик, специализированный
на борьбе с танками. Несколько вариантов штурмовика были вооружены 37,
50 и 75-мм пушками, жизненно важные агрегаты бронировались.
Серия G базировалась на конструкции Ju.88C, но оснащалась более мощным
двигателем (в том числе Jumo 211E форсажной мощностью 1800 л.с.) и
разнообразным радиолокационным оборудованием. На базе Ju.88D-1,G-1 был
разработан сверхдальний разведчик Ju.88H.
Удлинение фюзеляжа
на 3,29 м позволило увеличить запас топлива. Соответственно дальность
полета выросла до 5150 км. Значительно улучшенный вариант самолета
Ju.88A-4 получил наименование Ju.88S. Машина приобрела аэродинамически
более обтекаемую форму. Подфюзеляжная гондола стала меньших размеров.
На самолетах этой серии устанавливались мощные двигатели BMW 801TJ и
Jumo 213A-12 (последний - форсированной мощности при впрыске
водно-метаноловой смеси 2125 л.с.). На высоте 8500 м Ju.88S достигал
скорости 615 км/час. Бомбовая нагрузка составляла 2-3 тонны. Экипаж -
три человека. Параллельно был разработан фоторазведчик Ju.88T.
Всего было выпущено 14676 Ju.88 шестидесяти модификаций. "Юнкерс-88"
быстро стал основным самолетом-бомбардировщиком Люфтваффе. Он принимал
участие практически во всех операциях Второй мировой войны. Большая
часть отрядов дальнеразведывательной авиации также оснащалась
"восемьдесят восьмыми". Наряду с Ме.110, самолет широко применялся в
ночных истребительных частях ПВО. Над морем действовали торпедоносцы
Ju.88A-17, правда, в весьма ограниченных масштабах.
К
нападению на Советский Союз было привлечено шесть бомбардировочных
эскадр, вооруженных машинами Ju.88 (эскадры №№ 1, 3, 51, 54, 76, 77), а
также отдельная 806 авиагруппа. "Юнкерсы" 3-й и 54-й эскадр принимали
участие в первых налетах на Москву. Постепенно на самолеты данного типа
перешли все бомбардировочные соединения на Восточном фронте, ранее
оснащенные "Хейнкелями" и "Дорнье".
После Курской битвы
количество бомбардировочной авиации на советско-германском фронте
быстро уменьшалось. Часть соединений была переброшена на Запад, где они
постепенно переоснащались самолетами других типов. К августу 1944 г. на
Восточном фронте остался только один отряд, оснащенный Ju.88. Это был
специализировавшийся на ударах по железным дорогам 14 отряд 3 эскадры.
После этого Ju.88 остались только в составе разведотрядов и частей
ночных истребителей.
Отдельно следует упомянуть о применении
штурмовиков Ju.88P. Создание этой модели было вызвано усилиями
германского командования по ликвидации технического превосходства
советских танков КВ и Т-34. Впервые штурмовик был применен весной 1943
г. против советских танковых корпусов на Украине. Самолет не получил
широкого распространения, так как даже дооборудованный, не мог
эффективно действовать на малых высотах, в зоне сильной ПВО. Поэтому в
1944 г. Ju.88P направлялись на вооружение ночных штурмовых эскадр.
Активно использовались Ju.88 в борьбе с советским ВМФ. Эсминцы
Балтийского флота "Карл Маркс" и "Сердитый" в 1941 г. стали жертвами
"Юнкерсов" 806 группы, подчиненной Авиакомандованию Балтийского моря. В
следующем году от их ударов погибли черноморские эсминцы "Свободный" и
"Безупречный". Всего за 1941-43гг. из числа советских кораблей класса
линкор, крейсер, эсминец Ju.88 потопили пять,
Ju.87 - десять, He.111 – два корабля.
"Юнкерсы-88” в течении всей войны оставались машинами, удовлетворяющими
требованиям времени. Радиус действия позволял им в ряде случаев
наносить удары по объектам стратегического тыла (бомбардировка в июне
1943 г. заводов Горького, Саратова и Ярославля). Однако общее изменение
обстановки, переход Германии к оборонительной войне привел к
исчезновению Ju.88 из состава ударной авиации Люфтваффе.
В
1945 г. ВВС Германии применили "Юнкерсы" в качестве самолета-снаряда в
системе "Мистель". Система состояла из бомбардировщика, начиненного
взрывчаткой, и истребителя, выполнявшего функции самолета управления.
Такими самолетами-снарядами немцы пытались уничтожить переправы через
Одер в марте 1945 г. Особых успехов достигнуто не было, так как
точность попадания была невысокой, а сами "спарки" несли потери от огня
зениток и атак истребителей.
На Крайнем Севере на начало
Великой Отечественной войны имелось два подразделения Ju.88 в составе 5
Воздушного флота. На аэродроме Киркенес базировались 6 отряд 30
бомбардировочной эскадры и 1-й отряд 124-й группы дальней разведки.
Последний всю войну находился на Севере, постоянно имея на вооружении
"Юнкерсы-88" различных модификаций.
Один бомбардировочный
отряд (6./30) на столь протяженный участок фронта не мог обеспечить
решение всех задач, которые ставило перед ним командование. Поэтому
вскоре в Заполярье были переброшены 4-й и 5-й отряды. Таким образом,
вся II-я группа сосредоточилась на Крайнем Севере. Кроме того, по
приказу Геринга из Франции 1 августа 1941 г. была переброшена I группа
30 эскадры в составе 21 машины. И, наконец, 28 декабря 1941 г. на
аэродромы Северной Норвегии прибыла последняя, III группа, в составе 30
самолетов. "Юнкерсы" активно участвовали в боевых действиях. На их
счету самая крупная потеря Северного флота - эсминец "Стремительный",
потопленный 5 отрядом 20 июля в Екатерининской гавани. Конечно, и
потери I и II групп были существенными. До октября 1941 г. II группа
потеряла 26 машин, первая до конца года - 14 (в том числе небоевые
потери).
С наступлением полярной зимы активность 30 эскадры
резко сократилась. К тому же II группа была переброшена в центральную
Россию и вновь появилась на Севере лишь в апреле 1942 г. I-я группа
понесла большие потери и в феврале насчитывала всего семь машин.
Поэтому единственным полнокровным подразделением в то время была III
группа. Именно ее самолеты совершили первую успешную атаку на конвой
PQ-13, потопив два крупных транспорта. До операции против 16-го конвоя,
когда в налетах принимала участие вся 30 эскадра, эта группа вела
борьбу на полярных трассах. На ее счету, кроме транспортов, британский
крейсер "Тринидад". Массированным атакам подверглись три конвоя: PQ-16,
PQ-17, PQ-18. Наиболее мощной была атака 27 мая, в которой участвовал
101 Ju.88. В результате, было потоплено 4 транспорта и несколько
повреждено. Еще больших успехов добились пилоты "Юнкерсов" при разгроме
17-го конвоя, потопив семь судов. Но почти все суда были атакованы уже
после роспуска конвоя. Немецкие потери были относительно невелики. При
налетах на PQ-13 - один самолет, QP-10 - пять, PQ-16 - восемь и PQ-17 -
две потерянных машины. Сосредоточив значительные силы бомбардировочной
авиации, командование 5-го флота получило возможность наносить удары и
по объектам глубокого тыла. Налеты августа - сентября 1942 г. на
Архангельск производились с финского аэродрома Кеми "Юнкерсами" 30-й
эскадры.
В сентябре 1942 г., когда ожидался очередной,
восемнадцатый конвой, дополнительно прибыла еще одна группа Ju.88. На
этот раз - III группа 26 торпедоносной эскадры в составе 35
торпедоносцев Ju.88. Несмотря на такое массированное применение
авиации, значительные потери в судах, разгромить конвой не удалось. А
ВМС и ВВС Германии понесли большие потери, в том числе 40 самолетов, из
них не менее 8 "Юнкерсов"-торпедоносцев.
В начале ноября
большая часть 30 эскадры была переброшена в Средиземноморье. На Севере
осталась только первая группа. Ее самолеты еще пытались атаковать
союзные конвои и порт Мурманск, но без особых успехов. В июле 1943 г. и
эта часть была перебазирована на Запад. На Крайнем Севере остались
только разведчики Ju.88.
В ноябре 1944 г. в Норвегию были
переброшены две группы 26-й эскадры в составе 81 торпедоносца Ju.88.
Эскадра предприняла несколько атак против союзных конвоев, потопив
только один отставший транспорт. Атаки непосредственно на конвои
срывались силами охранения.
Численность бомбардировщиков
Ju.88 в Северной Норвегии составляла: на 29 июня 1941 г.- 12 машин, в
сентябре 1941 г.- 25, в феврале 1942 г.- 7, в начале мая - 60, на 1
июля 1942 г.- 103, на 1 декабря 1943 г.- один, на 1 марта 1944 г.- две.
В составе 1./124 разведотряда на 29.06.41г насчитывалось три Ju.88A-5,
в феврале 1942 г.- пять, на 1 декабря 1943 г.- тринадцать Ju.88D-1,
один Ju.88D-5, четыре Ju.88A-4.
Согласно данным советского
командования, следует заметить, весьма не точным, авиацией, ПВО и
кораблями Северного флота за всю войну было уничтожено 177
"Юнкерсов-88", в том числе 51 – в 1941 г., 97 - в 1942 г., 15 - в 1943
г. и четыре - в 1944 г. Авиацией и ПВО Карельского фронта было сбито
около 150 "88-х", 54 из которых - за первый год войны. На сегодняшний
день достоверными потерями следует считать пока лишь 155 самолетов.
Тактико-технические характеристики Junkers Ju.88:
Классификация: пикирующий бомбардировщик, бомбардировщик
Первый полёт: 21 декабря 1936
Принят на вооружение: 1939
Производитель: Junkers
Всего построено: 15 000
Характеристики
Экипаж: 4 чел
Макс. скорость на высоте: 4750 м 510 км/ч
Боевой радиус: 2108 км
Боевой потолок: 9080 м
Размеры
Длина: 14,2 м
Высота: 4,7 м
Размах крыла: 18 м
Площадь крыла: 47,8 м²
Масса
Пустой: 3900 кг
Снаряжённый: 7700 кг
Силовая установка
Двигатели: 2× Junkers Jumo 211A (или BMW 801 в некоторых модификациях) жидкостного охлаждения, перевернутый V-12
Тяга (мощность): 1200 л.с. (900 кВт)
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 7 x 7.92 мм пулемета
Масса подвесных элементов: 2500 кг